Доклад "Экология мыслей или мои размышления о развитии личности"
статья по психологии на тему

Горина Елена Александровна

Статья-эссе о развитии личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_mysley.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Мои размышления о развитии духовности личности»

Или

«Экология мыслей».

Формированию духовности личности учителя, повышению уровня его духовной культуры посвящены труды таких  видных деятелей педагогической науки России, как К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля и других. В содержание духовности личности они включали патриотизм, трудолюбие, свободолюбие, творчество, религиозность, стремление жить и действовать по законам правды, красоты, добра.

Каждый из нас (это присуще любому человеку, а тем более – учителю) в течение своей жизни находится на пути духовного развития. У каждого человека на этом пути свои цели и свои способы. Я хотела бы поделиться своими рассуждениями в данном направлении. Моя бабушка с детства приобщала меня к религии: водила в церковь, рассказывала о библейских постулатах. Она говорила о добре и зле, что добро всегда побеждает  зло, а нехорошие поступки всегда наказуемы.  Возможно, поэтому я рано начала задумываться о смысле жизни, о законах мироздания – ведь в мире так много зла, думала я, как же жить на земле и самой не совершать плохих поступков. В отрочестве, уже вместе с мамой, я прочитала Библию, в ранней юности увлеклась психологией, изучала гороскопы, читала работы некоторых практикующих психологов, например, Сергея Лазарева, Валерия Синельникова, Анатолия Некрасова. И знаете, их искания на пути духовного развития, поиска смысла жизни сводятся в итоге к одному: чистоте помыслов, другого пути нет. Анатолий Некрасов, например, говорит: «Как человек мыслит, так он и живет». Валерий Синельников по этому поводу приводит такой пример из своей практики:

- Валерий Владимирович, - спрашивает его одна пациентка, а разве вы не защищаетесь?

- От кого или от чего? – спрашивает он ее в свою очередь.

- Ну как же, - говорит она, - в этом мире так много злых, глазливых и завистливых людей. Нужно себя обезопасить от них.

- Лично для меня, - говорит он, - плохих людей нет. Ведь какой ты внутри человек, такими ты видишь и окружающих.

Очень интересны выводы В. Синельникова о взаимодействии людей друг с другом. Он утверждает, что мы живем не изолированно от окружающего мира. Мы и все вокруг нас – это единое целое. Когда каждый из нас осознает это, то перестанет наносить вред Природе и окружающим людям. «О себе могу сказать, - говорит Синельников, - что в последнее время я прекратил даже плеваться. Я стал воспринимать и ощущать Землю как живой организм. Скажите, вам было бы приятно, если бы кто-то подошел и плюнул на вас? Так почему же мы позволяем себе плевать на Землю, засорять ее?...В общении людей в настоящее время происходит то же самое. Мы, как правило, общаемся бездумно. Нас мало интересуют последствия. О целях общения мы вообще вряд ли задумываемся. Никакой экологии. Так просто гадим друг другу в душу….Конечно, вы можете сделать человеку больно, обидеть его, обозвать последними словами. Но тем самым вы сделаете плохо  самому себе. Все по тому же закону отражения. Ведь каждый человек в этом мире – это ваша проекция, а значит, делая больно ему, вы причиняете боль себе». Кстати, существует книга – автор Ронда Берн, называется «Тайна», где тоже говорится о законе притяжения, где она также большое внимание уделяет мыслям – о чем думаете, то и будет. Хотите хорошего – думайте конкретно о какой – то цели. На эту тему существует анекдот: «Муж долгое время вешал на зеркало в ванной фото хорошенькой иномарки, и когда брился, смотрел на нее и, наверное, мечтал о ней. Жена подшучивала над ним, иронизировала. Каково же было ее удивление, когда через какое-то время эта иномарка стояла под окнами их многоэтажки. На следующее утро, заходя в ванную побриться, муж увидел на зеркале фото хорошенькой норковой шубки».

Уважаемые коллеги, всем нам с вами не раз говорили, что главное условие в работе учителя – любовь к детям. Не раз, наверное, слышали фразу: «Полюбить другого человека можно, если сначала полюбишь себя». Аналогично можно сказать: «Полюбить чужих детей можно, если научиться «правильно» любить своих собственных детей». Жутковатая фраза, я поясню. У Анатолия Некрасова в книге «Материнская любовь» на этот счет изложено интересное мнение. Оказывается, родители с рождения закладывают в своих детей искаженное мировоззрение. Чрезмерная любовь к детям и забота о них нарушают свободу, мешают естественному раскрытию любви детей  к родителям. А на такой почве могут вырасти различные комплексы и заблуждения. Например, широко распространенное чувство долга перед родителями. В обществе создается мораль, которая заставляет человека жертвовать собой, своими интересами, испытывать чувство вины за то, то он не может полноценно помогать родителям. Скажете: «А как же иначе? Дети должны обеспечить старость родителей». Но как это ни парадоксально звучит, дети ничего не должны родителям! Начнем с того, что не сами дети напросились в земную жизнь, а родители, желая иметь ребенка, пригласили их в свое пространство. Они хотят иметь послушную игрушку, которая беспрекословно выполняет все их желания и реализует их несбывшиеся мечты. Наигравшись, они начинают предъявлять к ним претензии. В таких условиях детям трудно испытывать ответную любовь к родителям, а они, в свою очередь, требуют ее проявления, и чем старше, тем больше. Конфликты нарастают, отсюда и возникает извечная проблема родителей и детей. Итак, чтобы не было горько за прожитые годы, родителям необходимо дать детям здоровье, создать Пространство Любви, сформировать верную систему ценностей, помочь получить необходимое образование для первых шагов в жизни, раскрыть основы человеческого общежития. И главное, быть  и идти хотя бы на полшага впереди. А детям нужно помнить: чем взрослее человек, тем меньше он должен ожидать помощи от родителей. Желательно с детства помнить один из основных законов Мироздания – никто никому ничего не должен! Родители дали возможность данной душе воплотиться, создали необходимые условия для реализации, а дальше – путь самой души. И лучшая помощь родителей – не мешать детям прожить свою жизнь. А лучшая помощь детей родителям – помочь родителям сотворить свое счастье.

И, в заключение, хочу напомнить, что наши деятели педагогической науки говорили, что в содержание духовности личности входит творчество. Хочу представить вам сочиненное мною стихотворение, посвященное Татарстану и творчеству Кояш Тимбиковой, нашей землячке, которая писала о родных краях, о людях, ее окружающих. Итак,

«Песнь родному краю».

Не могу забыть я эти строки,

Что однажды с грустью прочитала.

Как близки они, как ярки, как глубоки,

Их Кояш о Родине слагала.

Как любила край родной, деревню,

Труд людей обычных воспевала,

Теплотой души те строчки веют,

В милых сердцу песнях отражаясь.

Край родимый, Татарстан наш милый,

Ты своим гостеприимством славен,

Всем ты рад и всех ты принимаешь,

Мы тебя в своих стихах прославим!

Как дружны, верны твои народы,

Как старательны, трудолюбивы руки,

Как велики фабрики, заводы,

Грандиозны и точны науки!

Как роскошна и чиста природа,

Что в твоих ладонях развернулась,

Нет милее, краше и роднее

Мест, к каким душа моя коснулась.

Как торжественно, и смело, и могуче

По равнинам протекает Кама,

Радостно, звеняще и певуче

Солнца луч в волнах ее играет.

А когда закат земли коснется,

Разливаясь красками по небу,

Нам природа тихо улыбнется,

Предвещая нежно сон и негу.

Шелести листвой, моя дубрава,

Отзовись мне песней соловьиной!

Песнь мою пропой родному краю

На мотив мелодии старинной.

Мы, Кояш, с тобою улыбнулись,

Воспевая вместе край родимый,

Строчки наши словно встрепенулись,

Взмылись вверх, как голубь сизокрылый.

Научила ты любить родную землю,

Татарстан любимый наш,

Мы хотим сказать тебе: «Спасибо.

Солнце наше, милая Кояш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Статья " Размышления о развитии творческих способностей детей на уроках технологии."

В статье содержатся размышления о важности развития творческих способностей у детей на уроках технологии. Приводится свой опыт....

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

Размышления о развитии детей

В данной статье, я бы назвала ее "крик души", я пыталась затрнонуть вопросы, которые волнуют не только меня, но и всех современных родителей и учителей. Как вырастить гармонично развитого ре...