«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
презентация к уроку по психологии на тему
В данной презентации:
- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,
- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного поведения,
- определяются цели и задачи комплексного сопровождения несовершеннолетнего, взаимодействие специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение,
- описывается деятельность педагога-психолога в данном взаимодействии, этапы этой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 677.08 КБ |
kommentarii_k_prezentatsii.doc | 137.5 КБ |
diagnostika.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Факторы , обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних : Биологические Психологические Социально-педагогические неблагоприятные физиологические, анатомические особенности организма ребёнка, затрудняющие его социальную адаптацию наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей
Причины девиантного поведения : стремление получить сильные впечатления; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учёбе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребёнка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ и др.
Виды девиантного поведения : - наркомания; - алкоголизм; - девиации сексуального поведения; - суицидальное поведение; - правонарушения; - расстройства поведения (гиперкинетическое расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьёй; несоциализированное расстройство поведения; социализированное расстройство) ; - агрессивное поведение.
Агрессия – это поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которая направлена на причинение ущерба (физического, психического) другим индивидам. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Виды агрессии : 1.Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или предмет. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругательства). 8. Аутоагрессия – выражает возможное убеждение субъекта в том, что является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Проявляется в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений (крайняя форма – самоубийство). 9. Инструментальная – использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели.
Психологические особенности личности, способствующие проявлению агрессивности - сниженная самооценка; - повышенная тревожность; - низкий уровень самоконтроля; - недостаточное развитие интеллекта; - неразвитость коммуникативных навыков; - повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.) и др.
В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка. Цель комплексного сопровождения – полноценное развитие ребенка. Задачи комплексного сопровождения : 1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением; 3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения; 4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение (например, в рамках психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения).
Ребёнок с девиантным поведением Классный руководитель Медицинский работник Социальный педагог Педагог-психолог Инспектор по делам несовершеннолетних Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением При активном и заинтересованном участии семьи
Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач : 1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы; 2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением; 3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением; 4. консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.
Работа психолога по программам коррекции девиантного поведения включает несколько этапов : Диагностический этап. Подготовительный этап. Коррекционный этап . IV. Аналитический этап.
Диагностический этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.
Подготовительный этап - подготовка к проведению коррекционной работы. Требования к составлению программы сопровождения те же, что и к любой программе (пояснительная записка, цели, задачи, тематический план и т.д.).
Коррекционный этап Ф.И.О. ребёнка: Иванов Иван Павлович Возраст : 14 лет Класс: 8б Разделы программы Содержание Примечания Диагностический инструментарий Методики, с помощью которых проводилось психодиагностическое обследование ребёнка 1. Опросник Басса-Дарки 2. Методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Екимовой В.И. 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 4. Опросник Шмишека …
Предварительное заключение 1. Высокий уровень физической и вербальной агрессии. 2. Склонность к аффективным реакциям, низкая конформность, импульсивность. 3. Завышенная самооценка 4. Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе. 5. Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей.
Цель коррекционно-развивающей программы Коррекция агрессивных тенденций в поведении
Задачи коррекционно-развивающих занятий обучение конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей формирование навыков позитивного влияния на других снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям развитие навыков самоконтроля игровая коррекция поведения Формы работы: - беседа; - ролевое проигрывание ситуаций; - упражнения на самопознание; - этюды, пантомима; - изобразительная деятельность; - подвижные игры; - психогимнастика и ауторелаксация.
Временной период Программа рассчитана на 1,5-2 месяца. Включает в себя 13 занятий. Частота проведения – 2 раза в неделю. Продолжительностью занятия - по 45 минут каждое.
Предполагаемый результат Снижение уровня агрессивности, формирование адекватной самооценки, снижение эмоциональной напряжённости, развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими
Курс коррекционно-развивающих занятий Даты занятий Занятие №1 - создание положительной мотивации и заинтересованности в занятиях; - снятие эмоциональной напряжённости: создание атмосферы защищённости и взаимного доверия в группе; - обучение навыкам ауторелаксации. Занятие №2 - отработка приёмов лицевой экспрессии, соответствующим различным эмоциональным состояниям, развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; - формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации; - обучение техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.
Результат Заполняется на основании аналитического этапа деятельности
Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы. Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением. Включает в себя : - проведение специалистом диагностического обследования ребенка с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы; - анализ соответствия предполагаемого результата полученному; - выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемый результата; - корректировка программы или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
Литература 1. Александров Н.А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. – 1992, №2. 2. Бармаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996. 3. Горошкин А.Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера.// Воспитание школьников. – 1994, №2. 4. Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): Учеб.-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002. 5. Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб.: Речь, 2002. 6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. 7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г. 8. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков.// Школьный психолог. – 2003, №30 . 9 . Лютова Е.К., Монина Г.К. шпаргалка для взрослых// Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: изд-во ЦСПА «Генезис», 2000
10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. 11. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001 . 12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном-пресс, 2002. 13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная пресса, 2007 . 14. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996. 15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. – М.: М.П.-С.И. «Флинт», 1998. 16. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. 17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996 .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Направление исследования | Метод и его наименование | Автор | С кем проводится | Источник |
Психологические особенности поведения ребёнка в учебное время | Наблюдение | Семаго М.М., Семаго Н.Я. | учащиеся | Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. |
Критерии наблюдения за поведением ребёнка | Алворд М., Бейкер П. | педагоги | ||
Анкета «Критерии агрессивности ребёнка» | Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. | педагоги | ||
Карта поведения за наблюдением ребёнка в школе | педагоги | |||
Карта наблюдения | Стотт Д. | педагоги | Гурова Е.В., Шляхта Н.Ф., Седова Н.Н. Диагностика психического развития детей. Учеб-метод. Пособие. – М.: Институт молодежи, 1992 г. | |
Психологические особенности поведения ребёнка дома | Критерии наблюдения за поведением ребёнка | Алворд М., Бейкер П. | родители | Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. |
Анкета «Агрессивен ли ваш ребёнок?» | родители | |||
Особенности детско-родительских отношений | Опросник детско-родительских отношений | Варга А.Я., Столин В.В. | родители | Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996. |
Методика «PARI» | Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет | родители | Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.130-143 | |
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) | Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. | родители | Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М.: Фолиум, 1996. | |
Общие психологические особенности ребёнка | Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению | А.Н. Орел | учащиеся | Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. |
Акцентуация личности | Леонгард К., Шмишек Н. | учащиеся | Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997. | |
Патохарактерологический диагностический опросник | А.Е. Личко | учащиеся | А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Изд. 2–е. — Л., Медицина, 1983. | |
Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей | Р.В. Овчарова | педагоги | Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995. | |
Тест на выявление различных форм девиантного поведения RAFFT | Модификация А.Ю. Егорова | учащиеся | Власовских Р.В., Детков Д.В., Ойхер Д.Я., Савинова Т.Л., Ретюнский К.Ю. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних. – Екатеринбург. 2004 | |
Проективные методики: «Несуществующее животное» «Дом-дерево-человек» «Рисунок семьи» | учащиеся | Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. | ||
Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант) | Розенцвейг С. | учащиеся | Дерманова И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты): Учеб.-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002. | |
Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности | Рассел Д., Фергюссон М. | учащиеся | Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. | |
Уровень конфликтоустойчивости | Мельников В.В., Ямпольский Л.Т. | |||
Диагностика комплекса неполноценности | Фетискин Н.П., Козлов В.В. | учащиеся | ||
Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению | Бойко В.В. | учащиеся | ||
Шкала определения уровня депрессии | В. Зунг адаптация Балашовой Т.И. | учащиеся | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. | |
Изучение общей самооценки | Казанцева Г.Н. | учащиеся | Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. | |
Уровень интеллектуального развития | Методика изучения самооценки в модификации Прихожан А.М. | Дембо Т., Рубинштейн С.Я. | учащиеся | Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2006. |
Матрицы Равена | Равен Дж. | учащиеся | Дж.К.Равен, И. Стайл, М.Равен Цветные Прогрессивные Матрицы. Изд. 3-е стереотип. – М.: «Когито-Центр», 2004. | |
Исследование особенностей развития познавательной сферы младшего школьника | Семаго М.М. | учащиеся | Семаго М.М. Диагностический альбом и методические рекомендации для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. – м.: Айрис-пресс, 2005 . | |
Диагностика «эмоционального интеллекта» | Холл Н. | учащиеся | Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. | |
Школьный тест умственного развития | учащиеся | Методика «Эрудит» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г. | ||
Уровень и типы агрессии | Опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности | Басс А., Дарки А. | учащиеся | Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996. |
Проективная методика «Кактус» | Панфилова М.А. | учащиеся | Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном-пресс, 2002. | |
Hand-test | Вагнер Э., адаптация Курбатовой Т.Н. | учащиеся | Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011. | |
Личностная агрессивность и конфликтность | Екимова В.И. | учащиеся | Трудные подростки (Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения). – М., 2007. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. | |
Шкала реактивной и проактивной агрессии | Roland E., Idsoe T. | учащиеся | ||
Шкала прямой и косвенной агрессии | Бьерквист К. | учащиеся | ||
Наличие и уровень тревожности | Тест школьной тревожности | Филлипс | учащиеся | Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996. |
Шкала личностной и ситуативной тревожности | Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л. | учащиеся | Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. | |
Шкала социально-ситуативной тревоги | Кондаш О. | учащиеся | Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1996. | |
Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» | Тэммл Р., Дорки М., Амен Е.В. | учащиеся | Дерманова И.Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб.: Речь, 2002. | |
Шкала личностной тревожности | Прихожан А.М. | учащиеся | Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64. | |
Проективная методика для диагностики школьной тревожности | Амен Е.В., Ренисон Н., Прихожан А.М. | учащиеся | Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2006. | |
Методика изучения эмоциональной напряжённости | Г.Ш. Габреева | учащиеся | Трудные подростки (Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения). – М., 2007. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Разработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе
азработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе по программе повышения квалификац...
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы
Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...
Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ
Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ....
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы...
План (программа) индивидуального сопровождения обучающихся группы повышенного внимания...
Материал для классных руководителей, соц. педагогов, психологов......