Первый раз в пятый класс! Вопросы адаптации при переходе в среднее звено
статья по психологии (5 класс) по теме

Чеканова Анна Валерьевна

МБОУ Горковская СОШ

 

 

 

 

 

 

Выступление на родительском собрании

5 класса на тему:

«Первый раз в пятый класс!

Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»

педагога-психолога А.В. Чекановой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_5_klassa.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Горковская СОШ

Выступление на родительском собрании

5 класса на тему:

«Первый раз в пятый класс!

Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»

педагога-психолога А.В. Чекановой

2016-2017 учебный год

           Цели

  • расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;
  • раскрыть понятие “ школьная адаптация”;
  • привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Выступление

В настоящее время без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в образовательном учреждении становится невозможным. Оказание действенной психологической помощи обучающимся в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Сегодня мы с Вами поговорим об адаптации. Переход из начального звена в среднее считается наиболее сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

А что же такое адаптация?

Адаптация (приспособление к среде) – социально-психологический процесс, который ведёт к состоянию адаптированности, выражающемуся в способности личности без длительных и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, переживать чувство самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Выделяют два основных вида адаптации:

  • Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).
  • Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).

Трудности школьной жизни пятиклассника.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.

Меняется социальная ситуация развития.  Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младших школьников связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.  Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Несмотря на большое количество исследований, пока нет единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества. Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И.Фельдштейн – общественно полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно значимую деятельность.  Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а с многими учителями, учитывать особенности их личности  и требований (порой противоречивых). Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.

Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых, делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчая их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь. На первой стадии развития подростков (10-11 лет) они принимают себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт.

У обучающихся меняются мотивы – у подростков 10-11 лет мотивы труда занимают половину побудительной сферы их личности, 23,3% - относятся к индивидуально-общественным мотивам (самоутверждение, но не корыстолюбие), 13,3 -  - индивидуалистические мотивы  (ориентированы на извлечение из труда только личной выгоды).

У подростков меняются собенности личности. Изменения заключаются в том, что в этот период начинает проявляться самостоятельность. Обучающиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника.  Стремление занять место в коллективе сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.  Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

У части учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятым в средней школе. С этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться стpax взросления, внешне не всегда проявляемый.

Чем мы можем помочь пятиклассникам?

В октябре будет проведена диагностика мотивации и адаптации к обучению в 5 классе с помощью психодиагностической методики определения уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Данная методика позволит определить динамику развития познавательных процессов обучающихся, а также уровень адаптации и мотивации пятиклассников.

Изучение особенностей адаптационных процессов позволит выявить пятиклассников,  испытывающих трудности и своевременно оказать им помощь и поддержку.

С обучающимися, испытывающими трудности в адаптации, будут проведены коррекционно-развивающие занятия по программе адаптации детей к средней школе « Первый раз в пятый класс!» (автор Е. Г. Коблик). Программа является модифицированным вариантом авторской программы Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс». Программа изменена в соответствие с годовым планом работы МБОУ Одинцовского центра диагностики и консультирования и запросом, условиями образовательного учреждения. Программа апробирована педагогами-психологами Одинцовского центра диагностики и консультирования, с целью охвата наибольшего количества обучающихся психолого-педагогическим сопровождением.

Она позволяет сформировать умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • Навыки уверенного поведения;
  • Навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • Навыки самоподдержки;
  • Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В апреле мы проведем повторную диагностику, чтобы увидеть насколько успешно прошел процесс адаптации.

Чтобы облегчить процесс адаптации для пятиклассников, мы подготовили для Вас памятки с рекомендациями (раздать памятки).

Помните! Ухудшение успеваемости в 5 классе в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Поэтому, наша задача:

  • создать детям условия для успешного обучения в среднем звене;
  • помочь детям адаптироваться к средней школе.

Интерактивное упражнение на создание позитивного эмоционального настроя “Теплые пожелания родителей 5 классу”.

На листе формата А1 нарисовать солнце, из цветной бумаги вырезать лучи по количеству родителей.

Инструкция: “Уважаемые родители, Вам будут розданы лучики, на которых Вы можете написать теплые пожелания своим детям, пятиклассникам! Приклейте эти лучики к солнышку. Пусть это солнышко, вместе с Вашими теплыми пожеланиями каждый день напоминает ребятам о том, что Вы их любите и заботитесь о них!”. Вместе с родителями повесить солнце с пожеланиями в классе.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
  2. Коблик Е.Г. Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!»
  3. Крюкова Д.С.  Выступление на родительском собрании в 5-м классе на тему "Помощь пятиклассникам в период адаптации" http://festival.1september.ru/articles/616516/
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.  ВведениеОсновные направления работы психологической службы в период ада...

Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.  ВведениеОсновные направления работы психологической службы в период ада...

Родителям пятиклассников. Проблемы трудового образования при переходе в среднее звено после начальной школы.

В этой статье изложены основные проблемы и способы их решения, возникающие в начальном этапе обучения пятиклассников на уроках Технологии. Также на эту тему, только в контексте общего образования можн...

Психологическая адаптация обучающихся начальных классов при переходе в среднее звено

В презентации дан материал психолога и социального педагога по теме "Адаптация обучающихся"...

Диагностика адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено

Материалы можно использовать для ежегодной диагностики пятиклассников...

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

Основная цель технологии — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям...


 

Комментарии

Чеканова Анна Валерьевна

Памятку родителям пятиклассников можно найти здесь https://vk.com/greatpsychologist?w=wall-59524220_56