Тренинг для молодых педагогов "Это моя профессия!?..."
план-конспект по психологии на тему
Тренинг для молодых учителей с целью адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_molodyh.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для молодых педагогов «Это моя профессия!?...»
Разработали и провели: педагоги-психологи МБОУ «МСОШ»
Леонтьева Елена Николаевна и Козленко Анна Александровна
Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.
Задачи для реализации цели:
-обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
-формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
-совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;
-приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций.
Ход тренинга.
Приветствие.
Тема «Это моя профессия?!...»
1.Тема (работа с темой) На доске тема без знаков препинания. Каждому предлагается поставить свой знак и разделиться на группы по знаку.Запоминаем.
2.Знакомство
1.«Имя-движение» (В круге каждый называет свое имя и показывает движение, следующий повторяет всех предыдущих и показывает своё)
2.«Никто не знает, что я….»( каждый в круге произносит фразу «Никто не знает, что я…» передавая мяч, затем фраза меняется в обратном порядке «Все знают, что я…»
3. Упражнение «Чемодан»
Каждый из вас недавно переступил порог нашей школы. Каждый имел свои тревоги, ожидания, цели, мечты и т.д.
Сегодня мы хотим попросить вас все это положить в импровизированный чемодан.(На доске карманы на импровизированном чемодане)
4 кармана:
1 Карман-Ожидания – (учителя пишут свои ожидания перед приходом в школу)Работа со вторым карманом, формулировка ожиданий в утверждение «Я имею». Второй карман - я имею
2.Карман-Тревоги - (учителя пишут свои тревог и страхи) формулировка тревог в утверждение « Я знаю, я владею, а значит не тревожусь» Второй карман - я знаю, владею
-Тревога возникает из-за незнания, что нас ожидает и это нормально.(работа с карманом)
Но если тревога вас преследует, с ней можно бороться.
Техника снятия напряжения и релаксации
«Дыхание»
Упражнение «7свечей». Глубокий вдох, задержка и на выдохе тушим по очереди 7 свечей.
«Визуализация»
ЛЕПИМ ИЗ ГЛИНЫ
Участников просят удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить, что в руках у них мягкая, легко мнущаяся глина. В течение одной — двух минут их просят представить себе, как они разминают этот кусок глины, пытаясь сделать его как можно более мягким. Потом им дается несколько заданий:
— «Скульпторы, прежде чем лепить что-либо из глины, сильно-сильно сжимают ее руками, чтобы оттуда вышли все пузырьки воздуха. Сожмите и вы свой кусок глины! Представьте себе, что вы держите его перед грудью, упираясь в него ладонями, и сжимаете изо всех сил, напрягая руки… Достаточно, теперь расслабьтесь…
— Теперь слепите из глины ровный-ровный шар. Как это сделать? Сначала сомните ваш комок с разных сторон таким образом, чтобы он принял форму шара… À теперь, чтобы сделать его ровным, перекатывайте его в руках, выравнивая ладонями все неровности…
— Превратите ваш шар в колбаску. Для этого сожмите его и начните растирать между ладонями…
— À теперь растяните вашу глиняную колбаску так сильно, как только сможете! Зажмите ее между кончиками пальцев обеих рук и начинайте разводить руки в стороны… Разведите их максимально широко, потянитесь…
— Снова соберите глину в комок и слепите из нее то, что вам захочется…»
На это дается еще 1 — 2 минуты. Потом участников просят открыть глаза и, при желании, поделиться впечатлениями и рассказать, что они слепили.
«Смехотерапия +телесная терапия» ( «Танец- мультяшки»)
3.Карман-Цели, мечты
Упражнение «Мои профессиональные планы».
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
Начать процедуру можно следующим образом:
«Прошлое, настоящее и будущее».
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.
Вопросы, которые могут задаваться:
Какого цвета каждый круг?
Какого размера?
Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
Какая между ними связь?
Чем отличаются рисунки участников? и т.д.
Если круги связаны друг с другом, то цели и мечты поэтапно вытекают одна из другой. Если использованы яркие, светлые цвета- это значит мечты и цели в позитивном, оптимистичном ключе.
- Второй карман – формулировка в «Я могу».
5. Пожелания (участники пишут пожелания, советы, рекомендации своим коллегам)
(объединяются в группы, по цвету и должны. Учителям нужно собрать чемодан профессионального мастерства, написать пожелание, совет ,рекомендацию, для дальнейшего успешного прохождения профессионального пути в школе.
– Второй карман формулировка в утверждение « Я решила».
Педагогам выдаются памятки «Заповеди молодого учителя»
Упражнение «Фруктовый салат»
4. (Выводы по заповедям) Портрет достаточно хорошего педагога , достаточно хороший педагог - это какой учитель ?
Основные умения.
1.Умение презентовать себя
2.Умение говорить и слушать
3.Эмпатия.
5. Умение презентовать: Невербальное общение - как основа успешной самопрезентации. (Просмотр видео памятки)
6. Умение говорить и слушать: Подготовка к работе в группе.
Методика Оценка профессиональной направленности личности учителя
«Незаконченное предложение». (Анкеты)
Закончите предложение.
Начиная урок, я произношу слова: ________________________________________
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: _____________________________
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _____________________________________________________________________________
По моему мнению, на эффективность урока влияет: _______________________________
Участники делятся на группы (любым способом, по усмотрению психолога)
Работа в группах «Я высказывание»
Раздается памятка – схема «Я-высказывание» и задания группам.
Задания
-ученик ударил одноклассника
-постоянно опаздывает на урок
-сегодня не приготовил домашнее задание
-систематически не готовит домашнее задание
- ученик грубит в ответ учителю
7. Эмпатия: Притча «О солнце и ветре».
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел
путник и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер
дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ.
Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».
Притча не обсуждается.
8.Работа с темой. Ставим знак препинания снова, делимся на группы.
(Изменился ли знак препинания?) Поменялись ли участники групп?
9.Рефлексия. Упражнение «Мясорубка, чемодан».
К картинке «Чемодан» участники прикрепляют свои высказывания относительно тренинга, что они взяли в свой профессиональный багаж, что показалось нужным, важным, интересным. К картинке «Мясорубка» - высказывания о тех моментах, которые нужно еще перекрутить, обдумать. Проанализировать, понять.
(приложение1)
Рекомендации педагога-психолога молодым специалистам.
1.Настрой на урок: не начинать говорить, пока дети не сосредоточились! В течение урока : дети не слушают - учитель не говорит.
2.Речь должна быть уверенной, достаточно громкой, доброжелательной, направленной.
3.У детей есть правила: они выработаны в начальной школе, но их нужно постоянно поддерживать: а)убрать и приготовить рабочее место и возле него, б) не вставать и не выкрикивать без руки, в) не опаздывать, г) записывать и выполнять домашние задания.
4.ОБЯЗАТЕЛЬНА в 5 кл –физминутка.
5.Обязательно – выдерживать структуру урока.(дети будут знать, что их выслушают если они готовы и обязательно выявят, ели не готовы)
6.Вода камень точит- система.
7.Личный пример.
8.Юмор и творчество! Быть интересной личностью
9.Знать особенности класса, подстраивать урок именно под них.(темп, дополнительные знания, работа в разных формах и т.п.)
10. Не опускаться до уровня детей: не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или
непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не
понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
11.Обязательна смена деятельности: дети не могут весь урок слушать или писать. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока
дополнительный материал.
12.Четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести
их к намеченным целям.
13.Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием
неясного вопроса.
14. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать.
Основные этапы современного урока
-организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической)
готовностью ученика к уроку;
-проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет
отношения к новому материалу);
-проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового
материала;
-постановка цели и задач урока перед учащимися;
-организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных
знаний - это центральное звено урока;
-первичная проверка понимания нового материала;
-организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и
упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
-творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем
решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
-обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
-домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного
материала, необходимого для восприятия следующей темы;
-подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление
отметок.
Помните о комплексном характере учительского труда. Всё имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина.
Будьте оптимистами, ведь в нашей профессии без этого- никуда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг с молодыми учителями "Успешный учитель"
Цели: улучшение субъективного самочувствия, снятие психоэмоционального напряжения, развитие самосознания, самопознания и саморазвития; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченно...
Занятие с элементами тренинга «Альтернатива-молодость – здоровье»
Мероприятие, проводимое в рамках реализации программы «О мерах противодействия распространению наркомании в муниципальном образовании. Цель: выделение позитивных способов времяпрепровождени...
Тренинг для молодых педагогов "Успешный человек - это я"
Тренинг для молодых педагогов....
Тренинг для молодых педагогов "Самопознание, как фактор успешной профессиональной адаптации"
Конспект тренинга для молодых педагогов в рамках проведения форума "ПроДвижение"...
Тренинг для молодых педагогов.
Тренинг для молодых педагогов, где происходит анализ проблем, прорабатываются пути их решения и презентуются советы для начинающих в виде лайфхаков....
Семинар - практикум с элементами тренинга для молодых специалистов школ
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами...
Тренинг для молодых педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения"
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.Задачи:-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;-создать б...