Рабочая программа коррекционно-развивающей учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в общеобразовательном учреждении
рабочая программа
Один из вариантов составления рабочей программы учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr.docx | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарьева
Макарьевского муниципального района Костромской обл.
Согласовано Заместитель директора по УВР_________/___________ «___» ___________20___ г | Утверждаю Директор школы __________/_____________/
Приказ №______ от «___» ___________20___ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Составитель программы
Зорина Татьяна Юрьевна, учитель-дефектолог
г. Макарьев
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
Цели, задачи коррекционного обучения детей………………………………………...4
Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей с задержкой психического развития……………………………………………………...4
Инструментарий определения эффективности освоения программы……………......5
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации работы учителя-дефектолога……………………………..5
Формы, способы, методы и средства реализации программы………………………..6
Критерии оценки результативности работы по программе…………………………..6
Особенности взаимодействия с семьями обучающихся……………………………....7
Взаимодействие со специалистами ПМПк……………………………………………..7
Учебно-тематический план……………………………………………………………...7
Предполагаемые результаты освоения программы……………………………………9
- ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ
Паспорт кабинета……………………………………………………………………….11
Методическое обеспечение программы………………………………………………12
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями зрения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общей образовательной программы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Выполнение программы рассчитано на 68 часов. Два коррекционно-развивающих занятия в неделю, продолжительностью 15-20 минут.
Основной целью рабочей программы является создание условий для оказания индивидуально-ориентированной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ими Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Задачи:
- Формирование и развитие мыслительных операций;
- Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
- Формирование и развитие пространственной ориентировки;
- Формирование сенсомоторных координаций;
- Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений;
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием;
- Создание условий для развития сохранных функций;
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей с нарушениями зрения.
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.
Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Динамика отслеживается следующим образом:
- первичная диагностика специалистами ПМПк – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление календарно-тематического планирование коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных/подгрупповых);
- промежуточная диагностика специалистами ПМПк (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
- итоговая диагностика специалистами ПМПк - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале.
На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР.
Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
- планирование материала от простого к сложному,
- дозирование помощи взрослого,
- постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.
Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:
Консультации для родителей:
- обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики;
- планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы;
- посещение родителями занятий учителя-дефектолога.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПк
Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ПМПк.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ПМПк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные разделы программы:
- Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте);
- Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);
- Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);
- ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);
- Развитие и коррекция ВПФ;
- Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.
№ | Направления работы | Основные задачи реализации содержания |
1 | Сенсомоторное развитие | - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие слухового восприятия и слухового внимания; - развитие тактильных ощущений; - развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; - формирование способности выделять признаки предметов. |
2 | Формирование пространственных представлений | - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие пространственного праксиса; - развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. |
3 | Развитие мнемических процессов | - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти. |
4 | Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия | - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. |
5 | Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности | - регуляция простейших двигательных актов; - формирования умения ориентировки в задании; - формирование умения планирования этапов выполнения задания; - формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. |
6 | Формирование навыка письма | - развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; - заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; - звуко-буквенный анализ слова; - формирование навыка внимательного письма. |
7 | Формирование навыка чтения | - заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; - обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв; - обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением; - обучение составлению предложений из слов; - обучение схематической записи слов, предложений. |
8 | Формирование элементарных математических представлений | - количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); - состав числа; - счётные операции; - решение и составление задач; - геометрические фигуры; - цвет, форма, размер предметов. |
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.
Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий строится исходя из индивидуальной диагностики обучающегося и хранится в личном деле учителя-дефектолога.
При наличии у детей сопутствующих нарушений в развитии (нарушение зрения, слуха и т.п) имеющаяся программа коррекционно-развивающей работы корректируется в соответствие с имеющимися особыми образовательными потребностями обучающегося: в программу работы включается соответствующий блок коррекционно-развивающих занятий.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.
- Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.
- Соблюдать нормы поведения на уроке.
- Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
- Планированию собственной деятельности.
- Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении.
- Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
- Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.
- Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.
- Пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа. Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.
- Писать строчные и прописные буквы.
- Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.
- Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
- Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.
- Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости.
- Называть обобщающие названия изученных групп предметов.
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
- Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через разряд.
- Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.
- Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
- Пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определённого предмета в ряду.
- Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
- Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
- Составлять и решать задачи в несколько действий.
- Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.
- Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.
- Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.
- Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.
- Определять время по часам.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
1 | Стенд навесной | 1 |
2 | Стол для индивидуальных логопедических занятий | 1 |
3 | Зеркало для индивидуальных логопедических занятий | 1 |
4 | Умывальник | 1 |
5 | Скамейка | 1 |
6 | Парта детская | 6 |
7 | Стул детский | 11 |
8 | Стул офисный | 2 |
9 | Доска пробковая | 1 |
10 | Стол письменный | 2 |
11 | Стеллаж | 2 |
12 | Ковер напольный | 1 |
13 | Термометр комнатный | 1 |
14 | Короб для пескотерапии | 1 |
15 | Дидактический материал и развивающие игры | По кол-ву обучающихся |
16 | Наборы для детского творчества (краски, альбомы, карандаши, цветная бумага и т.д) | По кол-ву обучающихся |
17 | Датчики пожарной сигнализации |
Документация
- Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя-дефектолога в РФ;
- Журнал учета работы учителя-дефектолога;
- Перспективный план работы специалиста;
- Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога;
- Список детей зачисленных на занятия;
- Протоколы психолого-педагогического обследования детей;
- Дефектологические представления на детей;
- Карты дефектологического сопровождения детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373); - Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897); - Адаптированная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа №2 Макарьева для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
- Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
- Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
- Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54
- Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии;
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь;
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии;
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция;
- Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога;
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
- Игры и упражнения на развитие внимания (папка).
- Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка).
- Игры и упражнения на развитие памяти (папка).
- Прогрессивные матрицы Д.Равена (цветной и черно-белый вариант);
- Методика диагностики интеллекта Д.Векслера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп
презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с УО в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы дефектолога в общеобразовательном учреждении...
Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...
Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ...
Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ
Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет) компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающего курса учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР.
Рабочая программа учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР (7.2)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет развивающую, обучающую, образов...