Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ
учебно-методический материал

Кузьмина Марина Сергеевна

Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуального сопровождения   обучающегося с ОВЗ

как часть адаптированной образовательной программы

4  класс

 

 

2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Адаптированная  образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» 2012 г.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ 373;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ  Минобрнауки России от 19 декабря 2014г.  1598
  4. Приказа Минобрнауки России "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. N 1576;
  5. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.  1/15);
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка

1. Общие сведения об обучающемся.

  1.  Имя, фамилия:  П
  2.  Возраст:
  3.  Дата рождения:
  4.  Год поступления в школу:
  5.  Класс: 4
  6.  Решением ПМПК от  рекомендуется обучение ребёнка по АОП для детей с задержкой психического развития со 2 класса, созданной на основе ООН НОО;

занятие с психологом: Формирование мотивации учебной деятельности, развитие регуляторных функций, консультирование педагогов по учёту особенностей ребёнка в учебном процессе;

дополнительные занятия с педагогом Помощь в усвоении АОП

  1.  Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи): семья

2. Особенности индивидуального развития.

  1.  Особенности здоровья (диагноз заболевания): Парциальное недоразвитие смешанного типа (регуляторного и когнитивного компонентов деятельности)
  2.  Физический статус:

Физически ребёнок  развит нормально. На уроках физической культуры занимается не плохо, в меру своих сил выполняет все упражнения. Мимика невыразительная, слух в норме. Для выполнения учебных действий необходим план действий.

3. Особенности психологического развития

У обучающегося процессы восприятия протекают оптимально, меры времени, пространства, величины, формы сформированы и автоматизированы. Объем внимания неполный, внимание неустойчивое, легко отвлекаемое. Уровень концентрации внимания низкий, медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Преобладает непроизвольное внимание.

Обучающийся  с трудом запоминает стихи, запоминание материала происходит в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Преобладает механическая память. Объем памяти снижен, запоминает медленно, в маленьких объемах.

Обучающийся испытывает затруднения при выполнении мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. Уровень развития мышления: наглядно-образный. Решение мыслительных задач вызывает затруднения; рассуждения непоследовательны, причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями, а так же выводы устанавливаются только с помощью учителя.

Преобладающий тип  настроения – эмоциональную нестабильность, переходящая в непроизвольную агрессивность. В случае принятия ответственного решения проявляет нерешительность.

Владимир соблюдает правила поведения в обществе. Со сверстниками общителен, старается общаться со всеми учащимися класса. Но иногда возникают конфликты с мальчиками. В общении со взрослыми признает авторитет, относится с уважением.

У Владимира отмечается низкий уровень учебной активности, повышенная утомляемость. Положительное отношение к обучению в целом, при этом наибольший интерес вызывает окружающий мир. Однако часто не организован, не проявляет самостоятельности в образовательной деятельности, не всегда может соизмерить свои силы и трудности дела, ему необходим контроль со стороны педагога. Оказываемую помощь принимает спокойно.

4. Особенности учебной деятельности  

Обучающийся не ориентируется в выборе способов решения задач, не способен анализировать по несущественным признакам. Сравнивает, но затрудняется в классификации.

Цель и задачи:

Цель: создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с ОВЗ, оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  2. воспитание познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности путём формирования умственных операций;
  3. обогащения и систематизация словаря, составлению сюжетных и описательных рассказов;
  4. коррекции индивидуальных недостатков развития детей, отклонений в их психическом и интеллектуальном развитии;
  5. восполнение пробелов предшествующего развития, расширения кругозора детей, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка;
  6. сохранение и укрепление соматического и психического здоровья обучающегося;
  7. формирование у воспитанника с ОВЗ знаний и умений, способствующих социальной адаптации, навыки в области безопасности жизни;
  8. расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет педагогам использовать опыт обучающегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.

Прогнозируемые результаты:

Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

∙ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе, овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

∙ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, в умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Коррекционный блок

Сопровождение узких специалистов

График занятий

Специалист

График

Учитель

Пятница

Педагог-психолог

Вторник

Социальный педагог

Четверг

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, оказание помощи в овладении навыками самоконтроля и саморегуляции, повышение школьной мотивации, формирование познавательного интереса, оказание помощи в овладении способами планирования и самоорганизации

Диагностический модуль  педагога-психолога

Направление работы

Задачи

Методы и формы работы

Ожидаемые результаты

Сроки

Первичная диагностика

исследования уровня развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка

наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, психологическое тестирование

составление психологической характеристики, определение направлений коррекционной работы, составление карты дефицитов и ресурсов, индивидуальной коррекционной программы.

Сентябрь

Промежуточная диагностика

наблюдение и оценка динамики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка

наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, психологическое тестирование

анализ динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер ребенка, при необходимости  корректировка коррекционно-развивающей программы

Декабрь

Март

Итоговая диагностика

сравнение уровня психологического развития с данными первичного обследования с опорой на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса, установление динамики в развитии познавательных процессов эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка

наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, психологическое тестирование

оценка результативности и качества коррекционной работы, обобщение результатов работы, определение дальнейших образовательных перспектив и путей оптимизации работы на следующий год.

Май

Коррекционный модуль педагога-психолога

4 класс

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1-3

Диагностическое изучение ребенка

3

Диагностика познавательной сферы обучающегося, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение  эмоционально-волевой сферы.

4-5

Развитие предметно- практической деятельности.

2

Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.

6-7

Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.

2

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?»  и т.п.

8-9

Развитие памяти с использованием различных анализаторов.

2

Игры на развитие памяти по сюжету сказок.

10-11

Развитие произвольной опосредованной памяти.

2

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.

12-13

Развитие памяти, мышления.

2

Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».

14-15

Развитие памяти, применение качеств внимания

2

Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки».

16-17

Развитие элементов логического мышления.

2

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»  

18-20

Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности.

3

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций.

21-22

Развитие творческих способностей. Развитие воображения.

2

Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.

23-24

Развитие произвольного внимания и поведения

2

Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.

25-26

Развитие мнемических способностей.

2

Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д.

27-28

Развитие умственных способностей.

2

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.

29-31

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

3

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

32-34

Итоговое диагностическое изучение ребенка.

3

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение  эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного  года.

Коррекционно-развивающая программа социального педагога.

Цель: создание условий, способствующих социальной адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально-педагогической помощи его родителям.

Мероприятия

Содержание

Форма проведения

Сроки

Направление 1. Диагностическое.

Анализ документов ребенка с ОВЗ, изучение рекомендаций ПМПК

Работа с документацией

Сентябрь

Выявление особых образовательных потребностей у ребенка с ЗПР.

Изучение, наблюдение возникших проблем в период  освоение основной образовательной программы.

Беседы, консультации

Октябрь

Диагностика внутрисемейной ситуации, выявление проблем семьи.

Опрос, беседа, анкетирование

Сентябрь

Посещение на дому составление акта жилищно - бытовых условий.

Изучение особенностей семейного воспитания

Сентябрь

Составление социальной карты на ребенка.

Выявление сильных и слабых сторон резервных возможностей семьи.

Октябрь

Направление 2. Консультативное.

Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ЗПР.

Выбор индивидуально ориентированных методов и приемов

Октябрь

Консультирование родителей по вопросам сопровождения, адаптации, социализации ребенка с ЗПР.

Консультирование, родительские собрания.

Весь период (по запросу, при необходимости)

Взаимодействие с различными учреждениями по вопросам социальной реабилитации и оказания помощи.

Консультирование родителей о мерах поддержки семей с детьми.

При необходимости

Направление 3. Коррекционно-развивающее.

«Кто такой «Я».

Беседа: «Что я умею» (оценка человеческих поступков).

сентябрь

«Правила поведения в школе-интернате».

Беседа о правилах поведения и необходимости их соблюдать.

октябрь

«Учусь учиться».

Беседа о школе.

октябрь

«Дружбой надо дорожить».

Беседа о дружбе.

ноябрь

«Я и мои друзья»

Беседа о друзьях, дружеских взаимоотношениях.

ноябрь

«Я - гражданин»

Беседа о государственных символах.

декабрь

«Семья».

Беседа «Праздник в нашей семье» (взаимоотношения с родными).

декабрь

«Как я провел зимние каникулы».

Беседа о каникулах.

январь

«Жизнь дана для добрых дел».

Беседа о доброте.

январь

«Отчизны верные сыны»

Беседа о мужских поступках.

февраль

«Конфликты и способы их преодоления».

Беседа о конфликтах.

февраль

«Ласковые слова для мамы».

Беседа «8 Марта – мамин день».

март

«Культура поведения в общественных местах».

Беседа «Как себя вести в общественных местах».

март

«Как я провел каникулы».

Беседа о каникулах.

апрель

«Досуг семьи».

Беседа «Чем я люблю заниматься дома?»

апрель

«Компьютер – друг или враг».

Беседа о компьютерных играх и зависимости от них.

май

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

май

Организация и проведение бесед, тренингов и иных мероприятий, направленных на поддержку семьи, коррекцию детско-родительских отношений, решение психолого-педагогических проблем семьи.

Беседы, тренинги, культурные мероприятия.

При необходимости

Блок по внеурочной деятельности

Воспитательный компонент внеурочной деятельности направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации,  формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание работы, конкретизируется в плане по внеурочной деятельности класса «Непоседы».

Мероприятия

Содержание

Форма проведения

Сроки

Направление 1. Гражданско-патриотическое воспитание

«Беслан – трагедия страны»

Беседа

сентябрь

«России славные сыны…» -

День народного единства

Беседа

ноябрь

Экскурсия в краеведческий музей имени К.Бальмонта

Экскурсия – жизнь и творчество поэта

ноябрь

 «День памяти Неизвестного Солдата»

Урок мужества

Экскурсия к памятнику «Звезда», возложение цветов

декабрь

«День Героев Отечества»

Урок мужества

декабрь

«Я – гражданин»

Историко-патриотическая  акция

декабрь

«День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

Урок мужества

февраль

«Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню защитники Отечества.

Проект

февраль

«12 апреля – День космонавтики»

Беседа

апрель

«Этих дней не смолкнет слава»

Беседа

май

Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь»

Экскурсия, возложение цветов

май

«О пионерах – героях»

Беседа

май

Направление 2. Воспитание трудолюбия, сознательного,

творческого отношения к образованию, труду и жизни

«Кем быть?»

Беседа о профессиях

Сентябрь

Экскурсия в аптеку.

Экскурсия, беседа «Кто работает в аптеке».

Сентябрь

Генеральная уборка класса Операция «Чистота – залог здоровья»

Уборка рабочего места, уход за цветами

Октябрь, декабрь, март, май

Дежурство в классе

Наведение порядка в классе

2 раза в месяц (по графику)

Направление 3. Ценностное отношение к прекрасному,

формирование основ эстетической культуры

«В гостях у природы»

Экскурсия

сентябрь

«Умелые ручки»

Аппликация из цветов и листьев.

сентябрь

«Природа в стихах и песнях»

Беседа

сентябрь

Экскурсия в краеведческий музей имени К.Бальмонта

Животный мир родного края

«Открытка для педагога»

Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя

октябрь

«Красота природы осенью»

Экскурсия в осенний парк

октябрь

Акция «Мастерская Деда Мороза»

Украшение класса, изготовление игрушек на ёлку

декабрь

«Символ 2017 года»

Изготовление сувенира из солёного теста

январь

Проект «Мой семейный альбом»

Беседа

Подготовка к фотовыставке

февраль

«Маме в день 8 Марта»

Изготовление поздравительной открытки, конкурс рисунков

март

Праздник «Сказка – окно  в природу»

Инсценирование сказки, изготовление масок для героев сказки

март

«Зелёная планета»

Беседа

Подготовка к фотовыставке

Март

Неделя детской книги

Экскурсия в детскую  библиотеку

апрель

Выставка детских журналов и любимых книг. (в классе)

Выставка

апрель

«Дыхание весны»

Экскурсия в природу

апрель

Экскурсия в краеведческий музей им. К.Бальмонта на выставку

Экскурсия

май

«Жить в мире доброты и красоты»

Беседа

май

«Красота весеннего парка»

Экскурсия в детский парк

май

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная документация по индивидуальному сопровождению обучающихся, состоящих на внутришкольном учете

В данной работе предагаются  документы, которые необходимы для организации индивидуальной программы коррекционно-реабилитационных мероприятий  по сопровождению учащихся, состо...

Портфолио индивидуального сопровождения обучающегося - часть вторая

В этой части презентации показаны те разделы портфолио, где фиксируются учебные достижения детей. Цель -  обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, применения полученных знан...

Портфолио индивидуального сопровождения обучающегося- часть 3

Представлены разделы портфолио, где фиксируется формирование социальных навыков и навыков воспитанности ребенка, представлены характеристики ребенка и  карта медико- психолого – педагогического н...

«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»

В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Индивидуальная программа комплексного сопровождения обучающегося

Данная программа составлена для обучающегося 0 класса в связи с введением ФГОС  ОО с у/о на 2016 – 2017 уч. год. Она приведена как пример работы специалистов службы сопровождения....

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...