Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ
учебно-методический материал
Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_soprovozhdeniya_obuchayushchegosya_s_ovz.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ
как часть адаптированной образовательной программы
4 класс
2022
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» 2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598
- Приказа Минобрнауки России "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. N 1576;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка
1. Общие сведения об обучающемся.
- Имя, фамилия: П
- Возраст:
- Дата рождения:
- Год поступления в школу:
- Класс: 4
- Решением ПМПК от рекомендуется обучение ребёнка по АОП для детей с задержкой психического развития со 2 класса, созданной на основе ООН НОО;
занятие с психологом: Формирование мотивации учебной деятельности, развитие регуляторных функций, консультирование педагогов по учёту особенностей ребёнка в учебном процессе;
дополнительные занятия с педагогом Помощь в усвоении АОП
- Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи): семья
2. Особенности индивидуального развития.
- Особенности здоровья (диагноз заболевания): Парциальное недоразвитие смешанного типа (регуляторного и когнитивного компонентов деятельности)
- Физический статус:
Физически ребёнок развит нормально. На уроках физической культуры занимается не плохо, в меру своих сил выполняет все упражнения. Мимика невыразительная, слух в норме. Для выполнения учебных действий необходим план действий.
3. Особенности психологического развития
У обучающегося процессы восприятия протекают оптимально, меры времени, пространства, величины, формы сформированы и автоматизированы. Объем внимания неполный, внимание неустойчивое, легко отвлекаемое. Уровень концентрации внимания низкий, медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Преобладает непроизвольное внимание.
Обучающийся с трудом запоминает стихи, запоминание материала происходит в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Преобладает механическая память. Объем памяти снижен, запоминает медленно, в маленьких объемах.
Обучающийся испытывает затруднения при выполнении мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. Уровень развития мышления: наглядно-образный. Решение мыслительных задач вызывает затруднения; рассуждения непоследовательны, причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями, а так же выводы устанавливаются только с помощью учителя.
Преобладающий тип настроения – эмоциональную нестабильность, переходящая в непроизвольную агрессивность. В случае принятия ответственного решения проявляет нерешительность.
Владимир соблюдает правила поведения в обществе. Со сверстниками общителен, старается общаться со всеми учащимися класса. Но иногда возникают конфликты с мальчиками. В общении со взрослыми признает авторитет, относится с уважением.
У Владимира отмечается низкий уровень учебной активности, повышенная утомляемость. Положительное отношение к обучению в целом, при этом наибольший интерес вызывает окружающий мир. Однако часто не организован, не проявляет самостоятельности в образовательной деятельности, не всегда может соизмерить свои силы и трудности дела, ему необходим контроль со стороны педагога. Оказываемую помощь принимает спокойно.
4. Особенности учебной деятельности
Обучающийся не ориентируется в выборе способов решения задач, не способен анализировать по несущественным признакам. Сравнивает, но затрудняется в классификации.
Цель и задачи:
Цель: создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с задержкой психического развития.
Задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с ОВЗ, оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- воспитание познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности путём формирования умственных операций;
- обогащения и систематизация словаря, составлению сюжетных и описательных рассказов;
- коррекции индивидуальных недостатков развития детей, отклонений в их психическом и интеллектуальном развитии;
- восполнение пробелов предшествующего развития, расширения кругозора детей, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка;
- сохранение и укрепление соматического и психического здоровья обучающегося;
- формирование у воспитанника с ОВЗ знаний и умений, способствующих социальной адаптации, навыки в области безопасности жизни;
- расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет педагогам использовать опыт обучающегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.
Прогнозируемые результаты:
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
∙ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе, овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
∙ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, в умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Коррекционный блок
Сопровождение узких специалистов
График занятий
Специалист | График |
Учитель | Пятница |
Педагог-психолог | Вторник |
Социальный педагог | Четверг |
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, оказание помощи в овладении навыками самоконтроля и саморегуляции, повышение школьной мотивации, формирование познавательного интереса, оказание помощи в овладении способами планирования и самоорганизации
Диагностический модуль педагога-психолога | ||||
Направление работы | Задачи | Методы и формы работы | Ожидаемые результаты | Сроки |
Первичная диагностика | исследования уровня развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка | наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, психологическое тестирование | составление психологической характеристики, определение направлений коррекционной работы, составление карты дефицитов и ресурсов, индивидуальной коррекционной программы. | Сентябрь |
Промежуточная диагностика | наблюдение и оценка динамики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка | наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, психологическое тестирование | анализ динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер ребенка, при необходимости корректировка коррекционно-развивающей программы | Декабрь Март |
Итоговая диагностика | сравнение уровня психологического развития с данными первичного обследования с опорой на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса, установление динамики в развитии познавательных процессов эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка | наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, психологическое тестирование | оценка результативности и качества коррекционной работы, обобщение результатов работы, определение дальнейших образовательных перспектив и путей оптимизации работы на следующий год. | Май |
Коррекционный модуль педагога-психолога |
4 класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | 3 | Диагностика познавательной сферы обучающегося, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. |
4-5 | Развитие предметно- практической деятельности. | 2 | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. | 2 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. |
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | 2 | Игры на развитие памяти по сюжету сказок. |
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | 2 | Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. |
12-13 | Развитие памяти, мышления. | 2 | Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». |
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | 2 | Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». |
16-17 | Развитие элементов логического мышления. | 2 | Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» |
18-20 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | 3 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. |
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 2 | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. |
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения | 2 | Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. |
25-26 | Развитие мнемических способностей. | 2 | Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. |
27-28 | Развитие умственных способностей. | 2 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. |
29-31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 3 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. |
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
Коррекционно-развивающая программа социального педагога.
Цель: создание условий, способствующих социальной адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Мероприятия | Содержание Форма проведения | Сроки |
Направление 1. Диагностическое. | ||
Анализ документов ребенка с ОВЗ, изучение рекомендаций ПМПК | Работа с документацией | Сентябрь |
Выявление особых образовательных потребностей у ребенка с ЗПР. | Изучение, наблюдение возникших проблем в период освоение основной образовательной программы. Беседы, консультации | Октябрь |
Диагностика внутрисемейной ситуации, выявление проблем семьи. | Опрос, беседа, анкетирование | Сентябрь |
Посещение на дому составление акта жилищно - бытовых условий. | Изучение особенностей семейного воспитания | Сентябрь |
Составление социальной карты на ребенка. | Выявление сильных и слабых сторон резервных возможностей семьи. | Октябрь |
Направление 2. Консультативное. | ||
Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ЗПР. | Выбор индивидуально ориентированных методов и приемов | Октябрь |
Консультирование родителей по вопросам сопровождения, адаптации, социализации ребенка с ЗПР. | Консультирование, родительские собрания. | Весь период (по запросу, при необходимости) |
Взаимодействие с различными учреждениями по вопросам социальной реабилитации и оказания помощи. | Консультирование родителей о мерах поддержки семей с детьми. | При необходимости |
Направление 3. Коррекционно-развивающее. | ||
«Кто такой «Я». | Беседа: «Что я умею» (оценка человеческих поступков). | сентябрь |
«Правила поведения в школе-интернате». | Беседа о правилах поведения и необходимости их соблюдать. | октябрь |
«Учусь учиться». | Беседа о школе. | октябрь |
«Дружбой надо дорожить». | Беседа о дружбе. | ноябрь |
«Я и мои друзья» | Беседа о друзьях, дружеских взаимоотношениях. | ноябрь |
«Я - гражданин» | Беседа о государственных символах. | декабрь |
«Семья». | Беседа «Праздник в нашей семье» (взаимоотношения с родными). | декабрь |
«Как я провел зимние каникулы». | Беседа о каникулах. | январь |
«Жизнь дана для добрых дел». | Беседа о доброте. | январь |
«Отчизны верные сыны» | Беседа о мужских поступках. | февраль |
«Конфликты и способы их преодоления». | Беседа о конфликтах. | февраль |
«Ласковые слова для мамы». | Беседа «8 Марта – мамин день». | март |
«Культура поведения в общественных местах». | Беседа «Как себя вести в общественных местах». | март |
«Как я провел каникулы». | Беседа о каникулах. | апрель |
«Досуг семьи». | Беседа «Чем я люблю заниматься дома?» | апрель |
«Компьютер – друг или враг». | Беседа о компьютерных играх и зависимости от них. | май |
Итоговое занятие. | Подведение итогов. | май |
Организация и проведение бесед, тренингов и иных мероприятий, направленных на поддержку семьи, коррекцию детско-родительских отношений, решение психолого-педагогических проблем семьи. | Беседы, тренинги, культурные мероприятия. | При необходимости |
Блок по внеурочной деятельности
Воспитательный компонент внеурочной деятельности направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание работы, конкретизируется в плане по внеурочной деятельности класса «Непоседы».
Мероприятия | Содержание Форма проведения | Сроки |
Направление 1. Гражданско-патриотическое воспитание | ||
«Беслан – трагедия страны» | Беседа | сентябрь |
«России славные сыны…» - День народного единства | Беседа | ноябрь |
Экскурсия в краеведческий музей имени К.Бальмонта | Экскурсия – жизнь и творчество поэта | ноябрь |
«День памяти Неизвестного Солдата» | Урок мужества Экскурсия к памятнику «Звезда», возложение цветов | декабрь |
«День Героев Отечества» | Урок мужества | декабрь |
«Я – гражданин» | Историко-патриотическая акция | декабрь |
«День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» | Урок мужества | февраль |
«Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню защитники Отечества. | Проект | февраль |
«12 апреля – День космонавтики» | Беседа | апрель |
«Этих дней не смолкнет слава» | Беседа | май |
Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь» | Экскурсия, возложение цветов | май |
«О пионерах – героях» | Беседа | май |
Направление 2. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни | ||
«Кем быть?» | Беседа о профессиях | Сентябрь |
Экскурсия в аптеку. | Экскурсия, беседа «Кто работает в аптеке». | Сентябрь |
Генеральная уборка класса Операция «Чистота – залог здоровья» | Уборка рабочего места, уход за цветами | Октябрь, декабрь, март, май |
Дежурство в классе | Наведение порядка в классе | 2 раза в месяц (по графику) |
Направление 3. Ценностное отношение к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | ||
«В гостях у природы» | Экскурсия | сентябрь |
«Умелые ручки» | Аппликация из цветов и листьев. | сентябрь |
«Природа в стихах и песнях» | Беседа | сентябрь |
Экскурсия в краеведческий музей имени К.Бальмонта | Животный мир родного края | |
«Открытка для педагога» | Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя | октябрь |
«Красота природы осенью» | Экскурсия в осенний парк | октябрь |
Акция «Мастерская Деда Мороза» | Украшение класса, изготовление игрушек на ёлку | декабрь |
«Символ 2017 года» | Изготовление сувенира из солёного теста | январь |
Проект «Мой семейный альбом» | Беседа Подготовка к фотовыставке | февраль |
«Маме в день 8 Марта» | Изготовление поздравительной открытки, конкурс рисунков | март |
Праздник «Сказка – окно в природу» | Инсценирование сказки, изготовление масок для героев сказки | март |
«Зелёная планета» | Беседа Подготовка к фотовыставке | Март |
Неделя детской книги | Экскурсия в детскую библиотеку | апрель |
Выставка детских журналов и любимых книг. (в классе) | Выставка | апрель |
«Дыхание весны» | Экскурсия в природу | апрель |
Экскурсия в краеведческий музей им. К.Бальмонта на выставку | Экскурсия | май |
«Жить в мире доброты и красоты» | Беседа | май |
«Красота весеннего парка» | Экскурсия в детский парк | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная документация по индивидуальному сопровождению обучающихся, состоящих на внутришкольном учете
В данной работе предагаются документы, которые необходимы для организации индивидуальной программы коррекционно-реабилитационных мероприятий по сопровождению учащихся, состо...
Портфолио индивидуального сопровождения обучающегося - часть вторая
В этой части презентации показаны те разделы портфолио, где фиксируются учебные достижения детей. Цель - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, применения полученных знан...
Портфолио индивидуального сопровождения обучающегося- часть 3
Представлены разделы портфолио, где фиксируется формирование социальных навыков и навыков воспитанности ребенка, представлены характеристики ребенка и карта медико- психолого – педагогического н...
«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )
Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...
Индивидуальная программа комплексного сопровождения обучающегося
Данная программа составлена для обучающегося 0 класса в связи с введением ФГОС ОО с у/о на 2016 – 2017 уч. год. Она приведена как пример работы специалистов службы сопровождения....
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы
Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...