ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ.
статья по литературе по теме

Афанасьева Татьяна Владимировна

Статья учителя, классного руководителя как сформировать у своих учеников потребность к самоспитанию и саморазвитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afanaseva_t.v._mou-sosh_no8.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Афанасьева Т. В.

Формирование у учащихся в процессе воспитания потребности к самовоспитанию и саморазвитию.

                                                                                        Воспитание и только

          воспитание – цель школы.

И.Г. Песталоцци

В последние годы наше образование претерпело значительные изменения. На наших глазах и при нашем участии происходит процесс переориентации, связанный с развитием и воспитанием наших детей.

В новых условиях школа вынуждена изменять свои педагогические ориентации, появляются новые проблемы, и одна из самых острых – проблема духовно – нравственного воспитания и становления личности. Время поставило  и нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические принципы, внести изменения в содержание, формы, методы работы со своим классным коллективом.

Поэтому  я на первое место в своей работе ставлю  вопрос о гуманизации воспитательного процесса, конечная цель которого – сформированная у человека потребность и способностью к самовоспитанию и саморазвитию.

         Моя   главная  цель – развивать личность ученика через соединение обучения и воспитания, а так как   воспитание- это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой, нужно правильно суметь подобрать тематику внеклассных мероприятий. Самое главное  еженедельное мероприятие в работе классного руководителя – классный час. При  разработке классного часа я  реализую следующие воспитательные задачи:

- создать условия для формирования личностных, нравственных качеств учащихся и способствовать творческой активности детей;

- способствовать укреплению школьных традиций, сплочению ученического коллектива, развитию взаимопомощи, взаимовыручки;

- привлекать учащихся к организации и проведению классных часов и других школьных мероприятий, а также мероприятий окружающего социума;

- совершенствовать навыки межличностных отношений не только решением образовательных, интеллектуальных задач, но и гражданских, нравственных, этических и эстетических;

- развивать рефлексивные способности учащихся, навыки приема и передачи обратной связи, коммуникативные умения в различных сферах и ситуациях общения.

На нынешнем этапе развития российской школы одним из приоритетных направлений является возрождение демократических и гуманистических традиций. Будущее общества за людьми образованными, владеющими опытом и практическими методами позитивных преобразований. В связи с этим содержание и формы этих классных часов «повернуты» к личности учащегося, его индивидуальности, позволяют мне, как классному руководителю, заботиться о создании условий для осмысления и познания бытия, свободного творческого развития учащихся. Мною запланированы классные часы по героико-патриотическому воспитанию, формированию  у  учащихся гражданственности, преданности и любви к своему Отечеству, народу. Их главное назначение - стимулировать стремление учащихся изучать историческое и культурное наследие своего района, города, России.

Также проводятся классные  часы  по художественно-эстетическому воспитанию, они помогают привить ребятам чувство прекрасного, культуру общения в жизни, труде.

Предусмотрены  классные часы экологической направленности, они позволяют пробудить у школьников бережное отношение к окружающей природе, включить детей в природоохранную деятельность.

Построение  моей воспитательной работы основывается на гуманистическом подходе к личности ученика, признании его индивидуальности и самооценки. В системе работы со своим классом чётко определила одну проблему воспитания – проблема нравственных ценностей и культуры поведения. Отмечаю следующее: снижение таких показателей воспитанности, как патриотизм, гражданственность. После определённой системной работы с коллективом возросли такие показатели, как воля, требовательность к себе, ребята отличаются гуманным отношением друг к другу, трудолюбием, совестливостью. Дети стали более  творческими, организованными, ответственными.

Большое внимание  уделяю самоуправлению, не только в смысле руководства одних детей другими, но и в организации, самореализации учащихся. В нашем классе есть «Дело класса», мы оформляем папку «Наши классные часы».

Немаловажным, по моему мнению, в работе  учителя является  формирование здоровых межличностных отношений в классе через создание «внутриклассных» традиций. Уже привычными стали творческие отчёты учеников в конце учебного года «Мой драгоценный ларец», ведётся летопись «Наши успехи», а также у каждого ребёнка есть Портфолио.

Проводится изучение психолого – физиологических особенностей через сотрудничество со школьным психологом, анкетирование, тестирование, педагогические наблюдения, изучение предметов деятельности ученика. К этой работе привлечены и родители.

Педагогика – это профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных. Правильно организованный воспитательный процесс поможет молодому человеку, став личностью, избежать многих проблем. Роль учителя при этом неоценима как наставника, настоящего друга и помощника. Хочу верить и надеюсь, что мои шестиклассники со временем станут достойными гражданами нашей Родины. Наш девиз: Мы будем весёлым дружным коллективом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания

3Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания...

Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"

Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание  потребности в здоровом образе жизни"...

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения физической культуре

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения физической культуре...

Презентация "Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания "

Способы развития индивидуальности учащихся в процессе воспитания...

Педагогический проект : Формирование учебно -познавательных потребностей учащихся в процессе организации интегрированного обучения на уроках географии

laquo;Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые...

Формирование потребности в самовоспитании у учащихся 5-7 классов

     Подростковый возраст - качественно новый этап в развитии школьника и его часто называют переходным, «трудным».  В этом возрасте у полростка происходят качес...