Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы
статья на тему
Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Лютова В.В.
заместитель директора по УВР
с. Тербуны, МБОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в плане приспособления к разным нуждам детей. Это обеспечивает для детей с особыми потребностями доступ к образованию. Инклюзивное образование разрабатывает подход к обучению и преподаванию. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей школьников должен соответствовать континуум сервисов, а так же образовательная среда, которая наиболее для них благоприятна. Основой практики инклюзивного образования считается принятие особенностей каждого ученика и. естественно, обучение и воспитание должно быть организовано так, чтобы удовлетворить особенные потребности любого ребенка.
Родители детей с ограниченными возможностями в развитии настаивают на их включение в обычное сообщество детей. В первую очередь, это связано с тем, что в системе специального обучения с прекрасно отработанной методикой обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, слабо развита общественная адаптация этих детей в реальном мире – ребенок находится в изоляции от общества. Естественно, дети с ограниченными возможностями в развитии адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях лучше, чем в специализированных учреждениях. Более заметна разница в приобретении общественного опыта. У здоровых детей улучшаются учебные способности, развивается самостоятельность, активность и толерантность.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24-й Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
В связи с развитием инклюзивного образования актуальной становится проблема адаптации школьной среды к особенностям и возможностям учеников с ограниченными возможностями в развитии, в противном случае дети не смогут быть активными участниками процесса учения. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Включение детей с нарушением интеллекта в образовательный процесс обычной школы требует наибольшей адаптации среды. Педагоги общего образования должны познакомиться с содержанием специальных программ, методами, приемами обучения детей с нарушением интеллекта, а также технологией проектирования процесса обучения, включая составление индивидуальной программы.
Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. Для детей с умственной отсталостью характерно большое отставание в сроках развития психических процессов. Поэтому первой задачей является стимуляция различных познавательных операций. Первостепенной задачей воспитания умственно отсталых детей является формирование навыков самообслуживания, нормативного поведения. Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является формирование процессов познавательной деятельности. У умственно отсталого ребенка без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности. Обучающиеся с умственной отсталостью овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Обучающимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Обучащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.
Педагогическая работа по обучению детей с умственной отсталостью направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи. При составлении индивидуальной программы развития необходимо учитывать причину психического недоразвития и степень тяжести нарушения психических функций. Первичный дефект при этой форме аномалии развития интеллектуальный и обязательным признаком является недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления, недоразвитие образования понятий, низкий уровень обобщения. Важным принципом коррекции детей с психическим недоразвитием является деятельностный подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить с использованием того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то обучение необходимо проводить в предметно-практическом контексте. Вторым, не менее важным, принципом является комплексный подход к обучению детей с психическим недоразвитием. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с педагогом, логопедом, врачом и родителями. Успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между родителями и педагогом.
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей. Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко ) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.
Индивидуальная программа развития ребенка решает задачи следующего характера: психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся; адаптации ребенка к новым условиям обучения; профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений; коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы: изучение документов, личных дел; знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка; изучение социума (внешкольных связей) ребенка; диагностические исследования.
Можно выделить основные этапы составления индивидуальной программы развития ребенка: предварительный этап работы – сбор информации о ребенке; диагностический этап: изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития; коррекционно-развивающий этап: улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий; заключительный этап – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе. Динамика организации работы предполагает: выявление актуальных проблем ребенка; разработка путей поддержки и коррекции; составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики); реализация намеченной программы.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка. Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии. Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации. Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения. Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями. Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах. Учитель, психолог, логопед должны помнить, что процесс обучения ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время занятий, в ситуациях взаимодействия с взрослым и одноклассниками, необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса, следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Таким образом, разработав программу индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью, учитывая основную цель и принципы процесса обучения этих детей, используя эффективные методы обучения, учитывающие своеобразие познавательной деятельности таких учеников, варьируя формы занятий, можно создать условия для их успешного обучения и благоприятной социализации.
Список литературы
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008г.
2. И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.
3.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008г.
4.Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
Цели и задачи программы Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...
ПРОЕКТ Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получения образования может быть путем организации интегрированного обучения со сверстниками общеобразовательных классов....
Выпускная проверочная работа «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы» на курсах повышения квалификации для педагогов.
Цель адаптированной коррекционной программы : устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе в общеобразователь...