«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koreshkova_e.v._-_statya.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(К)ОУ «Школа-интернат № 1 VII вида» г. Перми Пермского края
Корешкова Елена Владимировна, воспитатель,
«Самосовершенствование личности.
Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то не приходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Человек , как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.
Современное общество испытывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным – рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И самое главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.
Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному : для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.
Учитывая все эти факторы, направлением воспитательной деятельности я выбрала тему по самосовершенствованию личности подростка.
Самосовершенствование - сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности, это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.
За основу мной была взята технология Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности». Это технология саморазвития личности, в которой предусмотрено целенаправленное и системное обучение воспитанников основам теории самосовершенствовании личности, т.е направленность на самовоспитание и самосовершенствование.
Внеурочная деятельность подростков в школе должна удовлетворять их потребностям в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.
Целью программы является формирование положительной Я-концепции личности ребенка (т.е. системы представлений человека о себе: Я-знаю, Я-могу, Я-умею), обеспечение личностного и интеллектуального роста школьников через формирование потребности к самосовершенствованию.
Данная программа призвана решать следующие задачи:
- осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
- обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
- создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.
- оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков.
Актуальность:
- общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно- ориентированного образования;
- применима ко всем категориям и группам детей;
- ведущая роль отводится формированию положительной Я- концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;
- полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.
Ценность этой программы заключается в том, что в ней учитываются возрастные рамки развития и выстраивается поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода.
Программа «Самосовершенствование личности» представляет единое целое всех разделов и построена с учетом возрастных возможностей.
V кл. — Познай себя (психология личности);
VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл — Учись учиться (самообразование);
VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. — Саморегуляция;
XI кл. — Самоактуализация.
Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».
В. А. Сухомлинский сказал: «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».
Целью самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.
По теме «самосовершенствование личности» я работаю третий год, на данном классе – второй.
Цель:
Развивать сильные стороны и индивидуальные качества личности.
Задачи:
• побудить ученика к самовоспитанию;
• ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание;
• формировать мотивы самовоспитания;
• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
• создать у учащихся первый опыт самовоспитания.
На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).
Главные аспекты:
- индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;
- создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
- обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;
- признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение
- сотрудничество.
Ожидаемые результаты:
- Воспитание у подростков ответственности за свои поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей.
- Наличие у учащихся знаний и умений о самовоспитании и саморазвитии.
- Умение подростков совершенствовать свои нравственные, волевые, деловые, коммуникативные качества личности.
- Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.
ДИАГНОСТИКА
Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы.
Для работы по теме мной разработаны занятия, методические пособия, которые я реализую в своей работе.
В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. На мой взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"
АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...
Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...
Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»
Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...