Работа с личностью через личностные метафоры
статья по психологии на тему
Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.
На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ - работа с личностными метафорами. Личностные метафоры - это метафорические способы личностью видения себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_lichnostyu_cherez_lichnostnye_metafory_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с личностью через личностные метафоры
Личностная идентичность - это то, кем человек считает себя в глубине души; то, как он отвечает на вопрос: «Кто я?», это внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.
Тем не менее нередки случаи, когда человек не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать себе: "Кто я". Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.
На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ - работа с личностными метафорами. Личностные метафоры - это метафорические способы личностью видения себя.
Мы легко можем дать метафоры на своих близких и друзей: этот наш знакомый похож на медведя, этот - на зайчика, а эта - на лисицу. Как музыкальный инструмент, она - флейта, а он - старая медная труба... Также большинству из нас несложно найти картинку, которая метафорически рисует нас и нашу жизнь. Кто-то в такой картинке видит себя ракетой или паровозом, кто-то внутренне ощущает себя нежным лотосом, а кто-то чувствует себя сломанными часами в заброшенном старом доме...
Достаточно очевидно, что та или иная личностная метафора самым серьезным образом связана и во многом определяется самоощущением личности, ее жизненными ценностями и ее личностными ролями. Энергичный человек находит себя в более энергичных картинках-метафорах, у оптимистичного человека картинки-метафоры более светлые и яркие, у потерянного человека картинки чаще серые, тусклые и покрыты туманом. Дружественный характер картинок обычно свидетельствует о высоком эмоциональном тоне человека и его внутреннем дружелюбии, а тот или иной характер движения в картинке-метафоре отражает внутреннюю направленность человека к людям или внутрь себя, склонность плыть по течению или готовность бороться...
Как техника диагностической работы, работа личностными метафорами состоит в том, что человеку предлагается поискать метафору себя и своей жизни: метафору, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя. Основные личностные метафоры, с которыми работают психологи синтон-подхода - это Дом моей души и Метафора жизни.
Однако важнейшее открытие, которое было сделано в синтон-подходе, состоит в том, что, изменяя свои личностные метафоры, можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение. Как ни смешно это звучит, но детская формула "Что нам стоит жизнь построить: нарисуем - будем жить!" - вдруг получила самое реальное воплощение: как только человек начинает перерисовывать картинки своих личностных метафор, создается база для настоящих изменений в его жизни.
Однако работа с метафорой жизни - техника не только диагностики. Оказалось, что это один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Данная техника - не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.
Эта техника работы с личностными метафорами дает сильные результаты в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.
Итого: если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять картинку своей жизни. Как минимум, сделайте свою картинку жизни осознанной. Если у вас только бессознательная картинка, она может строить вашу жизнь не так, как вам хотелось бы, и в этом случае вы лишены возможности что-то скорректировать.
Жизнь построил, но не ту. Кого-то или чего-то, важного вам — нет. Жизнь — пустая…
Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите "Нет, это не мое!", постепенно вы начинаете понимать, а что же - ваше. См.→
Случаи из практики
Александр: три картинки жизни
— Моя картинка немного грустная. Я — это большие старинные часы с тяжелым маятником. В доме никого. Тик-так, тик-так, равномерное и бесконечное тик-так в старом доме… Я понял, что я живу в ожидании.
Часы символизируют ожидание, ты ровно делаешь все, что нужно, да?
— Да.
А дом старый, хотелось бы из этого дома выбраться, но пока прикован, как часы к стене…
— Угу.
И от тебя ничего не зависит, как в этой картинке?
— Мне кажется, эта стратегия наиболее верная… Она уверенная, точная. Надежная.
А как ты узнаешь, что в твоей жизни наступило что-то новое? Какой другой картинкой это будет символизироваться? Ты вышел из дома?
— Да, вышел из дома на природу… Холм, стало солнечно…
Ты там стоишь или идешь?
— Стою и оглядываюсь, выбираю куда идти.
Дороги пока не будет…
— Пока нет, да…
Для тебя это возможность выбора собственного пути.
— Цель, я знаю, есть, но дороги пока не видно... Точнее, дорог там много.
Хорошо. А теперь представь, что случилось третье событие: появление твоей дороги, твоего пути. Как ты увидишь, что твоя дорога уже есть?
— Я просто пойду по ней. Наверное, это будет тропинка, извилистая тропинка, но я буду по ней идти, искать и пробовать.
В дороге кто-то трясется в телеге, кто-то рулит на велосипеде, кто-то летит в роскошном открытом кабриолете, кто-то с огромным рюкзаком карабкается по скалам.
— Нет, я пойду пешком, налегке, наслаждаясь прогулкой.
Собственными силами, без привлечения третьих сил, скорее в одиночестве и без большого напряга… Да?
— Да.
Это та жизнь, которую ты себе формируешь на будущее?
— Да.
Она для тебя, по крайней мере сейчас, оптимальна?
— Ну, не очень нравится…
Что бы ты в ней изменил, чтобы точно понравилось?
— Добавить людей, народу должно быть побольше…
Интересная мысль! Ты хочешь уходить от одиночества?
— Да, хочу. Я понял, что я хотел бы даже часами быть кому-то полезным…
Аплодисменты!
Лена: когда я выйду в жизнь?
— Метафора моей жизни: я студент выпускного курса, готовлюсь к экзамену в читальном зале. Я уже много чего знаю, рядом со мной большая кипа учебников, сижу сосредоточенная, но все откладываю момент экзаменовки… То ли мне кажется, что я еще недостаточно готова, то ли я просто боюсь…
Ты та, которая сидит на попе и боится. Знает, что готова, но боится и тянет время своей жизни. Что бы ты хотела изменить в своей жизни, какую метафору ты бы нарисовала, чтобы сказать: «Я живу правильно!»?
— Ну, что я экзамен сдам, я знаю… А вот что я буду делать дальше, с дипломом...
Выходя с дипломом, я вижу, что… какая картинка дальше?
— Я буду применять свои знания.
Какой картинкой ты это увидишь?
— Не знаю, не вижу.
Придумывай картинку, Лена. Не придумаешь сама — тебя другие вставят в свои картинки, и очень может статься, что через пятьдесят лет ты поймешь, что прожила жизнь не ту, которую хотела.
— …
Представьте… Раннее-раннее утро, холодно, туман… Вы в лесу, солнце еще не взошло, поэтому дальше нескольких метров ничего не видно. Под ногами мокрая, в холодной росе, трава, везде хрустят поломанные ветки, куда ни пойди — из тумана вырастают колючие кусты и густые лапы елей. Вы точно знаете, что где-то рядом, неподалеку, есть сорная тропа, выходящая на крепкую дорогу, но небо заволочено тяжелыми облаками и поманивший просвет оборачивается очередным скользким оврагом.
Но вот — подул ветерок. Несколько порывов, и туман улетает, а над орешником поднимается большое утреннее желтое солнце. Оно уже освещает верхушки деревьев, сдвигает серый массив туч и открывает утреннее просторное небо. Лес освещается, как будто сразу теплеет, и уже весело заблестели огоньки росы на сосновых иголках. Солнце плывет и завоевывает новые высоты, воздух быстро согревается, листва шелестит под порывами ветра и открывает вам поляну, откуда уже видна просека с лесной дорогой.
Вы — на пути. Здравствуй, утро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе
Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...
Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.
Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....
Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
Обобщение опыта воспитательной работы по программе «Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество».
Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, ...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
«Повышение мотивации обучения учащихся русскому языку через личностно ориентированный подход» (из опыта работы)
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии личностно-ориентированного обучения. ...