Социально-психологическое сопровождение проектной деятельности в общеобразовательном учреждении.
статья по психологии на тему
Для ученика проект - это максимальное раскрытие своего творческого потенциала. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является создание благоприятного социально-психологических условий для полноценного развития социально-благоприятной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-psihologicheskoe_soprovozhdenie.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологическое сопровождение
проектной деятельности
в общеобразовательном учреждении.
Содержание
1. Значимость проектной деятельности в общеобразовательном учреждении___________________________________________________3
2. Социально-психологическое сопровождение проектной
деятельности__________________________________________________5
Список использованной литературы______________________________ 11
1.Значимость проектной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. В связи с этим актуальны слова В.А. Сухомлинского. Он говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность. Совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”. Именно метод проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в активный процесс познания. Не случайно проектная деятельность провозглашена как базовая образовательная технология.
Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, что достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Как показывает практика, проектная деятельность детей, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует достижению личностных и предметных результатов.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.
2. Социально-психологическое сопровождение
проектной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Основной задачей социально-психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в общеобразовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу.
Социально-психологическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как модель деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, направленную на оптимизацию индивидуально-личностного развития школьника при взаимодействии с окружающим миром.
Социально-психологическое сопровождение предполагает: удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в школе психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов школьника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в общеобразовательном учреждении, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
Педагог-психолог определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. В зависимости, от предмета сопровождения распределяются и функциональные обязанности всех участников процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение проектов осуществляется на трех этапах:
– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.
Психологическое сопровождение проектной деятельности, на мой взгляд, должно начинаться с небольшой беседы психолога с педагогом. Психологу необходимо объяснить не только все плюсы данной технологии, но, и, несмотря, на их большое число остановиться и на ряде существенных ограничений в использовании данного метода в практике работы с детьми. Проект довольно затратен по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности. Поэтому, объяснив всё это нельзя учителя принуждать к внедрению технологии проектного обучения. Решение педагога должно быть взвешенным, самостоятельным (без нажима со стороны администрации). И именно это и должен проконтролировать психолог.
На следующем этапе, когда педагог принимает положительное решение необходимо поддержать его. Наметить вместе с ним варианты собственного развития с учётом требования времени, личностных возможностей (у вас появиться опыт работы над проектом, вы вырастите в глазах своих коллег, у вас повысится самооценка, работа над проектом позволит вам вырасти профессионально и т. п.) Конечно, в этот момент стоит развенчать все страхи педагога, возможно, поработать над самооценкой, повысить уверенность в себе.
Задача педагога-психолога помочь учителю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.
Регулируя, таким образом, распределение ролей в значимой для учеников деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, получаю возможность оказывать непосредственное влияние на взаимоотношения в детском коллективе.
В психологическое сопровождение проекта входит и обследование детей на этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.
Предваряет непосредственную работу над любым проектом специально организованный курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации.
Проектная деятельность личностно ориентирована, несет чувство удовлетворения, вызывает стойкий познавательный, творческий интерес. Ее высокое значение для младших школьников заключается в том, что в процессе интересной работы они готовятся к серьезному, учебному труду в основной школе. Успешность обучения в среднем звене (начиная с 5-го класса) напрямую зависит от получения опыта элементарного исследования поставленной проблемы, проблемной ситуации, поиска информации по теме, мотивации к научно-поисковой деятельности.
Психологи помогают педагогам в установлении взаимопонимания, доверительной атмосферы, искренности и открытости в общении с ребенком, что является одной из ведущих задач деятельности учителя, в достижении которой важнейшую роль играет эмпатия.
Эмпатия - феномен социально-психологического происхождения, который возникает и развивается в ситуациях взаимодействия личности с другими людьми. Она является:
- эмоциональным проникновением, чувствованием состояния собеседника;
- когнитивным процессом понимания внутреннего мира другого человека;
- фактором межличностного общения, облегчающим коммуникации;
- ведущим коммуникативным свойством, качеством личности психолога, педагога;
- важным аспектом мотивационной психологической готовности к труду как социально-психологической компетентности личности;
- условием адекватного восприятия и отражения собеседника в процессе взаимодействия;
- компонентом профессионального общения психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов образовательного процесса.
Посредством построения эмпатийных взаимоотношений между педагогом и учеником, во-первых, становится успешным общение, достигается воспитательный эффект. Это обусловливает особую важность наличия у учителя развитой эмпатии, позволяющей эффективно строить положительные отношения с детьми, ориентироваться в сложившейся коммуникативной ситуации. Необходимость мотивации с четко проявляющейся потребностью в исследовательской и поисковой активности является одним из условий, дающих возможность школьникам погрузиться в творческий процесс обучения, стремиться к открытиям, активному умственному труду, самопознанию, самоактуализации личности.
Во-вторых, социально-психологический компонент важнее, чем овладение учащимися определенной суммой знаний и формирование умений. Вывод в том, что только психолог может определить причину неудачи проектного урока, подготовленного опытным учителем, или блестящего проведения того же самого урока молодым специалистом.
В-третьих, проектным урокам, как правило, свойственна не индивидуальная, а групповая форма работы. Деление класса на рабочие группы является очень ответственным моментом, так как вступает в действие психологический феномен социальной фасилитации, сопровождающий принятие коллективных решений. Эффект социальной фасилитации заключается в том, что присутствие или участие в решении задачи других людей оказывает "облегчающее" воздействие на выполнение индивидуальных действий и принятие индивидуальных решений. Другими словами, в группе легче работать и принимать решения, чем в одиночку.
Педагог-психолог, по желанию может присутствовать и на всех этапах работы над проектом, особенно на промежуточном обсуждении полученных данных, его присутствие придаёт значимость данному событию в глазах детей. А так же на защите проектов и на коллективном обсуждении результатов внешней оценки. Основная его задача, на данном этапе - увидеть хорошее в любом проекте, создать каждому ребёнку ситуацию успеха.
В процессе работы психолог обязательно обращает внимание педагога на индивидуальные и психофизиологические особенности детей, даёт советы и рекомендации подхода к каждому ребёнку, проводит тренинговые упражнения по сплочённости и командообразованию группы, которая работает над одним проектом.
Возможна работа психолога и с одним ребёнком, например, поработав над проектом, ребёнок очень боится выступать на его защите.
Если проект долгосрочный, то необходимо на каждом этапе проекта вместе с учителями, находить новые способы мотивирования детей, поддерживать их интерес и самое главное положительно оценивать их работоспособность, личные качества. Психологическое сопровождение включает в себя экспертную оценку (независимая характеристика проекта). Если педагог-психолог принимает участие в проекте от начала и до конца, то, разумеется, он несёт ответственность и за качество проекта в целом.
Ну, и конечно, не стоит забывать, что педагог-психолог во время психолого-психологического сопровождения работает и с педагогами, поэтому он должен поощрять профессиональный опыт педагогов, высоко оценивать самостоятельность в разработке проекта, организаторское творчество
Список используемой литературы:
1. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта ; МПСИ, 2008. – 240 с.
2. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с.
3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг,учет и отчетность/ сост. И.В. Возняк [и др.].- Волгоград: Учитель:ИП Гринин Л.Е., 2014..
6. Майерс, Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2010.
7. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся"
Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся. (презентация)...
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
«Система сопровождения проектной деятельности на уроках английского язык, способствующей творческому самовыражению и личностному развитию учащихся»
Цель: Систематизировать опыт сопровождения этапов проектной деятельности учащихся на уроках английского языка.Задача: ...
Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"
Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
ОПИСАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАЛЯГА
В данном сборнике обобщена практика средней общеобразовательной школы с.Баляга Петровск-Забайкальского района Забайкальского, которая принимала участие в реализации мероприятий, направленных на повыше...
Содержание и технологии методического сопровождения контролирующей деятельности педагога в учреждениях дополнительного образования
Мудрые слова древних гласят: «Что бы ты ни делал, делай разумно и предусматривай результат».Хотелось бы, что бы вся наша управленческая деятельность была выстроена именно в этой логике. Се...