Содержание и технологии методического сопровождения контролирующей деятельности педагога в учреждениях дополнительного образования
методическая разработка

Мустафина Айзиля Илгизаровна

Мудрые слова древних гласят: «Что бы ты ни делал, делай разумно и предусматривай результат».

Хотелось бы, что бы вся наша управленческая деятельность была выстроена именно в этой логике. Сегодня этот подход дает маркетинговая наука. В ситуации стремительно меняющихся социально-экономических и социокультурных условий мониторинг происходящих в системе дополнительного образования процессов приобретает первостепенное значение. Он дает основу  деятельности  для руководителя как маркетолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1._mustafina_saby.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и технологии методического сопровождения контролирующей  деятельности педагога в учреждениях дополнительного образования

 

Методист МБУ ДО

«Центр детского творчества

Сабинского муниципального района

Республики Татарстан»- Мустафина А.И.

Мудрые слова древних гласят: «Что бы ты ни делал, делай разумно и предусматривай результат».

Хотелось бы, что бы вся наша управленческая деятельность была выстроена именно в этой логике. Сегодня этот подход дает маркетинговая наука. В ситуации стремительно меняющихся социально-экономических и социокультурных условий мониторинг происходящих в системе дополнительного образования процессов приобретает первостепенное значение. Он дает основу  деятельности  для руководителя как маркетолога.

Выявление социально-профессиональных характеристик указанной социальной группы позволит нам ответить на вопрос, каким должен быть педагог обновленной системы дополнительного образования, какими социально-желательными и личностными характеристиками он должен обладать, чтобы оставаться востребованным на рынке образовательных услуг.  Диагностика социального самочувствия специалиста дополнительного образования, уровня его социальной защищенности позволяет выявить основные меры его социальной поддержки. Методическое сопровождение по своей сути может быть отнесено к одной из функций управления, так как по логике и содержанию обеспечивает научные, информационные и экспертные подходы в деятельности педагога.

Особенность ситуации еще и в том, что современные педагогические услуги дополнительного образования направлены как никогда на реализацию интересов и потребностей населения с высочайшей долей их дифференциации и индивидуализации. Выстраивание системы предоставления этих услуг становится стержнем маркетингового управления.

Постоянное изменение этого социального заказа заставляет учреждения дополнительного образования быть в режиме мобильного функционирования и развития по всем известным основаниям.

Таким образом, динамика развития методической работы в УДО находится в прямой  зависимости от социально-педагогических условий.

Основными направлениями методического обеспечения работы в нашем Центре детского творчества являются:

  • разработка системы мероприятий по развитию творческого потенциала личности;
  • помощь педагогам в разработке авторских программ;
  • проведение смотров и конкурсов по развитию творческого потенциала педагогов и воспитанников;
  • осуществление повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов, готовых к развитию инновационных процессов, стимулирование педагогического и детского труда;
  • систематический процесс учета динамики результатов развития учреждения.

Данные опроса педагогов дополнительного образования технической направленности Сабинского района показали, что в своей деятельности педагоги сталкиваются с серьезными трудностями, которые условно можно объединить в четыре группы:

  • психолого-педагогические трудности;
  • трудности дидактического  характера;
  • трудности организации воспитательной работы;
  • трудности, связанные с анализом и оценкой собственной образовательной деятельности.

На основании данного анализа определяется круг проблем для занятий педагогов дополнительного образования, где в большей степени делается упор на психологию общения.

Одним из управленческих решений в рамках повышения творческого потенциала педагогов УДО является целесообразность, четкость формулировки функциональных, квалификационных обязанностей.

70% педагогов считают, что они сегодня выполняют современные важные функции, 50% хотели бы проконсультироваться по своим новым функциям, 20% их знают, но 30% лишь имеют представления.  

Говоря о потенциале учреждений дополнительного образования, следует отметить, что экспертные оценки в деталях разные, но они ярко демонстрируют закономерность: педагог, создающий свою программу, нестандартно мыслит, видит в основе своей деятельности ребенка, его природу, личность во всех ее проявлениях. Эти люди умело отбирают приемы, методы и средства воздействия в процессе субъектно-субъектных отношений, в основе их деятельности лежит педагогика сотрудничества. Каждый педагог видит предполагаемый результат своей программы для ребенка и себя. Достаточно четко педагоги формулируют цели и задачи своей деятельности. Таким образом, эта группа педагогов – а таких не более 15% работающих сегодня является «группой опережающего развития», своеобразным активом по совершенствованию всей системы.

Приняв целевую установку на формирование профессиональной компетентности, коммуникабельности, креативности специалистов учреждений дополнительного образования, мы выходим на необходимость создания системы этой работы.

Анализ мотивации участия специалистов УДО в процессе повышения квалификации показывает, что основным мотивом прохождения курсов является осознанная потребность в приобретении новых знаний в той предметной области, в которой специалист работает. Каждый шестой специалист хотел бы завязать контакты, обменяться опытом с коллегами. Количество специалистов УДО, которые в качестве основного мотива прохождения курсов повышения квалификации считают написание своей учебной программы, а курсы повышения квалификации помогут им при прохождении аттестации.

Каковы же педагогические условия результативности работы, которые мы вычленяем в ходе реализации управленческих функций, важных для совершенствования методического сопровождения в системе дополнительного образования?

1. Оценить реально свои возможности с учетом современной ситуации.

2. Определить концепцию, модель, программу своего развития.

3. В системе, согласно разработанной программе, добиваться реализации функций внешкольного учреждения.

4. Всеми формами и методами выходить на социализацию среды.

5. Самосовершенствование развития педагога и системы на всех ее этапах развития.

6. Важным компонентом будет и поэтапное наблюдение за ходом работы, систематический анализ с целью определения перспективы развития процесса.  

7. Одним из важных компонентов управления в разделе программирования следует считать подбор единомышленников, что должно способствовать результативности деятельности.

8. В ходе всей работы должна идти апробация современных педагогических технологий развития личности ребенка и самого педагога.

Определение места и роли УДО в социуме приводит к выводу о том, что само дополнительное образование своим содержанием обеспечивает специфическое образовательное, социальное, культурное пространство. Его особенность в том, что оно дает возможность каждому ребенку и взрослому на практике, в непосредственной деятельности  реализовать свои личностные потенциальные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о городском методическом объединении преподавателей хореографических дисциплин учреждений дополнительного образования.

Современная концепция начального хореографического образования ориентированна  на целостный процесс развития и обогащение творческого потенциала личности, на специфическое обучение и воспитание д...

Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и худо...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, статья...

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О включении педагога дополнителного образования в инновационную деятельность...

Информационно - методическое сопровождение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

В статье рассматривается информационно-методическое сопровождение образовательного процесса дополнительного образования. Автором рассмотрены приоритетные направления информационнометодического с...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...