«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
презентация к уроку по психологии на тему

Курильская Евгения Николаевна

В данной презентации:

- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,

- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного поведения,

- определяются цели и задачи комплексного сопровождения несовершеннолетнего, взаимодействие специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение,

- описывается деятельность педагога-психолога в данном взаимодействии, этапы этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx677.08 КБ
Microsoft Office document icon kommentarii_k_prezentatsii.doc137.5 КБ
Файл diagnostika.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением автор: педагог-психолог территориальной ПМПК Петропавловск-Камчатского городского округа Курильская Е.Н.

Слайд 2

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Слайд 3

Факторы , обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних : Биологические Психологические Социально-педагогические неблагоприятные физиологические, анатомические особенности организма ребёнка, затрудняющие его социальную адаптацию наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей

Слайд 4

Причины девиантного поведения : стремление получить сильные впечатления; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учёбе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребёнка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ и др.

Слайд 5

Виды девиантного поведения : - наркомания; - алкоголизм; - девиации сексуального поведения; - суицидальное поведение; - правонарушения; - расстройства поведения (гиперкинетическое расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьёй; несоциализированное расстройство поведения; социализированное расстройство) ; - агрессивное поведение.

Слайд 6

Агрессия – это поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которая направлена на причинение ущерба (физического, психического) другим индивидам. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Слайд 7

Виды агрессии : 1.Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или предмет. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Слайд 8

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругательства). 8. Аутоагрессия – выражает возможное убеждение субъекта в том, что является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Проявляется в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений (крайняя форма – самоубийство). 9. Инструментальная – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели.

Слайд 9

Психологические особенности личности, способствующие проявлению агрессивности - сниженная самооценка; - повышенная тревожность; - низкий уровень самоконтроля; - недостаточное развитие интеллекта; - неразвитость коммуникативных навыков; - повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.) и др.

Слайд 10

В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка. Цель комплексного сопровождения – полноценное развитие ребенка. Задачи комплексного сопровождения : 1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением; 3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения; 4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение (например, в рамках психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения).

Слайд 11

Ребёнок с девиантным поведением Классный руководитель Медицинский работник Социальный педагог Педагог-психолог Инспектор по делам несовершеннолетних Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением При активном и заинтересованном участии семьи

Слайд 12

Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач : 1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы; 2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением; 3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением; 4. консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.

Слайд 13

Работа психолога по программам коррекции девиантного поведения включает несколько этапов : Диагностический этап. Подготовительный этап. Коррекционный этап . IV. Аналитический этап.

Слайд 14

Диагностический этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.

Слайд 15

Подготовительный этап - подготовка к проведению коррекционной работы. Требования к составлению программы сопровождения те же, что и к любой программе (пояснительная записка, цели, задачи, тематический план и т.д.).

Слайд 16

Коррекционный этап Ф.И.О. ребёнка: Иванов Иван Павлович Возраст : 14 лет Класс: 8б Разделы программы Содержание Примечания Диагностический инструментарий Методики, с помощью которых проводилось психодиагностическое обследование ребёнка 1. Опросник Басса-Дарки 2. Методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Екимовой В.И. 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 4. Опросник Шмишека …

Слайд 17

Предварительное заключение 1. Высокий уровень физической и вербальной агрессии. 2. Склонность к аффективным реакциям, низкая конформность, импульсивность. 3. Завышенная самооценка 4. Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе. 5. Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей.

Слайд 18

Цель коррекционно-развивающей программы Коррекция агрессивных тенденций в поведении

Слайд 19

Задачи коррекционно-развивающих занятий обучение конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей формирование навыков позитивного влияния на других снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям развитие навыков самоконтроля игровая коррекция поведения Формы работы: - беседа; - ролевое проигрывание ситуаций; - упражнения на самопознание; - этюды, пантомима; - изобразительная деятельность; - подвижные игры; - психогимнастика и ауторелаксация.

Слайд 20

Временной период Программа рассчитана на 1,5-2 месяца. Включает в себя 13 занятий. Частота проведения – 2 раза в неделю. Продолжительностью занятия - по 45 минут каждое.

Слайд 21

Предполагаемый результат Снижение уровня агрессивности, формирование адекватной самооценки, снижение эмоциональной напряжённости, развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими

Слайд 22

Курс коррекционно-развивающих занятий Даты занятий Занятие №1 - создание положительной мотивации и заинтересованности в занятиях; - снятие эмоциональной напряжённости: создание атмосферы защищённости и взаимного доверия в группе; - обучение навыкам ауторелаксации. Занятие №2 - отработка приёмов лицевой экспрессии, соответствующим различным эмоциональным состояниям, развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; - формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации; - обучение техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.

Слайд 23

Результат Заполняется на основании аналитического этапа деятельности

Слайд 24

Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы. Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением. Включает в себя : - проведение специалистом диагностического обследования ребенка с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы; - анализ соответствия предполагаемого результата полученному; - выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемый результата; - корректировка программы или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.

Слайд 25

Литература 1. Александров Н.А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. – 1992, №2. 2. Бармаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996. 3. Горошкин А.Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера.// Воспитание школьников. – 1994, №2. 4. Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): Учеб.-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002. 5. Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб.: Речь, 2002. 6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. 7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г. 8. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков.// Школьный психолог. – 2003, №30 . 9 . Лютова Е.К., Монина Г.К. шпаргалка для взрослых// Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: изд-во ЦСПА «Генезис», 2000

Слайд 26

10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. 11. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001 . 12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном-пресс, 2002. 13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная пресса, 2007 . 14. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996. 15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. – М.: М.П.-С.И. «Флинт», 1998. 16. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. 17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996 .



Предварительный просмотр:

Слайд №1

«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»

        

автор: педагог-психолог территориальной ПМПК
                 Петропавловск-Камчатского городского   округа
                                                      Курильская Е.Н.

Слайд №2

Понятие девиантного поведения в социологии,  медицине, психологии звучит по-разному. Мы предлагаем вашему вниманию следующее:

Девиантное поведение — это   поведение, отклоняющееся от  общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 6-7 лет.

Слайд №3

Выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

А) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических, анатомических особенностей организма ребёнка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

- дефекты слуха и зрения;

- телесные пороки (например: отсутствие пальцев, «родимые» пятна на лице);

- дефекты речи (например: заикание);

- внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих (например: излишняя полнота, оттопыренные уши и т.д.).

Б) психологические, включающие наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера. Например:

- умственная отсталость;

- пограничная интеллектуальная недостаточность (характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении и имеющими тенденцию к компенсации и обратному развитию);

- психопатия (это расстройство личности, которое характеризуется непринятием социальных норм, повышенной агрессивностью, импульсивностью, неумением формировать свои привязанности);

- недостаточная сформированность определённых функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальная мозговая дисфункция – лёгкие органические изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства; синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).

В) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребёнка. Например:

- стили семейного воспитания (такие как, гиперопека; дисгармоничный стиль семейных отношений, при котором к ребёнку могут предъявляться завышенные требования, невыполняемые при этом самими родителями; попустительский стиль, асоциальная семья);

- педагогическая запущенность.

Слайд №4

Существуют следующие причины девиантного поведения:

  •  стремление получить сильные впечатления;
  •  повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
  •  неблагополучная ситуация в семье;
  •  стремление к самостоятельности и независимости;
  •  недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией;
  •  отставание в учёбе;
  •  пренебрежение со стороны сверстников;
  •  непонимание взрослыми трудностей детей;
  •  недостаточная уверенность ребёнка в себе;
  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ и др.

Слайд №5

Специалистами выделяются следующие виды девиантного поведения, имеющие место, как у взрослого человека, так и у ребёнка:

  • Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

При коррекционно-реабилитационной работе ведущая роль принадлежит врачу-наркологу.

  • Алкоголизм – это патологическое влечение к спиртному с последующей социально-нравственной деградацией личности.

Как и в ситуации с наркоманией ведущим специалистом при коррекционно-реабилитационной работе является врач-нарколог.

  • Нарушения сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых – появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. В норме по мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни или совращающем влиянии.

При коррекционно-реабилитационной работе ведущая роль принадлежит врачу-сексопатологу, психиатру.

  • Суицидальное поведение – это осознанное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Очень часто суицидальное поведение связано с алкоголизацией и наркоманией.

Ведущая роль в работе с детьми с такими особенностями поведения принадлежит врачу-психиатру и психотерапевту.

  • Правонарушения – одна из форм антисоциального поведения, направлена против интересов общества в целом или личных интересов граждан. У детей и подростков данный вид девиантного поведения проявляется в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

В данном случае ведущая роль в коррекции поведения принадлежит инспектору по делам несовершеннолетних и социальному педагогу.

  • Расстройства поведения.

      - Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми такие подростки не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть, общаться.

Ведущая роль при коррекции отводится невропатологу и психологу.

         - Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к близким, поджоги дома.

         - Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

        - Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное поведение (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Они могут входить в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неасоциальной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

  • Агрессивное поведение – наиболее распространённый вид девиантного поведения у детей и подростков на сегодняшний день. Остановимся на нём подробнее.

Слайд №6

В литературе существует множество определений агрессии и агрессивности. Предлагаем остановиться на следующих определениях:

Агрессия – это поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которая направлена на причинение ущерба (физического, психического) другим индивидам.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Слайд №7

Слайд №8

Различают следующие виды агрессии:

1.Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (может проявляться в нанесении другому человеку ударов, избиении, ранении при помощи оружия).

2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная (может проявляться в распространении сплетен, в злых шутках, во взрывах ярости, проявляющихся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверями и т.п.).

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств (выражается во вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении – ребёнок может неожиданно для всех порвать книгу, бросить предмет, плюнуть).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (может проявляться в отказе выполнять предъявляемые требования или в выполнении действий, противоположных требуемым – ребёнок  делает всё наоборот, часто говорит: «Не хочу», «Не буду», отказывается даже от интересной для всех деятельности).

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, обусловленная чувством горечи, гнева на весь мир.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что люди планируют и приносят вред (проявляется в склонности подозревать всех людей в обмане, крайнее проявление – паранойя – психическое заболевание).

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругательства) (может проявляться в распространении клеветы или сплетен о другом человеке, в отказе разговаривать с другим человеком, в словесном оскорблении или унижении другого человека).

8. Аутоагрессия – выражает возможное убеждение субъекта в том, что является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести  (может проявляться в самообвинении, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести – укусы, удары, выдёргивание волос, самоубийство).

9. Инструментальная – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребёнка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребёнок часто использует такие действия для получения желаемого

Слайд №9

Какие же психологические особенности личности, могут способствовать проявлению агрессивности у детей?
- сниженная самооценка;
- повышенная тревожность;
- низкий уровень самоконтроля;
- недостаточное развитие интеллекта;
- неразвитость коммуникативных навыков;
- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.) и др.

Слайд №10

В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка.

        Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.

        Задачи сопровождения:
1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением;

3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения;

4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение в рамках, например, психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Слайд №11

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением

Обязательным условием сопровождение ребёнка должно быть активное и заинтересованное участие семьи.

Каждый из специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с девиантным поведением, в рамках решения общих задач сопровождения решает и специфические задачи.

Рассмотрим деятельность специалиста по сопровождению ребенка с девиантным поведением на примере деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

Слайд №12

Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач:

  1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы;
  2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением.
  3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением.
  4. консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.

Слайд №13

Работа педагога-психолога по программам коррекции девиантного поведения состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностический этап.
  2. Подготовительный этап.
  3. Коррекционный этап.

IV.     Аналитический этап.

Слайд №14

Остановимся подробнее на содержании каждого этапа:

Диагностический этап.

Данный этап включает в себя  получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.

Для вас в качестве рекомендации мы подготовили распечатку с перечнем методик, которые может использовать педагог-психолог, по изучению:
- психологических особенностей ребенка в учебное время;
- психологических особенностей поведения ребенка дома;
- особенностей детско-родительских отношений;
- общих психологических особенностей ребенка;
- уровня интеллектуального развития ребенка;
- уровня и типов агрессии;
- наличия и уровня тревожности.

Слайд №15

На основании полученных результатов диагностического исследования формулируются задачи сопровождения ребенка с девиантным поведением, и составляется программа сопровождения, т.е. педагог-психолог переходит к следующему этапу:

Подготовительный этап.

Требования к составлению программы сопровождения те же, что и к любой программе (пояснительная записка, цели, задачи, тематический план и т.д.).

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

На основе одной из программ психологического сопровождения детей с девиантным поведением мы предлагаем рассмотреть третий этап работы педагога-психолога – коррекционный. (Мануйлова Ю.Е. Программа коррекции агрессивного поведения подростков)

Ф.И.О. ребёнка________________________________________________

Возраст _________________________ Класс _______________________

Примечания

Диагностический инструментарий

Методики, с помощью которых проводилось психодиагностическое обследование ребёнка

1. Опросник Басса-Дарки

2. Методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Екимовой В.И.

3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

4. Опросник Шмишека

Предварительное заключение

  1. Высокий уровень физической и вербальной агрессии
  2. Высокий уровень притязаний
  3. Завышенная самооценка
  4. Низкий самоконтроль в поведении.
  5. Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе.
  6. Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей.

Цель коррекционно-развивающей программы

Коррекция агрессивных тенденций в поведении

Задачи коррекционно-развивающих занятий

  1. обучение конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей
  2. формирование навыков позитивного влияния на других
  3. снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям
  4. развитие навыков самоконтроля
  5. игровая коррекция поведения

Формы работы:

- беседа;

- ролевое проигрывание ситуаций;

- упражнения на самопознание;

- этюды, пантомима;

- изобразительная деятельность;

- подвижные игры;

- психогимнастика и ауторелаксация.

Временной период

Программа включает в себя 13 занятий, продолжительностью по 45 минут каждое. Частота проведения – 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 1,5-2 месяца.

Предполагаемый результат

Снижение уровня агрессивности, формирование адекватной самооценки, снижение эмоциональной напряжённости, развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими

Курс коррекционно-развивающих занятий

Даты занятий

Занятие №1

- создание положительной мотивации и заинтересованности в занятиях;

- снятие эмоциональной напряжённости: создание атмосферы защищённости и взаимного доверия в группе;

- обучение навыкам ауторелаксации.

Занятие №2

- снятие эмоциональной напряжённости;

- развитие навыков сотрудничества и формирование групповой сплочённости;

-формирование способности определения эмоционального состояния человека по экспрессии лица;

- обучение навыкам ауторелаксации.

Занятие №3

- отработка приёмов лицевой экспрессии, соответствующим различным эмоциональным состояниям, развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;

- формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации;

- обучение техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.

Занятие №4

- формирование сдержанности и умения вежливо отказать, способности отвечать за свои поступки;

- коррекция самооценки;

- формирование адекватного образа «Я»;

- формирование нравственных представлений;

- поиск конструктивных приёмов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации

- обучение техникам ауторелаксации.

Занятие №5

...

Результат

Заполняется по итогам повторного диагностического обследования ребёнка.

Слайд №24

После завершения коррекционного этапа работы педагог-психолог проводит повторное диагностическое обследование ребёнка и переходит к аналитическому этапу деятельности.

Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы.

Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по  реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением.

Включает в себя:

- проведение специалистом диагностического обследования ребенка  с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы;

- анализ соответствия предполагаемого результата полученному;

- выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемого результата (например: нарушение родителями сроков медикаментозного лечения, наличие психотравмирующей ситуации);

- корректировка программы (в случае недостижения поставленных целей комплексного сопровождения) или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.

Однако, после реализации программы сопровождения и достижения положительного результата, ребёнок не должен оставаться без внимания специалистов. В случае необходимости (рецидивов девиантного поведения) работа по сопровождению возобновляется.

Слайд

№25 – №26

Литература:

  1. Александров Н.А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. – 1992, №2.
  2. Бармаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  3. Горошкин А.Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера.// Воспитание школьников. – 1994, №2.
  4. Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): Учеб.-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002.
  5. Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 216 стр.
  7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
  8. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков.// Школьный психолог. – 2003, №30.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.К. шпаргалка для взрослых// Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: изд-во ЦСПА «Генезис», 2000.
  10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 стр.
  11. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет)/ Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.130-143
  12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном-пресс, 2002.
  13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 стр.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996.
  15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. – М.: М.П.-С.И. «Флинт», 1998.
  16. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336 стр.
  17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996.



Предварительный просмотр:

Направление исследования

Метод и его наименование

Автор

С кем проводится

Источник

Психологические особенности поведения ребёнка в учебное время  

Наблюдение

Семаго М.М.,        Семаго Н.Я.

учащиеся

Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.

Критерии наблюдения за поведением ребёнка

Алворд М.,             Бейкер П.

педагоги

Анкета «Критерии агрессивности ребёнка»

Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

педагоги

Карта поведения за наблюдением ребёнка в школе

педагоги

Карта наблюдения

Стотт Д.

педагоги

Гурова Е.В., Шляхта Н.Ф., Седова Н.Н. Диагностика психического развития детей.

Учеб-метод. Пособие. – М.: Институт молодежи, 1992 г.

Психологические особенности поведения ребёнка дома

Критерии наблюдения за поведением ребёнка

Алворд М.,             Бейкер П.

родители

Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.

Анкета «Агрессивен ли ваш ребёнок?»

родители

Особенности детско-родительских отношений

Опросник детско-родительских отношений

Варга А.Я.,            Столин В.В.

родители

Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996.

Методика «PARI»

Е.С.Шефер,     Р.К.Белл;     адаптация Т.В.Нещерет

родители

Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.130-143

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.

родители

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996.

Общие психологические особенности ребёнка

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

А.Н. Орел

учащиеся

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Акцентуация личности

Леонгард К., Шмишек Н.

учащиеся

Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.

Патохарактерологический диагностический опросник

А.Е. Личко

учащиеся

А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Изд. 2–е. — Л., Медицина, 1983.

Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей

Р.В. Овчарова

педагоги

Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995.

Тест на выявление различных форм девиантного поведения RAFFT

Модификация            А.Ю. Егорова

учащиеся

Власовских Р.В., Детков Д.В., Ойхер Д.Я., Савинова Т.Л., Ретюнский К.Ю. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних. – Екатеринбург. 2004

Проективные методики:

«Несуществующее животное»

«Дом-дерево-человек»

«Рисунок семьи»

учащиеся

Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.

Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)

Розенцвейг С.

учащиеся

Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): Учеб.-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002.

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности

Рассел Д.,        Фергюссон М.

учащиеся

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Уровень конфликтоустойчивости

Мельников В.В.,             Ямпольский Л.Т.

Диагностика комплекса неполноценности

Фетискин Н.П.,      Козлов В.В.

учащиеся

Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению

Бойко В.В.

учащиеся

Шкала определения уровня депрессии

В. Зунг

адаптация Балашовой Т.И.

учащиеся

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Изучение общей самооценки

Казанцева Г.Н.

учащиеся

Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.

Уровень интеллектуального развития

Методика изучения самооценки в модификации Прихожан А.М.

Дембо Т.,      Рубинштейн С.Я.

учащиеся

Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2006.

Матрицы Равена

Равен Дж.

учащиеся

Дж.К.Равен, И. Стайл, М.Равен Цветные Прогрессивные Матрицы. Изд. 3-е стереотип. – М.: «Когито-Центр», 2004.

Исследование особенностей развития познавательной сферы младшего школьника

Семаго М.М.

учащиеся

Семаго М.М. Диагностический альбом и методические рекомендации для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. – м.: Айрис-пресс, 2005 .

Диагностика «эмоционального интеллекта»

Холл Н.

учащиеся

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Школьный тест умственного развития

учащиеся

Методика «Эрудит» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Уровень и типы агрессии  

Опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности

Басс А., Дарки А.

учащиеся

Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996.

Проективная методика «Кактус»

Панфилова М.А.

учащиеся

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном-пресс, 2002.

Hand-test

Вагнер Э.,

адаптация Курбатовой Т.Н.

учащиеся

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011.

Личностная агрессивность и конфликтность

Екимова В.И.

учащиеся

Трудные подростки (Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения). – М., 2007.

Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.

Шкала реактивной и проактивной агрессии

Roland E., Idsoe T.

учащиеся

Шкала прямой и косвенной агрессии

Бьерквист К.

учащиеся

Наличие и уровень тревожности

Тест школьной тревожности

Филлипс

учащиеся

Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996.

Шкала личностной и ситуативной тревожности

Спилбергер Ч.Д.,    Ханин Ю.Л.

учащиеся

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Шкала социально-ситуативной тревоги

Кондаш О.

учащиеся

Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996.

Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо»

Тэммл Р., Дорки М., Амен Е.В.

учащиеся

Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб.: Речь, 2002.

Шкала личностной тревожности

Прихожан А.М.

учащиеся

Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Амен Е.В.,

Ренисон Н.,

Прихожан А.М.

учащиеся

Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2006.

Методика изучения эмоциональной напряжённости

Г.Ш. Габреева

учащиеся

Трудные подростки (Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения). – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе

азработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе  по программе повышения квалификац...

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...

Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ

Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ....

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы...

План (программа) индивидуального сопровождения обучающихся группы повышенного внимания...

Материал для классных руководителей, соц. педагогов, психологов......