Мастер-класс "Ресурсы общения"
методическая разработка по психологии по теме
Методический материал к проведению педсовета по теме: "Педагогическое общение: от профессионализма педагога к здоровому и успешному школьнику".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_resursy_obshcheniya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Ресурсы общения»
к педсовету
«Педагогическое общение: от профессионализма педагога к здоровому и успешному школьнику»
Цель: найти ресурсы для оптимального педагогического общения.
Задачи:
- создание позитивной установки на работу в группе смешанного состава;
- актуализация профессии «педагог»;
- рефлексия профессиональных и жизненных целей;
- мотивация педагогов к использованию в педагогическом общении психологических поглаживаний детей;
- обобщение личного и профессионального опыта педагогического общения педагогов.
Оборудование: флипчарт, маркеры, смайлики, ватман.
Организация: работа организуется в шеринге с использованием доски или флипчарта.
Ход работы
Разминка «Расшифруй аббревиатуру»
Цель: создание позитивной установки на работу в группе и актуализация бытия в профессии «педагог».
Инструкция ведущего группы: на доске написано слово «УЧИТЕЛЬ», ваша задача, коллеги, по кругу и в порядке очереди назвать свои ассоциации на каждую букву слова.
Ведущий записывает все ответы, затем анализирует совместно с педагогами, чем обусловлены ассоциации, обращает внимание на их общие тенденции.
Упражнение «Я стал учителем, потому что…»
Цель: погружение в тему, рефлексия профессиональных и жизненных целей.
Инструкция ведущего группы: коллеги, по кругу и в порядке очереди продолжите фразу: « Я стал учителем, потому что…».
Далее ведущий группы обобщает ответы участников, отслеживает мотивы выбора профессии.
Упражнение «Поглаживание»
Цель: мотивация педагогов к использованию в педагогическом общении психологических поглаживаний учащихся.
Ведущий: « Виктор Абрамович Кан – Калик пишет: «Успешное профессиональное педагогическое общение предполагает высокую коммуникативную культуру и выносливость педагога, поскольку общение носит интенсивно преобразующий, а не информационно – потребительский характер…
Одновременно ребенок должен постоянно ощущать ваше доброжелательное отношение к нему. Это важно. Психолог А. А. Леонтьев вывел еще встречающий в школе стереотип в отношении учителя к « плохому» ученику:
- Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем « хорошему», т. е. не дает ему подумать.
- Если услышит неверный ответ, не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
- Иногда « либеральничает» - оценивает положительно неверный ответ.
- Чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
- Соответственно реже хвалит за правильный.
- Не замечает поднятой руки «плохого» ученика, вызывает другого ученика.
- Реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому» ученику.
- Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
- И что интересно, учитель зачастую не осознает такого своего поведения.
Проанализируем три варианта реакции учителя на ответ ученика:
- Правильно, садись.
- Правильно, молодец, садись, Иванов.
- Правильно, молодец, садись, Володя.
Ощущаете разницу? Последний вариант эмоционально окрашен личностным отношением учителя к ребенку. В учебную деятельность здесь входит теплота доброжелательного отношения к ребенку, что отнюдь не снижает педагогической деловитости всего урока. Последите за собой, как порой нам бывает трудно выдавить из себя доброе слово, когда это так необходимо.
Все живые существа нуждаются в поглаживаниях и без разницы, какие они будут. Поглаживание – любой акт, посредством которого признается присутствие другого. И это не обязательно физическое прикосновение. Поглаживание – это и улыбка, и комплимент, и поддержка, и слова, подчеркивающие значимость человека. Недостаток в поглаживаниях делает людей эмоционально уязвимыми и поверженными манипуляциям. Человек, которому не достает поглаживаний, тратит огромное количество энергии на то, чтобы удовлетворить свой « голод» по поглаживаниям. Поглаживания люди получают самыми разными способами: физическими и психологическими, позитивными и негативными. Одно из вербальных поглаживаний - обращение к человеку по имени.
Задача: в кругу и по очереди участник называет себя по имени, затем каждый образует его ласкательную форму. Будьте внимательны, находите каждый раз новую форму».
Ведущий дает возможность для рефлексии участников. Подводит к выводу о значимости в педагогическом общении признании личности ребенка.
Упражнение «Комплимент учителю».
Цель: отработка навыков психологического поглаживания.
Ведущий: «Коллеги, знаете ли вы, в чем состоит рецепт хорошего комплимента? Дает возможность высказаться педагогам.
Ведущий: «Секрет базируется на трех китах: конкретность, искренность, точность. Ваша задача сделать комплимент соседу, помня о правилах хорошего комплимента».
Ведущий дает возможность для рефлексии участников. Подводит к выводу о значимости психологических поглаживаний во взаимоотношениях людей.
Упражнение « Рефлексия»
По усмотрению ведущего упражнение может быть использовано в качестве альтернативы предыдущему. Цель: саморефлексия, позитивизация образа профессионального «Я».
Подведение итога проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
«Элементы общения. Общение с аудиторией»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....