План (программа) индивидуального сопровождения обучающихся группы повышенного внимания...
рабочая программа

Еремина Елена Геннадьевна

Материал для классных руководителей, соц. педагогов, психологов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_soprovozhdeniya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

План (программа) индивидуального сопровождения классным руководителем обучающихся группы  повышенного внимания с наличием суицидального риска

Классный руководитель: Е. Г. Еремина

ПАМЯТКА для педагога

Причины, ведущие подростка  к  суициду.

  1. Исследование, проведённое среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Это связано с тем, что под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков.
  2. Дети из неблагополучных семей в силу недостаточного внимания к себе ищут самостоятельно выход из трудного положения.
  3. Дефицит общения со сверстниками чаще других отмечают в качестве причин попыток самоубийства подростков.
  4. Безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию — всё это может привести подростка к мысли о самоубийстве как средстве избавления от угнетающих его проблем.
  5. Причиной мыслей о самоубийстве может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека (сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни).
  6. Подростки, могут быть очень восприимчивы и нестабильны, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие.
  7. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников, у них перед глазами стоит пример такого решения вопроса.
  8. Суицид может стать результатом психического заболевания.
  9. Причиной самоубийства могут быть чувства вины, страха, враждебности. Иногда депрессия может и не проявиться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Уже само это поведение — призыв: «Обратите внимание! Со мной что-то происходит».

    !!! Но все эти причины объединяет одна самая глубокая: неумение почувствовать себя равноправными членами подростковой общности. Первая причина и самая основная — непонимание.

Маркеры суицидального состояния.

    Самоубийство не является громом среди ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.

    Обобщенный психологический портрет суицидента может включать следующие признаки: заниженная самооценка, высокая потребность в самореализации, это сензитивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль, высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению, склонность к суженному – дихотомическому    мышлению («или/ или», «всё или ничего»), трудности  волевого усилия, тенденция ухода от решения проблем.

    Если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

    Превенция самоубийств является для учителей задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

- формирование с детьми и подростками более близких отношений путём доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

- облегчение душевных страданий;

- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

- оказание помощи в учёбе ученикам с низкой успеваемостью;

- контроль посещаемости занятий и прогулов;

- осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства — токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т. п.

    !!! Задача профилактических действий в ситуациях, которые могут вызывать мысли о самоубийстве, показать, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема. В любой ситуации нужно научиться видеть положительные моменты.

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска

(для классного руководителя)

Признаки (факторы) суицидального риска и их особенности

 

1. Словесные признаки

1.1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».

 

1.2. Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»;     «Тебе больше не придётся обо мне волноваться».

 

1.3. Много шутит на тему самоубийства.

 

1.4. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

2. Поведенческие признаки

2.1. Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами.

 

2.2. Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким — стал другим):

2.2.1. в еде — ест слишком мало или слишком много;

2.2.2. во сне — спит слишком мало или слишком много;

2.2.3. во внешнем виде — становится неряшливым, резкое несоблюдение правил личной гигиены;

2.2.4. в школьных привычках — пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмен;

2.2.5. находится в подавленном настроении;

2.2.6. замыкается в себе;

2.2.7.  может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окруж. миру;

2.2.8. может ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

 

2.3. Проявляет признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

 

2.4. Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи).

 

2.5. Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение.

 

2.6. Употребление подростком наркотиков.

 

2.7. Стремление к рискованным действиям.

 

2.8. Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство.

 

3. Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство, если он:

3.1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), является  (ощущает себя) отверженным.

 

3.2. Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом).

 

3.3. Разводящиеся родители, конфликты в семье.

 

3.4. Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья.

 

3.5. Неполная семья, семья с отчимом или мачехой.

 

3.6. Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение).

 

3.7. Неизлечимые или тяжёлые соматич. забол-я близких родственников, самого ребёнка.

 

3.8. Наличие в семье психических  больных.

 

3.9. Является (ощущает себя) жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального (укажите какого).

 

3.10. Предпринимал раньше попытки суицида.

 

3.11. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что его уже совершил кто-то из друзей, знакомых или членов семьи.

 

3.12. Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких).

 

3.13. Изменение места жительства, места учёбы (в течение последнего года).

 

3.14. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Мониторинг эмоционального состояния (в помощь учителю):

  • Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
  • Тест НСВ-10;
  • Опросник для подростков (от 11 лет);
  • Методика        диагностики        девиантного        поведения        несовершеннолетних (Леус Э.В.);
  • Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн;
  • Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);
  • Опросник акцентуаций характера Леонгарда – Шмишек;
  • Метод психодиагностической беседы;
  • Опросник суицидального риска (А. Г. Шмелев);
  • Методика «Карта риска суицида» (Шнайдер Л. Б.)

Направления деятельности

1. Индивидуальное консультирование учащегося (при наличии согласия   родителей).

2. Включение подростка в групповую работу при условии положительной, устойчивой динамики эмоционально-личностных изменений.

3. Проведение        профилактических        занятий, тренингов, консультаций, бесед, направленных на:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • формирование адекватной самооценки,
  • снятие тревожности,
  • улучшение микроклимата в учебном коллективе,
  • обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,
  • разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния,
  • формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью,
  • формирование навыков преодоления стрессов.

4. Проведение бесед на развитие позитивного мышления и жизнестойкости совместно с социальным педагогом.

5. Просветительская работа с родителями, значимыми людьми в жизни ребенка, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям.

Тематика:

-Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении.

-Профилактика        возникновения        кризисных        состояний        у        подростков        и юношей.

  • Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка.
  • Как сохранить доверие подростка?
  • Роль наказания и поощрения в воспитании детей.
  • Эффективные стили семейного воспитания.
  • Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный за реализацию мероприятия

Отметка о выполнении

Проведение    

психологической диагностики

эмоционально-личностной, коммуникативной сфер подростка.

Оценка и мониторинг психоэмоционального состояния обучающегося

классный

руководитель, педагог-

психолог

Проведение

коррекционно-

развивающих занятий с учащимся

  • Проработка переживаний, вызывающих психоэмоциональное напряжение
  • Осознание собственных чувств, мыслей, дифференциация приемлемых и

неприемлемых способов выражения гнева

  • Принятие собственной уникальности
  • Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью
  • Гармонизация детско-родительских отношений
  • Нормализация уровня

тревожности/отсутствие роста

  • Исключение непродуктивной нервно- психической напряженности.
  • Проявление адекватного уровня притязаний самооценки.

педагог- психолог классный руководитель

Проведение

индивидуального консультирования

обучающегося

Социализация, восстановление и

оптимизация социальных функций, выработка социальных норм

жизнедеятельности и общения

социальный педагог,

классный руководитель

ЗАДАЧИ реализуемых мероприятий:

  • создание положительного эмоционального настроя
  • научить обучающегося осознавать свои мысли
  • осознать где и в чем у обучающегося сильные  стороны и на что в своей жизни он может опираться для достижения цели
  • понять что помогает, а что мешает учащемуся      на пути к цели
  • познакомить с понятием «эмоции»
  • научить определять эмоциональное состояние    других людей
  • понять взаимосвязь мыслей, эмоций и поступков
  • тренировать умение владеть своими эмоциями
  • изучение трех способов мышления (рассудком, логикой или эмоциями)
  • обучение способам саморегуляции
  • развивать умение принимать реальность, принимать свои эмоции.
  • снижение уровня тревожности
  • определить стресс-факторы обучающегося
  • обучение способам снятия стресса, овладения эмоциями.
  • научиться фиксировать свое внимание на положительных моментах
  • осознать, что бережное отношение к себе – это  лучший способ для преодоления трудных жизненных ситуаций
  • снижение уровня тревожности
  • развитие социальных и коммуникативных  умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом
  • развитие навыков позитивного мышления
  • анализ своих сильных сторон, навыков и умений
  • формирование позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки
  • способствовать формированию активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная документация по индивидуальному сопровождению обучающихся, состоящих на внутришкольном учете

В данной работе предагаются  документы, которые необходимы для организации индивидуальной программы коррекционно-реабилитационных мероприятий  по сопровождению учащихся, состо...

Портфолио индивидуального сопровождения обучающегося - часть вторая

В этой части презентации показаны те разделы портфолио, где фиксируются учебные достижения детей. Цель -  обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, применения полученных знан...

«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»

В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Индивидуальная программа комплексного сопровождения обучающегося

Данная программа составлена для обучающегося 0 класса в связи с введением ФГОС  ОО с у/о на 2016 – 2017 уч. год. Она приведена как пример работы специалистов службы сопровождения....

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...

Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ

Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ....