К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ .
материал (5 класс) на тему

Викентьева Елена Алексеевна

Причины плохой адаптации в 5-м классе. (По материалам сети ИНТЕРНЕТ)

 

Рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ .

Уважаемые родители пятиклассников!
Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет — во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.

В который раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников.

Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в школе исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос.

В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей.

Полезная информация

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения:

классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни,  и адаптация у них затягивается.  В такой период дети нередко меняются —  тревожатся без явных на то причин,  становятся робкими или,  наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся  забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1.  Разные требования со стороны учителей-предметников,  необходимость все их учитывать и выполнять.

2.  Большой поток информации,  незнакомые термины,  слова.  Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у  взрослых.

3.  Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы,  а классному руководителю не удается  уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом  периоде их школьной жизни.

 

Рекомендации для родителей

•  Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома,  создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

•  Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий,  соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

•  Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов,  фруктов и овощей.  Организации правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря:  скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

 

Первое условие школьного успеха пятиклассника —  безусловное принятие ребенка,  несмотря на те   неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

' Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому   прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

' Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

'  Недопустимость физических мер воздействия,  запугивания,  критики в адрес ребенка,  особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

' Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

'  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.  Медлительные и   малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,  быстро теряют к нему интерес,  если    чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

' Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля   за его учебной деятельностью.

' Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

' Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

'  Помни!  Ты не лучше всех,  ты не хуже всех!  Ты —  неповторимый для самого себя,  родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо,  если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего  ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Внимательно прочитайте  советы и вдумайтесь в их смысл. Надеюсь, что они помогут Вам обрести доверие Вашего ребенка.

  1. Разговаривайте со своим  ребенком о своих и его делах  независимо  от того, сколько вашему ребенку лет, даже если Вы очень сильно устали за день. Помните, купаясь в жалости к себе, Вы теряете доверие своего ребенка, - это всегда дорогая потеря, а восстанавливается доверие  с великим трудом.
  2. Говорите ребенку, что ВЫ его любите. Если  до сих пор ВЫ стеснялись это  делать, сегодня еще не поздно. Ребенок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие вещи никогда не смогут заменить слов о любви.
  3. При разговоре постарайтесь хотя бы раз коснуться руки сына или дочери. Это очень важный момент  общения, но не забудьте, что частое прикосновение  может и раздражать  ребенка. Не злоупотребляйте  поцелуями объятиями, они могут смущать ребенка, особенно если у него переходный возраст.
  4. Доверие между Вами  и ребенком не даст пропустить важнейший этап развития  в жизни сына или дочери – это начало полового созревания. Вспомните, родители, пожалуйста, подробнейшим образом этот период в своей жизни и будьте честными перед собой. Проанализируйте, что не досказали Вам в этот период Ваши родители, какую искаженную информацию получили Вы от друзей.  
  5. Что бы Вы сегодня изменили в тот период, если бы смогли вернуть то время. Ваш честный анализ поможет Вам лучше понять своего ребенка в этом трудном  для него возрасте, и Вам лучше будет держать доверительный контакт с ним.  
  6. Помните, уважаемые родители! Доверие – это не ежедневное «раздевание души» ребенка перед Вами. Доверие – это его ответственность  за свои поступки и умение  открыто анализировать их с Вашей помощью.
  7. Если Вы солжете ребенку несколько раз, то и он солжет Вам. Поэтому прежде чем наказывать за ложь сына или дочь, сгоряча не крикните ему: «Кто тебя научил врать? Мы с отцом в жизни никогда  не врали и не учили тебя этому!» Остановитесь!  Вы и сейчас лжете. Маленькая ложь рождает большую. Значит, где-то в подсознании у ребенка сидит зафиксированный пример Вашей лжи. Обстоятельства просто помогли ему этот кадр проявить в реальной жизни, как фотографию.
  8. Даже при разборе поведения своего чада не позволяйте себе говорить, что чей-то ребенок лучше, аккуратнее, умнее и воспитаннее, чем Ваш негодник или негодница. Это значит, что Вы любите того, «хорошего», а своего, «плохого», сегодня разлюбили; будет хорошо завтра себя вести, вот завтра его и будете любить. Сами того не подозревая, Вы практически перевернули душевный мир ребенка. Подсознание получило информацию: «Любовь самых родных людей продается за хорошее и лучшее, значит, и продажен весь мир. Не удивляйтесь после этого, откуда у Вашей дочери или сына появился ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравится. Вы не хотите принимать их такими, какие они есть. Они Вам мстят за Ваше предательство. Это злая черта характера может пройти через всю жизнь.
  9. Если Ваши отношения с детьми не налаживаются, обязательно обратитесь к специалисту. Но воздержитесь, пожалуйста, от самоуверенности, что только ребенку надо заниматься с психологом или педагогом, что Вы сами в порядке. В первую очередь определитесь, готовы ли Вы меняться сами. Это трудно, но представьте, что ребенку еще труднее и, кроме Вас, ему никто не поможет.
  10. Не поленитесь, пожалуйста, и прочитайте ту литературу, которую Вам посоветует специалист, даже если Вы давным–давно   не брали в руки книгу благодаря исключительной занятости на работе. Поле тогда дает добрый урожай, когда оно добросовестно обработано; у ленивого на земле растут одни сорняки.

 

 ( По материалам сети Интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме Организация деятельности педагогического коллектива по вопросу адаптации пятиклассников

Для того чтобы процесс адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования прошел успешно, необходимо создать определенные условия. Тема пед...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...