Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением
методическая разработка по психологии (7 класс)
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.deviantnogo_povedeniya.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письмо Министерства просвещения РФ от 28 июля 2023 г. № 07-4251 «О направлении методических рекомендаций»
Вектор индивидуального скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением Психолого-педагогическое наблюдение (навигатор профилактики) Социометрическое исследование Вектор массового скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся 1. Социально-психологическое тестирование (СПТ) Комплекс мероприятий, направленный на профилактику девиантного поведения обучающихся (реализация программ развития): Г рупповая работа Индивидуальная работа Профилактика девиантного поведения обучающихся
Меры профилактической работы при выявлении потенциально высокого риска проявления девиантного (общественно опасного) поведения У глубленное психологическое и социально-педагогическое обследование обучающегося для последующего обсуждения ситуации на ППк . Рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов : 1) педагог-психолог проводит исследование, которое включает в себя оценку психологического состояния обучающегося с целью выявления агрессивных и аутоагрессивных тенденций, тревожных и депрессивных состояний обучающегося , текущее состояние (стресс, ситуативная тревожность, фрустрация), личностные свойства (агрессивность и личностная тревожность) и отношения с окружающими. 2) социальный педагог составляет характеристику социальной ситуации обучающегося, выясняет характер взаимодействия и отношений обучающегося с одноклассниками, его социально-психологический статус в классе, семейную ситуацию. При обнаружении потенциально высокого риска поставьте в известность руководителя образовательной организации и рассмотрите этот случай на ППк или в рамках деятельности Совета профилактики образовательной организации.
Со специалистами ППМС центра разработайте план ИППС индивидуальной профилактической работы, включающее дополнительное психолого-педагогическое обследование, коррекционно-развивающие занятия. В случаях выявления и сохранения высокого риска проявлений девиантного поведения организуйте привлечение к реализации индивидуальной профилактической программы органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, медицинские организации. Родители (законные представители) обучающегося играют ключевую роль в процессе реализации ИППС и профилактических программ. В индивидуальной работе со случаем рекомендуется формировать у родителей (законных представителей) обучающегося готовность оказывать поддержку и помощь своему ребенку, а также готовность обращаться за помощью к специалистам.
Мероприятия для педагогов, направленные на профилактику девиантного поведения у обучающихся Совещание при директоре -«Психологические рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних» ( Лист ознакомления педагогов МБОУСОШ № 1 с психологическими рекомендациями под подпись, сентябрь ) Практикум для классных руководителей - «Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном состоянии», - « Профилактика девиантного поведения обучающихся: формы и методы в работе классного руководителя» , - «Своевременное выявление признаков, свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними ». Обучающие семинары, тренинги -« Буллинг », « Скулшутинг », -«Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде», -«Профилактика детской агрессивности», -«Эффективные стратегии в решении конфликтных ситуаций». Ознакомление педагогов с результатами исследования уровня школьной тревожности и динамики развития классных коллективов (СОЦИОМЕТРИЯ), СПТ, результатов адаптации обучающихся (5,10 класс) к новым условиям . Психологическое консультирование педагогов, классных руководителей
Мероприятия для родителей (законных представителей), направленные на профилактику девиантного поведения у обучающихся Родительские собрания -«Психологические рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних» (Лист ознакомления всех родителей МБОУ СОШ № 1 с психологическими рекомендациями под подпись, сентябрь) -« Формирование конструктивных детско-родительских и внутрисемейных взаимоотношений »; -«Особенности общения с подростком. Приемы активного слушания»; -«Экстремизм и терроризм в подростковой среде»; -« Буллинг в школе»; « Кибербуллинг »; Психологическое консультирование родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с девиантным поведением детей и подростков. (ознакомление родителей с психологическими рекомендациями под подпись, с фиксацией в «Журнале выдачи справок, характеристик, рекомендаций»)
Функции классного руководителя в профилактике девиантного поведения обучающихся Создание благоприятного климата в классе; Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах ( заполнение в гугл форме « Информационная карта социально-психологического благополучия обучающихся », в конце каждой четверти); Наблюдение и контроль за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетних, особенно входящих в группу риска, и своевременное сигнализирование педагогу-психологу, социальному педагогу, зам. по ВВВР. Своевременное выявление совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом и постановка на внутришкольный профилактический учет обучающихся группы риска; Рассмотрение на ППк или в на Совете по профилактики (СППС), разработка совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом индивидуального плана работы (ИПС) по профилактике девиантного поведения среди выявленных обучающихся; Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом). Осуществление совместно с социальным педагогом патронажа семей обучающихся группы риска; Информирование о возможностях получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях («Детский телефон доверия»); Осуществление контроля за организацией досуга несовершеннолетних группы риска; Мониторинг социальных сетей обучающихся с целью выявления фактов посещения интернет-ресурсов , представляющих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, пропагандирующих суицид в подростковой среде.
Информационная карта социально-психологического благополучия обучающихся 1 четверть 2023-2024 уч. года Класс__ Дата № ФИО Принятые меры классным руководителем Результаты работы с обучающимся 1 Нарушение дисциплины на уроке/предмет 2 Затруднения в освоении программного материала/предмета 3 Проблемы (конфликты) во взаимоотношениях со сверстниками (укажите ФИО участников конфликта, класс) 4 Проблемы во взаимоотношениях с учителем/обучающийся (укажите ФИО участников конфликта, класс) 5 Проблемы во взаимоотношениях учитель-родитель (укажите ФИО участников конфликта, класс) 6 Переход из класса в класс. Вновь прибывшие дети. 7 Изменение поведения (уход от общения, замкнутость, раздражительность, агрессия) 8 Есть ли в классе обучающиеся из следующих категорий: агрессоры ( буллинг ), отвергаемые (те, кого травят) 9 Есть ли в классе обучающиеся с признаками депрессивного, суицидального поведения (подавленность, грусть, изолированность, нанесение себе увечий, размышления о бессмысленности жизни) (ФИО обучающегося) 10 Опасные кризисные ситуации в семье (развод родителей, смерть кого-то из близких, родителя или друзей) 11 Изменения во внешнем виде ребенка (неряшливость, при обычной его аккуратности; изменение стиля одежды ) 12 Выявленные факты посещения подростками Интернет-ресурсов, представляющих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, пропагандирующих суицид, подписка на сообщества популяризирующие огнестрельное оружие . Наименование социальной сети ( Вконтакте ). Сообщество , в котором состоит несовершеннолетний (группа, хештег ).
Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение Общие данные Ф.И.О. учащегося Пол Ж Дата рождения/возраст 05.04.2004, 16 лет Место учебы (указываются все места учебы в случае смены школы) Обучается в МБОУ СОШ № 1 с сентября 10 класса. Причины смены образовательных организаций Переезд с другого населенного пункта Класс 10 «А» Адрес проживания г. Сургут, Пр-т Ленина Семейный анамнез Состав семья (полная/неполная, другие варианты) Полная (отчим) С кем проживает С мамой и отчимом Положение учащегося в семье (наличие братьев, сестер, их возраст, отношения с ними) В семье одна Развод или смерть одного из родителей Конфликт в семье (есть/нет). Характер конфликта. Развод Школьный анамнез Успеваемость Успевает Мотивация обучения в школе Высокая Положение в классе принимаемая Наличие конфликтов с учителями нет Наличие конфликтов с учащимися нет Особенности интеллектуального развития Соответствует возрастной норме Личностные особенности Участие в неформальных группировках нет Правонарушения нет Привычные интоксикации (курение, алкоголь, наркотики, частота, мотив) Заполняется в случае выявления и направления информации в правоохранительные органы Выраженность характерологических особенностей личности Акцентуации по гипертимному типу. Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив. Очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам и авантюрам. Не испытывает беспомощности, решительный, инициативный человек. Проявляет смелость в любой неизвестной ситуации. Особенности поведения (импульсивность, самостоятельность, решительность, настойчивость) Тенденция к накоплению негативных эмоций (на фоне высокой чувствительности и ранимости личности), с возможной последующей разрядкой в виде импульсивных аутоагрессивных действий. Эмоционально-волевая сфера: отсутствие зависимости в принятии решений, сильно выраженное желание достичь своей цели, болезненное самолюбие, ранимость, доверчивость, эмоциональная вязкость (« застревание » на своих переживаниях, неумение отвлечься), эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость (потребность в близких эмоциональных контактах). Эмоционально-волевая сфера: « застревание » на своих переживаниях, неумение отвлечься, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость (потребность в близких эмоциональных контактах).
Психодиагностическая работа Результаты углубленной диагностики, проведенной по итогам мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся Дата проведения Название методики Результат МОДТ Средний уровень тревожности. Тревога, связанная с успешностью в обучении. Люшер Состояние дезадаптации Тест Кеттелла 14 PF Сознательная, настойчива, требовательна к себе. Спокойна, постоянна в своих интересах, привязанностях. Высокий контроль поведения, поведение социально точное. Социально очень чувствительны, смелы. Шкала самооценки депрессии Цунга Легкая депрессия Опросник Леонгарда- Шмишека Акцентуации по гипертимному типу. Педантичность. Люшер Эмоциональная напряженность Опросник Разуваевой Суицидальный риск отсутствует Люшер Незначительная тревожность Люшер Незначительная тревожность Шкала самооценки депрессии Цунга Легкая депрессия ситуативного генеза
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 План индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетней ……., года рождения, учащейся « » класса на период 20..-20.. учебный год Психолого-педагогический аспект работы Индивидуальная работа с учащегося 1 Наблюдение за психоэмоциональным состоянием учащегося Выявить актуальное состояние эмоциональной сферы ребенка Стабильное психоэмоциональное состояние Сентябрь-май Педагог-психолог Классный руководитель Социальный педагог Ф.И.О. 2 Психологическая диагностика Определить психоэмоциональное состояние учащегося, личностные особенности. Оценка уровня тревожности, депрессии, суицидального риска Выявление имеющихся проблем и трудностей обучающегося. Составление индивидуального плана занятий. Рекомендации обучающемуся, родителям и классному руководителю. Сентябрь (входящая диагностика) Педагог-психолог 3 Психологическое консультирование Оказать психолого-педагогическую помощь учащемуся по решению разрешению внутриличностных конфликтов и других заявляемых запросов. Разъяснения необходимости снятия отрицательных эмоций; обучение способам преодоления эмоционального напряжения Овладение знаниями и навыками разрешения конфликтных ситуаций, разрешение внутриличностных конфликтов, снятия эмоционального напряжения. Стабилизация эмоциональной сферы. В течение учебного года Педагог-психолог 4 Вовлечение учащегося в профилактические мероприятия (по плану работы Центра здоровьесбережения , плану работы психолога: в рамках акции «Детский телефон доверия», тренинговые занятия с учащимися 10 класса. Оказать учащемуся информационную и психологическую помощь и поддержку Участие учащегося в профилактических мероприятиях. Предоставление рекомендаций «Куда можно обратиться для получения психологической помощи» В течение учебного года Педагог-психолог Классный руководитель 5 Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий Программа «Дом, моего Я» Снятие нервного напряжения. Выражение и осознание чувств. Помочь сформировать активную жизненную позицию, развитие саморефлексии . Формирование способности видеть положительную перспективу жизни. Снижение негативного эмоционального фона. Формирование умений конструктивного решения проблем. Умение справляться с эмоциональным напряжением с помощью психологических техник. Принятие своих чувств, переживаний. март-май Педагог-психолог
Работа с родителями Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам формирования ответственного отношения к психоэмоциональному состоянию ребенка Оказать психолого-педагогическую помощь родителям Повышение психолого-педагогической культуры родителей март-май Педагог-психолог Индивидуальная беседа с родителями Тематическая беседа «Общаться с ребенком. Как?» Информирование об эмоциональном состоянии, особенностях личностной сферы (под подпись). Предоставить психологические рекомендации по стабилизации психоэмоционального состояния ребенка. Познакомить с приемами активного слушания. Способствовать формированию ответственного отношения к психоэмоциональному состоянию ребенка. Повышение психологической компетенции в вопросах установления контакта с ребенком и формой поддержкой его в трудных жизненных ситуациях. Знание алгоритма действий при суицидальных рисках (ознакомлены под подпись). По запросу родителей Педагог-психолог Индивидуальные консультации классного руководителя Ознакомить классного руководителя с эмоциональным состоянием и личностными особенностями обучающегося. Повышение психологической компетенции классного руководителя по вопросам, связанных с поддержкой обучающегося склонного к девиантному поведению В течение периода Педагог-психолог Социальный педагог________________/ Платовская Г.Н. Педагог-психолог__________________/Соколова Л.Л./ Классный руководитель _____________/__________/ С планом индивидуальной профилактической работы ознакомлены______________/____________________________ (подпись) (Ф.И.О. родителей) «___»___________20__г.
Психологическое консультирование обучающейся Проведены индивидуальные консультации с обучающейся по результатам диагностики психоэмоционального состояния. Разъяснения необходимости снятия отрицательных эмоций; обучение способам преодоления эмоционального напряжения. Психологическое консультирование родителей Проведены индивидуальные консультации по результатам диагностики психоэмоционального состояния. Родители ознакомлены с актуальным состоянием ребенка, проинформированы о функционировании детского телефона доверия, консультационных пунктов оказания экстренной психологической помощи. Повысили свою психологическую компетентность в вопросах установления доверительного общения с ребенком. Психологическое консультирование классного руководителя Проведены индивидуальные консультации по результатам диагностики психоэмоционального состояния. Повышение психологической компетенции классного руководителя по вопросам, связанных с поддержкой обучающегося в период подготовки к экзаменам. Коррекционно-развивающие занятия Проведены групповые коррекционно-развивающие занятия с 11 классом «Мое отношение к ЕГЭ», « Тревожтесь спокойно-экзамен» с элементами тренинга. Профилактическая работа Вовлечение в исследовательский проект по психологии «Создание метафорических карт «Эмоции»». Участие в конкурсе «Лучший постер телефона доверия». Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения Создано доверительное общение. Отмечается стабильное эмоциональное состояние. Динамика психологического состояния обучающегося положительная.
Мероприятия для обучающихся, направленные на профилактику девиантного поведения Психологический мониторинг психоэмоционального состояния обучающихся 1-11 классов (входной контроль). Уровень тревожности (МОДТ ( Ромициной ), Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан); САН (самочувствие, активность, настроение); Суицидальный риск ( Опросник суицидального риска Т.Н Разуваевой); Выявление обучающихся с девиантным поведением: СПТ ; Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук), опросник Шмишека , социометрия. Сбор и анализ информации по выявлению и предупреждению признаков девиантного поведения у несовершеннолетних ( гугл форма « Информационная карта социально-психологического благополучия обучающихся »). Проведение индивидуального консультирования обучающихся. Проведение классных часов, бесед с обучающимися по вопросам ценности человеческой жизни, самореализации, личностного роста «Подросток и конфликты», «Способы совладания со стрессом», «Способы саморегуляции эмоционального состояния», «Секреты управления гневом», «Искусство общения». Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися по результатам диагностики. -Программы коррекционно-развивающих занятий для обучающихся находящихся в рискогенных психологических условиях «Тропинка к своему Я», О.В Хухлаева , (7-11 лет), «Дом моего Я», Грибоедова О.И ., (11-17 лет). -Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации «Мой внутренний мир», Соколова Л.Л. (5 класс), «Как выжить в старшей школе», А. В. Микляева , А. В. Румянцева, (10 класс). -Программа тренинговых занятий для выпускников 9, 11 классов «Я смогу!», А. В. Микляева , А. В. Румянцева. -Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким уровнем школьной тревожности, Микляева А.В. Мероприятия, посвященные Международному дню детского телефона доверия Проведение профилактической программы для обучающихся 5-9 классов «Я принимаю вызов»
-о деятельности центра ППМС помощи, службы школьной медиации, режиме работы педагога-психолога МБОУ СОШ №1; - о возможности обращения за консультацией психолога в бюджетное учреждение « Сургутский центр социальной помощи семье и детям», бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры « Сургутская клиническая психоневрологическая больница» (далее – БУ ХМАО –Югры «СКПНБ»). -о работе единого общероссийского Детского телефона доверия, сайта «Я-родитель». -оповещение родителей (законных представителей) о необходимости проверки страниц детей в социальных сетях с целью противодействия распространению идей экстремизма, ухода из жизни . Осуществляется посредством Мессенджеров: ВК-мессенджер, Telegram ; через официальный сайт МБОУ СОШ № 1 http ://school1.admsurgut.ru/ ; школьную страницу ВК «Центр ППМС помощи МБОУ СОШ № 1» https://vk.com/club193714542 . Информирование всех участников образовательных отношений
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде
За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...
Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения
В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...
«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...
Статья "Психолого-педагогическая работа с обучающимися по формированию социальной компетентности в преодолении асоциального поведения".
В этой статье отражен опыт работы....
Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением....
Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением...