К вопросу адаптации в ДОУ
материал по психологии на тему
Информация об особенностях адаптационного периода в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_adaptatsii_v_dou.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ В ДОУ
Подготовила:
педагог-психолог
Макеева М. С.
Проблема взаимодействия личности и среды является чрезвычайно важной при анализе процесса психического развития. Особое место занимает в решении этой проблемы анализ не только активности личности, но и особенностей ее адаптации.
Понятие «адаптация» является ключевым в научном исследовании живого организма, так как именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без специальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.
Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только воспитаннику к группе, к своему месту в детском саду, к воспитателю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.
С приходом ребенка 3—4 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению
веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
- Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук, – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я. Л. Коломинский – Москва: – Просвещение, 1988. - 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".
Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...
Обобщение опыта по теме Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников
Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования прошел успешно, необходимо создать определенные условия. Тема пед...
Вопросы адаптации УМК по немецкому языку для обучения в качестве второго иностранного.
Вашему вниманию предлагается рабочая прграмма для 7-го класса по немецкому языку как второму иностранному из расчета 2 часа в неделю....
ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
В статье раскрываются аспекты работы с подростками....
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ .
Причины плохой адаптации в 5-м классе. (По материалам сети ИНТЕРНЕТ) Рекомендации для родителей....
Вопросы адаптации обучающихся в школе
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 ...
Первый раз в пятый класс! Вопросы адаптации при переходе в среднее звено
МБОУ Горковская СОШ Выступление на родительском собрании5 класса на тему:«Первый раз в пятый класс!Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»педагога-психолога ...