Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
презентация к уроку по теме
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrekcionnoy_raboty2.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Программа коррекционной работы содержит описание : целей, задач, принципов программы; направлений работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское); характеристику содержания работы по каждому направлению; этапов и механизмов реализации программы; требований к условиям реализации программы. планируемые результаты коррекционной работы
Цели программы: оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ. Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы: выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования; определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности; осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей; разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения; обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников; реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы программы: Преемственность Соблюдение интересов ребёнка Системность Непрерывность Вариативность Рекомендательный характер оказания помощи Принцип взаимодействия с Социальными партнерами Принцип создания ситуации успеха
Основные направления комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Диагностическое направление Цель: выявление характера интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи Задачи(направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности,мероприятия Сроки Ответственные Психолого-педагогическая диагностика Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами сентябрь Классный руководитель, психолог,логопед Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) сентябрь Психолог, логопед Социально – педагогическая диагностика Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. Сентябрь - октябрь Классный руководитель, психолог,учитель-предметник
Этапы реализации программы I этап (май – сентябрь) Этап сбора и анализа информации II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки
Механизм реализации коррекционной программы
Механизм реализации коррекционной программы
Планируемые результаты информационный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья; система мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ ООП ООО; функционирующая модель взаимодействия ОУ с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ОВЗ , по сохранению ф изического и психического здоровья расширение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях создание условий для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушения в развитии); Интернет-сайт (страница на школьном Итернет-сайте) для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья функционирующая система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации
СФГОС для детей с ОВЗ · I уровень, цензовый , в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка . · II уровень школьного образования - нецензовый , он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка; · III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний , но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Комплект СФГОС для детей с ОВЗ включает: Концепцию Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения). Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с расстройствами аутистического спектра. Проект / О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 2013. – 29 с. – (Стандарты второго поколения). Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей. Проект / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева. – М.: Просвещение, 2013. – 59 с. – (Стандарты второго поколения). Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе
Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...
Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...
Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю ...
Статья "Психолого-педагогическая работа с обучающимися по формированию социальной компетентности в преодолении асоциального поведения".
В этой статье отражен опыт работы....
«Формирование и развитие творческих способностей личности через национальные традиции»
приобщение школьников к различным видам обско угорского декоративно-прикладного искусства, прежде всего на основе овладения средствами традиционной орнаментики...
Формирование социальной компетентности через самостоятельную работу на уроке биологии
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно выполнят задание, проявляя усилия и активность. Самостоятельную д...
Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры
Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...