коррекционно-развивающее занятие с детьми -инвалидами "Путешествие в страну эмоций"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми-инвалидами "Путешествие в страну эмоций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_emotsiy_v_kompyuternom_klasse.docx | 177.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Путешествие в Страну Эмоций»
(коррекционно-развивающее занятие с детьми-инвалидами)
Автор: Рогачева Екатерина Валентиновна
Педагог-психолог
МОУ «ОСШ им. М.К.Янгеля п. Березняки»
п. Березняки
2015г
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, обучение компьютерной
графике.
Задачи:
дидактические:
- учить осознанно выражать заданные эмоции (радость, грусть, злость,
удивление);
- научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;
- закреплять навыки ориентировки на листе;
- закреплять навыки работы в компьютерной программе Paint.
коррекционно-развивающие:
- развивать умение понимать эмоциональные состояния других;
- развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память.
воспитательные:
- развивать эмпатию;
- воспитывать чувство взаимопонимания.
Оборудование: 4 комплекта компьютерного оборудования (по числу детей), комплект презентационного оборудования (мультимедийный экран, проектор), карта страны эмоций (см. приложение № 1), компас, игрушки, книги, рисунок из мультфильма «Вини-Пух» (см. Приложения №№ 2,3), зеркало, шатёр из чёрной ткани, имитирующий пещеру, шляпа и плащ колдуна, воздушные шары по количеству детей, изображение весёлого солнышка, облака с изображёнными на них эмоциями (синее облако – грусть, зелёное - удивление, черное – злость, желтое - радость), аудиозаписи тревожной музыки и аудиосказки «Сказка о царе Салтане», видеозапись мультфильма «По дороге с облаками».
Предварительная работа: настроить мультимедийное оборудование, проверить работу компьютеров, закрепить к потолку по пространству кабинета 4 нити, к которым в дальнейшем на скрепки будут крепиться цветные облака; установить шатёр, закрепить на стене изображение солнца, при входе в кабинет поставить журнальный стол.
Целевая аудитория: дети-инвалиды.
Ход занятия:
Дети в сопровождении педагога-психолога входят в компьютерный кабинет.
- Организационный момент
При входе в компьютерный кабинет на журнальном столе лежат игрушки, компас, книги, карта страны эмоций.
Педагог-психолог: Мы сегодня с вами отправляемся путешествовать в необычную страну – Страну Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя.
Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно взять с собой только самые необходимые предметы. Подойдите к столу и выберите их. (Дети выбирают карту и компас) Теперь мы готовы отправиться в путь. А дорогу нам укажет компас. Давайте хором проговорим волшебные слова: «Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи». Итак, в добрый путь!
Педагоги и дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова): Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.
- Основная часть
- «Грустная поляна»
Ребята, посмотрите, куда указывает стрелка компаса? На какую поляну мы с вами попали?! На экране мультимедийного оборудования появляется поляна, на ней - грустный ослик (рисунок из мультфильма «Вини-Пух»). Кто это?
Дети: Ослик.
Педагог-психолог: Посмотрите на него внимательно: какое у него настроение? Дети: Ему грустно.
Педагог-психолог: Почему вы решили, что ослику грустно? Ответы детей
Педагог-психолог: Смотрите, у нас появилось облачко с подсказкой. А какого оно цвета? Педагог-психолог закрепляет к нити синее облако. Вы когда-нибудь грустили? Вспомните и изобразите грусть на своем лице.
Учитель информатики: Предлагаю вам пройти за компьютерные столы. Что-то наши пальчики загрустили.
Учитель информатики проводит пальчиковую гимнастику «Грустные пальчики».
Пальчиковая гимнастика
Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)
По дорожке побегут. (пальцами обеих рук дети «бегут» по столу)
В гости друг к другу придут, (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливаем кончиками пальцев друг на друга
Работа на компьютере в графическом редакторе Paint .
Учитель информатики: Откройте на экранах мониторов графический редактор Paint. Разделите лист на 4 равные части. (Дети делят лист на 4 равные части с помощью инструмента «Линия» графического редактора Paint.) Вспомните, какие лица были у вас, когда вы изображали грусть. Давайте попробуем изобразить грустные лица с помощью инструментов графического редактора в левой верхней части листа. ( Дети рисуют грустные лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».)
Педагог-психолог: А мы продолжаем путешествие.
Педагоги и дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова): Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.
- «Удивительный остров»
Педагог-психолог: Давайте присядем и посмотрим на карте, куда указал нам компас. Ой! Куда это мы попали?! Дети присаживаются на стульчики и слушают фрагменты аудиосказки «Сказка о царе Салтане».
1. В свете есть такое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквями,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
А орешки непростые,
Скорлупы-то золотые.
2. Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в чудном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
3. А у князя жена есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Педагог-психолог: Сколько необычного и удивительного мы с вами узнали! Когда мы видим что-то необычное, мы же удивляемся? А вы умеете удивляться? У нас появилось ещё одно облачко, какого оно цвета?
Дети: Зеленого.
Педагог-психолог: Посмотрите, как оно удивилось, увидев вас! Давайте удивимся вместе с облаком.
Упражнение «Зеркало»
Посмотрите в зеркало и представьте, что там отразилось что-то сказочное, необычное и удивительное (дети, смотря в зеркало, удивляются сначала по одному, затем все вместе).
Работа на компьютере.
Учитель информатики: Ребята, предлагаю вернуться за компьютерные столы и нарисовать удивлённое лицо, которое мы видели в зеркале. Задание выполняйте в правой верхней части листа. Дети рисуют удивлённые лица, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».
Педагог-психолог: С какой эмоцией мы познакомились?
Дети: Удивление.
Педагог-психолог: Наше путешествие продолжается дальше. Вставайте в круг и вспоминайте слова, которые мы произносили для того, чтобы компас указал нам дорогу.
Дети (хором, взявшись за руки, образуют круг и произносят слова): Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.
3. «Пещера злого колдуна». Дети смотрят на карту. Звучит тревожная музыка.
Ребята, здесь живет злой колдун. Давайте войдём в пещеру и посмотрим, что там внутри. Колдуна сейчас нет, но остались его волшебная шляпа и плащ. Предлагаю вам превратиться в колдуна и немного позлиться. А вот и облачко-подсказка. Какого оно цвета? (черного) дети показывают злые лица.
Работа на компьютере.
Учитель информатики:Ребята, садитесь за компьютерные столы и нарисуйте лицо злого колдуна в левой нижней части листа. Дети рисуют лицо злого колдуна, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».
Педагог-психолог: Ребята, я вам подскажу, как избавиться от злости. Возьмите вот эти шары и представьте, что это ваша злость. Когда они лопнут, вместе с ними исчезнет и злость. Дети стараются лопнуть свои шары. Ура, мы победили злость, и колдун без неё теперь будет бессилен. Сделав такое хорошее дело, мы можем продолжить своё путешествие.
Дети: Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи.
4. «В гостях у солнышка»
Педагог-психолог: Посмотрите что вы видите? Указывает на висящее на стене солнце. Какое у него настроение? (весёлое) Какого цвета облако появилось? (желтое). Посмотрите, даже у грустного ослика улучшилось настроение, когда его согрело солнышко и пришли друзья (Приложение № 3).
Работа на компьютере
Учитель информатики: Ребята, пройдите за компьютерные столы и нарисуйте в правой нижней части листа весёлое солнышко. Дети рисуют весёлое солнце, используя инструменты «карандаш», «ластик», «цвета», «толщина», «фигуры».
- Итог
Учитель информатики: Предлагаю вам посмотреть рисунки друг друга, которые получились у вас во время путешествия. (Дети смотрят рисунки на мониторах компьютеров)
Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. На пути нам встречались облака разного цвета, у каждого из которых было своё настроение. Давайте вспомним их. (Дети называют цвет и настроение каждого облака)А также в течении нашего путешествия мы говорили и о эмоциях давайте вспомним их. (Угадай эмоции человека).
Перед вами разноцветные шары мы предлагаем каждому из вас выбрать воздушный шар со своим настроением. Дети выбирают шарик по своему настроению.
А сейчас пора возвращаться домой! На мультимедийном экране включается фрагмент мультфильма «По дороге с облаками», где герои возвращаются домой. Дети, образуя круг, идут друг за другом по кабинету под весёлую музыку. Уходя из кабинета, машут рукой героям мультфильма.
Литература:
1 Развитие эмоционального развития детей .Н.Л.Кряжева, Ярославль, Академия развития.
2.Справочник педагога-психолога
3.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. Е.П.Картушина, Т.В.Романенко, издательство «Учитель», Волгоград
4.Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Карта «Мое настроение»
Цвет | Эмоциональное состояние |
Красный | Восторг |
Оранжевый | Радость, веселье |
Желтый | Светлое, приятное настроение |
Зеленый | Спокойное, уравновешенное состояние |
Синий | Грустное настроение |
Фиолетовый | Тревожное, напряженное состояние |
Черный | Упадок сил, уныние |
Белый | Равнодушие (трудно сказать) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие
Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...
Рабочая программа коррекционно-развивающей учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы учителя-дефектолога...