Интегрированная программа "Я познаю себя" (ИЗО + психология)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая интегрированная программа для дошкольников по подготовке к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Художественно-психологическая программа «Я познаю себя» направлена на профилактику школьной дезадаптации и снятие эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа является интегрированной т.к. объединяет следующие образовательные области: изобразительное искусство, психология, окружающий мир. Основой данного единства следует считать отражение психологических аспектов и отношение к окружающему миру средствами изобразительного искусства.
Цель программы: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к познанию себя, окружающего мира через изобразительную деятельность; к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Задачи: - формировать умения наблюдать и изучать окружающий мир и социальную среду, переносить полученную информацию на бумагу по средствам изобразительного искусства; - формировать умения работать с различными материалами, осваивать их изобразительные возможности в рисунках на темы и по воображению;
- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средства человеческого общения;
- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- развивать у детей навыки общения, адекватную самооценку, самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения и художественной деятельности;
- воспитывать интерес к окружающему миру, людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Учебная деятельность требует определенного уровня социально-психологической зрелости, развития школьно-значимых психологических функций, а также познавательной деятельности.
Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание не устойчивое, процесс запоминания продолжителен во времени, преобладающая форма мышления наглядно-образная, воображение репродуктивное.
В рамках программа расширяется кругозор ребенка, обогащаются его знания и представления о себе, развиваются умения активно взаимодействовать с окружающими. Все это более эффективно реализуется через игровую ситуацию, стимулирующую активность детей.
В качестве основного метода программы используется метод сопереживания ситуации. Метод сопереживания рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.
На занятиях большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.
Работа по реализации поставленных задач строится по следующим направлениям:
1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально - ценностного) отношения к миру. Работая по этому направлению в детях развиваются и формируются: - умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
- способность идентифицировать себя с другим человеком или художественным героем; - готовность почувствовать «боль» и «радость» живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение; - умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться природой, архитектурой; - готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства. 2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «элементарной культуры творческой личности». Руководитель способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения: - быть оригинальным в выборе сюжета; - использовать адекватные средства художественной выразительности для осуществления своего замысла; - давать элементарную оценку продуктам своей и чужой деятельности, выражая свою точку зрения. 3. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре. Данное направление предполагает организацию учебно-воспитательного процесса по принципу «занимательного общения», с использованием эвристических методов преподавания. При этом важны: - готовность детей к диалогу с учителем и сверстниками; - способность проявлять свои (незначительные) познания в области изобразительно искусства, пытаться элементарно анализировать произведения различных видов искусства, выражать свое отношение к ним; - готовность быть активными на занятии.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий (1 вводное занятие и 3 тематических блока). I БЛОК – «Чудесные образы природы» - 4 часов (образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве)
II БЛОК – «Неповторимые образы человека» - 5 часов (образ человека, мир его предметного окружения в жизни и искусстве, формирование собственного «Я») III БЛОК – «Эмоциональные образы» - 2 часов (средства человеческого общения в жизни и детском творчестве – мимика, жесты, пантомима) Методы проведения занятий: Информационно – рецептивный: - рассматривание; - наблюдение; - образец и показ педагога. Словесный: - беседа; - искусствоведческий рассказ; - художественное слово. Репродуктивный: - прием повтора; - работа на черновиках; - выполнение формообразующих движений рукой. Формы подведения итогов по реализации программы: - тематические выставки после прохождения каждого блока; - диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
В процессе обучения учащиеся должны знать:
- особенности художественных средств различных жанров изобразительного искусства;
- различные приемы работы карандашом, гуашью, акварелью;
- элементарные правила смешивания цветов;
- названия главных цветов;
- времена года, природные явления, диких и домашних животных, растительный мир;
- особенности своей внешности, своего внутреннего мира;
- приемы конструктивного общения;
- многообразие чувств, эмоций.
Уметь:
- верно, держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;
- применять приемы рисования кистью;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками – смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- составлять рассказ о своих переживаниях, эмоциональном состоянии возникших под влиянием внешних факторов;
- различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста; - распознавать разные чувства;
- передавать свое эмоциональное состояние с помощью жестов, мимики, движений. Должны быть сформированы навыки:
- работы по шаблону;
- работы кистью и карандашом;
- работы акварелью и гуашью;
- выполнение простейшей графической работы;
- в подборе производных цветов и оттенков.
Программа рассчитана на детей 6 – 7 летнего возраста в объеме 24 часа в режиме преподавания 1 час в неделю. Реализуется в полном объеме без сокращений и дополнений.
Занятия проводятся путем чередования психологии и изобразительной деятельности.
Учебно – тематический план
№ п/п | Темы занятий по психологии. | Кол-во часов по программе | Темы занятий по изо деятельности. | Кол-во часов по программе |
Вводное занятие | ||||
«Давайте познакомимся» | 1 час | «Что я люблю рисовать» | 1 час | |
I БЛОК – «Чудесные образы природы» - 4 часа | ||||
1. | «Времена года» | 1 час | «Краски и настроение осени» | 1 час |
2. | «У природы нет плохой погоды» | 1 час | «Краски неба и краски моего настроения изменчивы» | 1 час |
3. | «Мой ласковый и нежный зверь» | 1 час | «У меня есть друг усатый» | 1 час |
4. | «Мои зеленые друзья» | 1 час | «Цветок желаний» | 1 час |
II БЛОК – «Неповторимые образы человека» - 5 часов | ||||
1. | «Кто такой «Я» (мой автопортрет)» – диагностическое занятие | 1 час | «Я – веселый художник» | 1 час |
2. | «Я сам» (ощущение собственной значимости) | 1 час | «Я – великан» | 1 час |
3. | «Дружная семья» (взаимоотношения с родителями) | 1 час | «Дом для моей семьи» | 1 час |
4. | «Я и другой: мы разные» (умение общаться) | 1 час | «Я путешествую по миру» | 1 час |
5. | «Играем вместе» (обучение совместной деятельности мальчиков и девочек) | 1 час | «Я путешествую под водой» | 1 час |
III БЛОК – «Эмоциональные образы» - 2 часа | ||||
1. | «Язык чувств» (мои чувства и эмоции) | 1 час | «Добрые и злые сказочные герои» | 1 час |
2. | «Язык жестов и движений» | 1 час | «Письмо в каменный век» | 1 час |
Всего часов за учебный год: | 12 часов | Всего часов за учебный год: | 12 часов | |
Общее количество часов по программе – 24 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения интегрированной программы по изобразительной деятельности и психологии
Учебная программа | Методические материалы | Материалы контроля |
Интегрированный курс (психология, изобразительное искусство) «Я познаю себя» разработанный в рамках программы «Дошколенок». | 1. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. / Битянова М. Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. 2. Давайте поиграем: игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей детских садов и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1994. 3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – 3-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001. 4. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных методических объединений / Состав. З В. Дощицына. – М.: Новая школа, 1994. 5. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий / авт.-сост. О. Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 6. Филимоненко Ю. И. Диагностика структуры интеллекта. Тест Векслера. Детский вариант: Методическое руководство. – СПб.: «ИМАТОН», 1998. 7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001. 8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998. 9. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство.–СПб., ГП «ИМАТОН». 10. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует. – М.: Генезис, 2004. 11. Малышева А. Н. Учимся рисовать и готовим руку к письму (упражнения для детей 5-6 лет). – М: Астрель, 2008. 12. Захарова Ю. В. Я учусь рисовать (пособие для детей дошкольного возраста) - СПб., «ХАРВЕСТ», 2004. 13. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Учимся рисовать фигуры (ступеньки к школе для детей 5-7 лет) – М: «Дрофа», 2007. 14. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Цвет (ступеньки к школе для детей 5-7 лет) – М: «Дрофа», 2008. | 1. Проективные методики: - рисунок «Мой портрет»; - рисунок «Моя семья». 2. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека. 3. Диагностический комплекс Л. А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика трудностей в обучении». 4. Методика исследования структуры интеллекта Д. Векслера. 5. Выставки коллективных художественных работ. |
Календарно – тематическое планирование интегрированного курса «Я познаю себя»
(изобразительное искусство и психология)
№ | Тема | Формы работы на занятии | Кол-во часов | Дата | Контрольные параметры | Учебно-методическое обеспечение |
ИЗО Вводное занятие. «Что я люблю рисовать» Психология Вводное занятие. Знакомство. | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Игра «В право, в лево повернись». Беседа о правилах поведения на занятиях и ТБ. рисование на свободную тему. Выставка работ и составление рассказа о своем рисунке. Игра «Снежный ком из имен». Игра «Рисунок имени». | 1 ч. 1 ч. | Знать: - технику безопасности во время занятий; - правила пользования художественными материалами; - понятия: «право», «лево», «верх», низ». Уметь: - правильно держать кисть; - выполнять линии с разной степенью нажима кисти. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом). Игра, рисунки учащихся, тренировочные листы. Заготовки схематически написанных имен детей, мяч. | ||
1. | Чудесные образы природы. | 4 ч. | ||||
1.1 | ИЗО Краски и настроение осени. Психология Времена года. | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант с использованием штриховки. Беседы: «Красота природы рядом с нами», «Настроение природы и человека». Знакомство с правилами работы гуашью. Рисунок на тему: «Сказочный лес» (Обрисовывание по контуру листьев от разных деревьев и заполнение внутри контура кроны линиями разной конфигурации, изображениями разных форм). Выставка и анализ работ. Беседа. Игра «Поэты о времени года». Игра «Времена года». | 1 ч. 1 ч. | Знать: - правила работы гуашью, акварелью; - технику выполнения работы по сырой бумаге; - названия основных и дополнительных цветов и способы их получения путем смешивания красок. Уметь: - обрисовывать по контуру шаблоны; - четко заполнять цветом рисунок, не выходя за контур; - использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; - хорошо насыщать кисть краской; - понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; - передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях (под влиянием природных явлений); - оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное; - различать диких и домашних животных; - распознавать детенышей и домашних животных; - видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Листья от разных деревьев, репродукции осенних пейзажей И.И.Левитан «Золотая осень», С.П. Поленов «Осень». Стихи по теме занятия. Муз. сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года». Тексты стихов о временах года, картинки с сюжетами о разных временах года. | |
1.2 | ИЗО Краски неба и краски моего настроения изменчивы. Психология У природы нет плохой погоды. | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Рассматривание репродукций небес в разное время года и суток. Знакомство с этапами и техникой выполнения работы по сырой бумаге. Выполнение цветового подмалёвка: «Бой облаков» или «Небо на закате». Выставка и анализ работ. Беседа. Игра «Загадки про погоду». Этюды: «Дует ветер», «Дождик». Рисование на тему «Солнышко». | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Репродукции с изображение неба: И.Э.Грабарь «Осенний день», А.П. Саврасов «Закат над болотом», «Ночка». Пед. рисунок. Муз. сопровождение: музыка Э. Грига. Тексты загадок о явлениях природы; картинки с изображением различных явлений природы (дождя, снега, солнца, ветра, грома и т.д.); принадлежности для рисования. | ||
1.3 | ИЗО У меня есть друг усатый. Психология Мой ласковый и нежный зверь. | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Рассматривание репродукций художников – анималистов (Ватагина, Ефимова). Пластические упражнения «Покажи и отгадай». Чтение стихотворения С.Я Маршака «Усатый - полосатый». Рисование на цветной бумаге кота Матроскина. Выставка и анализ работ. Беседа. Игра «Кто как разговаривает?». Игра «Зайчик в беде». Игра «Повстречались» | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра, цветная бумага). Репродукций художников – анималистов (В.А. Ватагина, С.В. Ефимова). Простейшая схема рисования кошки. Рисунки мультипликационных котов: Кот в сапогах, Матроскин. Стихи С. Я. Маршака. Муз. сопровождение: детские песни из мультфильмов. Карточки с изображением диких и домашних животных; картинки с изображением морковки и капусты (по количеству детей), дощечки. | ||
1.4 | ИЗО Цветок желаний. Психология Мои зеленые друзья. | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Беседа: «Художник в саду». Игра: «Собери волшебный цветок». Знакомство с основными и дополнительными цветами и способами их получения. Поэтапное рисование цветка с шестью лепестками разного цвета. Художественная доработка. Загадывание желания своему получившемуся цветку. Выставка и анализ работ. Беседа. Игра «Знаешь ли ты овощи?». Упражнение на расслабление. Игра «Чудесный мешочек» . Игра «Загадки об овощах». | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Рисунки сказочных цветов: цветик семицветик, аленький цветок. Репродукции картин: П.Н. Кончаловский «Сирень», Э. Сарьян «Цветы». Схемы: «Способы рисования цветка», «Цветовой круг». Отдельные части цветка для создания целостного образа. Пед. рисунок. Муз. сопровождение: сборник «Классика для детей». Тексты загадок об овощах; карточки с изображением овощей; муляжи овощей. | ||
2. | Неповторимые образы человека. | 5 ч. | ||||
2.1 | ИЗО Я – веселый художник. Психология Кто такой «Я» (мой автопортрет). | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Игра «Части тела». Знакомство с жанром и видами портрета. Поэтапное выполнение поясного автопортрета «Я улыбаюсь». Составление рассказа по рисунку «Я улыбаюсь потому что….». Выставка и анализ работ. Игра «Мой портрет» (дети рисуют себя). Упражнение на расслабление «Дождь». Игра «Что есть у игрушки?». | 1 ч. 1 ч. | Знать: - элементарное значение терминов «портрет», «архитектура»; - простейшие законы перспективы; - название геометрических фигур; - правила работы в группе; - способы изображения морских рыб. Уметь: - подмечать сходство автопортрета с собой, мимикой лица, выражением и цветом глаз, манерой одеваться; - сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету, деталям; - передавать на плоскости удаленные друг от друга предметы; - составлять из геометрических фигур законченную композицию; - составлять из геометрических форм объекты (рыб, дома, животных); - работать с шаблоном и заготовкой; - соотносить на рисунке предметы разной высоты; - различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста; - различать индивидуальные особенности других детей; - общаться со сверстниками; - смотреть в лицо и глаза друг другу; - общаться со сверстниками; - самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Портреты и автопортреты художников. Методические таблицы: «Мимика», «Пропорции лица». Схема выполнения поясного портрета. Отдельные части тела человека для создания целостного образа. Пед. рисунок. Муз. сопровождение: детские песни из мультфильмов. Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры; игрушки зверей, человечков. | |
2.2 | ИЗО Я – великан. Психология Я сам (ощущение собственной значимости). | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Чтение отрывка из книги «Приключения Гулливера». Образное сравнение предметов по высоте. Заполнение готового пейзажного плана персонажами и предметами. Составление общей композиции «Мы в городе лилипутов». Выставка и анализ работ. Дидактическая игра «Мой день». Упражнение на расслабление «Этот пальчик дедушка…». Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Текст сказки. Пейзажный план. Предметы разной высоты. Муз. сопровождение: сборник «Классика для детей». Картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры. | ||
2.3 | ИЗО Дом для моей семьи. Психология Дружная семья (Взаимоотношения с родными). | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант с элементами штриховки. Знакомство с архитектурой как видом искусства. Игра «Назови геометрическую фигуру». Игра с геометрическим материалом «Построй дом». Художественное изображение дома. Выставка и анализ работ. Беседа. Упражнение на расслабление «Этот пальчик дедушка…». Этюд «Утреннее фото». Этюд «Бабушкины ладони». Рисунок на тему «Моя семья». | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Иллюстрации с разными видами зданий. Геометрический материал. Муз. сопровождение: детские песни из мультфильмов. Семейные фотографии, карандаши, фломастеры. | ||
2.4 | ИЗО Я путешествую по миру. Психология Я и другой: мы разные (умение общаться). | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Беседа: «В мире много интересного. Японские поклоны». Игра «Поговорим жестами». Анализ иллюстративного материала по теме: «Образы людей разных национальностей. Японская одежда и постройки». Художественное изображение японской девочки в кимоно на фоне пагоды (на листах оформленных фризом). Составление общей композиции. Анализ работ. Дидактическая игра «Мы - разные». Упражнение «Спиной друг к другу». Упражнение «Что не так?». Рисунок на тему «Портрет друга». | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра). Сюжетные картинки по темам: «Люди в национальных костюмах», «Японские кимоно и пагоды». Схемы изображения пагоды и кимоно. Пед. рисунок. Тонированные листы с фризом. Муз. сопровождение: национальная музыка Японии. Карандаши, фломастеры. | ||
2.5 | ИЗО Я путешествую под водой. Психология Играем вместе (Обучение совместной деятельности мальчиков и девочек) | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Элементарный анализ репродукций И.К. Айвазовского: «Черное море», «Девятый вал», «Лунная ночь». Знакомство с морским пейзажем и творчеством художников маринистов. Рассматривание фотографий коралловых рыб и обитателей теплых морей. Знакомство с формой и способами изображения рыб. Знакомство с правилами работы в группе. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Групповая работа по художественному изображению рыб и морских обитателей. Составление коллективного панно на тему: «В подводном царстве». Выставка и анализ работ. Игра «Радуга». Игра «Летает – не летает» Игра «Надень и попляши». Игра «Найди свою пару». | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра, клей, ножницы). Репродукций И.К.Айвазовского: «Черное море», «Девятый вал», «Лунная ночь». Фотографии коралловых рыб и морских обитателей. Схема изображения рыб разной формы. Тонированный ватман – заготовка подводного мира для составления панно. Муз. сопровождение: «Музыка для релаксации». Полоски цветной бумаги в соответствии с цветами радуги (по количеству детей) | ||
3. | Эмоциональные образы. | 2 ч. | ||||
3.1 | ИЗО Добрые и злые сказочные герои. Психология Язык чувств (мои чувства и эмоции). | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. Рассматривание репродукций картин с изображением сказочных героев (анализ образов). Игра: «Подбери нужный цвет». Знакомство с новой техникой исполнения объемного портрета. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Художественная работа: «Портрет Мальвины» (объемный портрет). Выставка и анализ работ. Игра «Пасьянс». Этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Лисенок боится», «Поссорились и помирились». | 1 ч. 1 ч. | Знать: - понятие «графика»; - отличие графики от живописи; - графические средства выразительности (линия, штрих, точка, пятно); - разные виды передачи информации. - многообразие чувств и эмоций. Уметь: - давать элементарный анализ художественных образов; - комбинировать виды работ (рисунок и аппликация); - работать палочкой и тушью; - определять эмоциональные состояния окружающих по особенностям жестов, мимики, движений; -передавать свое эмоциональное состояние с помощью жестов, мимики, движений. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (кисти, краски, альбом, палитра, клей, ножницы). Серия сюжетных картинок «Сказочные герои». Методические таблицы: «Мимика», «Пропорции лица». Образец готовой работы. Схема поэтапного выполнения работы. Муз. сопровождение: Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». Наборы карточек: «Азбука настроений», «Такие разные чувства». | |
3.2 | ИЗО Письмо в каменный век. Психология Язык жестов и движений. | Пальчиковая гимнастика. Графический диктант с элементами штриховки. Знакомство с понятием «графика». Игра: «Охарактеризуй линию». Рассматривание наскальных рисунков. Игра «Прочитай письмо из прошлого». Знакомство с видами передачи информации. Игра: «Покажи жест и отгадай». Графическое изображение человека в движении «Танцы у костра». Игра «Имитация» Упражнения на имитацию выразительных движений: «Кузнечик», «Я не знаю», «Золотые капельки», «Вкусные конфеты». | 1 ч. 1 ч. | Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Художественные материалы (палочки, черная тушь, альбом). Иллюстративный материал: графические работами школьников и художников, наскальные рисунки. Таблицы: «Графические средства выразительности», «Виды линий». Схемы изображения человека в движении. Смысловые таблицы с графическим изображением: «Охотники», «В племени», «Играющие дети». Муз. сопровождение: инструментальная музыка. Наборы карточек: «Азбука настроений», «Такие разные чувства». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение программы интегрированного курса «Я познаю себя» (ИЗО + психология) при подготовке детей к школьному обучению
Методическое обоснование внедрения интегрированной программы "Я познаю себя"...
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....