Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
статья по теме
Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_socialno-psihologicheskih_sluzhb_2010_g..doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся
Л.К.Чистякова учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ № 11
Развитие воспитания в системе образования в России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов. Это стало возможным, прежде всего потому, что впервые в основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса.
Проблема развития воспитания привлекает особое внимание, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения. Все мы видим острую необходимость развития деятельностного подхода к организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся, гуманизацию своей педагогической деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников.
Наша школа участник деятельности кафедрального базового образовательного учреждения кафедры филологии Педагогической академии последипломного образования Московской области.
В программе реализации деятельности кафедральной площадки немаловажная роль отводится практической стороне работы социально-психологической службы образовательного учреждения.
В основе деятельности психолога является консультационная и диагностическая направленность.
Психолог проводит консультации с учащимися, родителями, учителями. Выступает на родительских собраниях и лекториях. Проводит психологические тренинги с учителями на педагогических советах.
В соответствии с планом реализации программы КБОУ проведены исследования коммуникативных умений по тесту В.Ф. Ряховского, диагностика преобладающего стиля межличностных отношений по методике Т.Лири. Анализ показал, что в группе преобладают такие стили общения как дружелюбный и альтруистический. Проведена диагностика психологического климата в группе по методике Лутошкина. У большинства (83%) присутствует удовлетворённость группой и её психологическим климатом.
Сравнительный анализ результатов исследования (по вышеуказанным диагностикам) за 2 года (2008-2009, 2009-2010 учебные года) указывает на положительную динамику по многим показателям, что свидетельствует о положительном влиянии факультативного курса «Основные религии России» на личность подростка.
Рекомендации психолога помогают при планировании и выборе методов и форм воспитательной работы и проведении внеклассных мероприятий.
В тесной взаимосвязи в образовательном учреждении работает психолог и социальный педагог.
Одна из задач, стоящих перед социальной службой – это способствовать нравственному воспитанию подростков в системе духовно-нравственных ориентаций и моральных стереотипов, формирование толерантности.
В настоящее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире без насилия и жестокости. Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос человеком, уважающим окружающих его людей. Такое воспитание ребенок должен получать с раннего детства и в семье, и в школе.
Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника и формирование чувства сплоченности классного коллектива, умения конструктивно вести себя во время конфликта, т.е. завершить его без насилия.
Одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы - участие в социальных проектах, социальных инициативах.
Что такое инициатива? Слово имеет несколько значений. Первое, почин, побуждение к началу какого-либо дела. Второе, способность к самостоятельным действиям.
Значит социальная инициатива – побуждение сделать что-либо социально полезное, необходимое окружающим.
Какие могут быть социальные проекты? Масштабные - это те, которые рассчитаны на массовое участие; точечные, т.е. направленные на формирование нравственных качеств в одном ребенке.
Ребята нашей школы - активные инициаторы социальных мини-проектов. Это встречи с детьми с ограниченными возможностями на базе библиотеки «АЗБУКИ»; сбор книжек и игрушек, участие в акции «Новый дом для книжек и игрушек». Главное в этих акциях, что ребята начинают понимать: милосердие и благотворительность делают этот мир лучше и добрее. Осознание того, что от твоих поступков кто-то становится счастливее, делает тебя самого счастливым.
Воспитывать необходимо не только толерантное отношение к окружающим, но и уважение к культуре, традициям страны, в которой живем. В нашей школе проведена акция «Чистое слово». Ребята подготовили доклады на тему « Скверные слова», «Сквернословие и здоровье» и выступили с ними перед учащимися 7-10 классов. Такие мероприятия воспитывают уважение к языку и речи, как к части культурного наследия нашей страны.
Встречи с ветеранами в нашей школе являются традиционными, но в канун 65-летия Великой Отечественной войны запланированы мероприятия:
-«Подарок ветерану»;
-посещение ветеранов, помощь на дому.
Общение в непринужденной обстановке воспитывает любовь и уважение к старшему поколению, чувство ответственности за будущее. В школе ведется «Книга Памяти». Она составлена из рассказов учеников о своих прадедушках, о их жизни во время Великой Отечественной войны, послевоенной жизни.
Традиционным в нашей школе стало шефство над воспитанниками детских садов. Ребята из школьного отряда ЮИД «Дорожный патруль» постоянно посещают детский сад № 26 и проводят с его воспитанниками занятия по правилам дорожного движения.
Под руководством социального педагога разработан и действует добровольческий проект «Мы выбираем здоровье», его лозунг «Земля подарила миру тебя, а ты подари земле жизнь!»
В рамках этого проекта проводятся разнообразные мероприятия:
- собрания для родителей, с выступлением психолога и социального педагога, врачей;
- выступление агитбригады «Дорога к доброму здоровью»;
- игра «Есть над чем задуматься?» (о вредных привычках);
- для младших школьников внеклассное мероприятие «Чудесная азбука здоровья»;
- уборка и облагораживание территории школы, улицы Лопатина.
Опыт показывает, если ты сам участвовал в благоустройстве территории, уже не возникнет желание ломать и сорить. Такие мероприятия направлены на воспитание уважения к своему и чужому труду.
Учащиеся нашей школы активно принимают участие во всех городских мероприятиях. Семнадцать волонтеров нашей школы награждены дипломами в номинации «Доброе сердце» за активное участие в городском волонтерском движении и мероприятиях, направленных на профилактику здорового образа жизни.
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Необходимо воспитывать и учить наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития, учить тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"
В статье говорится о взаимосвязи языка и внутреннего мира человека. Именно бережное отношение...
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"
Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...