Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
статья по теме

Чистякова Людмила Константиновна

Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_socialno-psihologicheskih_sluzhb_2010_g..doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль социально-психологической службы                                                        в духовно-нравственном воспитании учащихся

Л.К.Чистякова учитель русского языка

                                                                      и литературы   МОУ СОШ № 11

Развитие воспитания в системе образования в России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов. Это стало возможным, прежде всего потому, что впервые в основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса.
Проблема развития воспитания привлекает особое внимание, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения. Все мы видим острую необходимость развития деятельностного подхода к организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся,  гуманизацию своей педагогической деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников.

        Наша школа участник деятельности кафедрального базового образовательного учреждения  кафедры филологии Педагогической академии  последипломного образования Московской области.

        В программе реализации деятельности кафедральной площадки немаловажная роль отводится практической стороне работы социально-психологической  службы  образовательного учреждения.

        В основе деятельности психолога является консультационная и диагностическая направленность.

        Психолог проводит консультации с учащимися, родителями, учителями. Выступает на родительских собраниях и лекториях. Проводит психологические тренинги с учителями на педагогических советах.

В соответствии с планом  реализации программы КБОУ проведены исследования коммуникативных умений по тесту В.Ф. Ряховского, диагностика преобладающего стиля межличностных отношений по методике Т.Лири. Анализ показал, что в группе преобладают такие стили общения как дружелюбный и альтруистический. Проведена диагностика психологического климата в группе по методике Лутошкина. У большинства (83%) присутствует удовлетворённость группой и её психологическим   климатом.

Сравнительный анализ результатов исследования (по вышеуказанным диагностикам) за 2 года (2008-2009, 2009-2010 учебные года) указывает на положительную динамику по многим показателям,  что свидетельствует о положительном влиянии  факультативного курса «Основные религии России» на личность подростка.

Рекомендации психолога помогают при планировании и выборе методов и форм воспитательной работы и проведении  внеклассных мероприятий.

В тесной  взаимосвязи в образовательном учреждении работает психолог и социальный педагог.

        Одна из  задач,  стоящих перед социальной службой – это способствовать нравственному воспитанию подростков в системе духовно-нравственных ориентаций и моральных  стереотипов, формирование толерантности.

        В настоящее время все чаще возникают разговоры о толерантном  мире без насилия и жестокости. Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос человеком, уважающим окружающих его людей. Такое воспитание ребенок должен получать с раннего детства и в семье, и в школе.

Воспитание этого качества происходит ежедневно – это  и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника и формирование чувства сплоченности классного  коллектива, умения конструктивно вести себя во время конфликта, т.е. завершить его без насилия.

Одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы - участие в социальных проектах, социальных инициативах.

Что такое  инициатива?  Слово имеет несколько значений. Первое, почин, побуждение к началу какого-либо дела. Второе, способность к самостоятельным  действиям.

Значит социальная инициатива – побуждение сделать что-либо социально полезное, необходимое окружающим.

Какие могут быть социальные проекты? Масштабные - это те, которые  рассчитаны на массовое участие; точечные, т.е. направленные на формирование нравственных качеств в одном ребенке.

Ребята нашей школы - активные инициаторы социальных мини-проектов. Это встречи с детьми с ограниченными  возможностями на базе библиотеки «АЗБУКИ»; сбор книжек и игрушек, участие в акции «Новый дом для  книжек и игрушек». Главное в этих акциях, что ребята начинают понимать: милосердие и благотворительность делают этот мир лучше и добрее. Осознание того, что от твоих поступков кто-то становится счастливее, делает тебя самого счастливым.

Воспитывать необходимо не только толерантное отношение к окружающим, но и уважение  к культуре, традициям страны, в которой живем. В нашей школе проведена акция «Чистое слово». Ребята подготовили доклады на тему « Скверные слова», «Сквернословие и здоровье» и выступили с ними перед учащимися 7-10 классов. Такие мероприятия воспитывают уважение к языку и речи, как к части культурного наследия нашей страны.

Встречи с ветеранами  в нашей школе являются традиционными, но в канун 65-летия  Великой Отечественной войны запланированы мероприятия:

-«Подарок ветерану»;

-посещение ветеранов, помощь на дому.

Общение в непринужденной обстановке воспитывает любовь и уважение к старшему поколению, чувство ответственности за будущее. В школе ведется «Книга Памяти». Она составлена из рассказов учеников о своих прадедушках, о их жизни  во время Великой Отечественной войны, послевоенной жизни.

Традиционным в нашей школе стало шефство над воспитанниками детских садов. Ребята из школьного отряда ЮИД «Дорожный  патруль» постоянно посещают  детский сад № 26 и проводят с его воспитанниками занятия по правилам дорожного движения.

Под руководством социального педагога разработан и действует добровольческий проект «Мы выбираем здоровье», его лозунг «Земля подарила миру тебя, а ты подари земле жизнь!»

В рамках этого проекта проводятся разнообразные мероприятия:

- собрания для родителей, с выступлением психолога и социального педагога, врачей;

- выступление агитбригады  «Дорога к доброму здоровью»;

- игра «Есть над чем  задуматься?» (о вредных привычках);

- для младших школьников внеклассное мероприятие «Чудесная азбука здоровья»;

- уборка и облагораживание  территории школы, улицы Лопатина.

Опыт показывает, если ты  сам участвовал в благоустройстве территории, уже не возникнет желание ломать и сорить. Такие мероприятия направлены на воспитание уважения к своему и чужому труду.

Учащиеся нашей школы активно принимают участие во всех городских мероприятиях. Семнадцать волонтеров нашей школы награждены дипломами в номинации «Доброе сердце» за активное участие в городском волонтерском движении и мероприятиях, направленных на профилактику здорового образа жизни.

Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Необходимо воспитывать и учить наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития, учить тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"

В  статье  говорится  о  взаимосвязи  языка  и  внутреннего  мира  человека. Именно  бережное  отношение...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"

Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...