Статья "Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого - педагогическое сопровождение" в сборнике "Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения"
статья по психологии на тему

В данной статье изложено содержание работы педагога - психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого - педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использоваться для работы в других образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fgos_v_arzamas.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

740

Организация работы в школе по введению  ФГОС и ее психолого – педагогическое сопровождение.

Организация работы педагога – психолога по введению ФГОС.

Л.Г.Ермолаева, педагог – психолог информационно – диагностического кабинета Управления образования  Пильнинского района.

В данной статье изложено содержание работы педагога – психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого – педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использоваться для работы в других образовательных учреждениях.

Перед современным образованием стоят непростые задачи. В настоящее время система образования перешла от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Мониторинг универсальных учебных действий (далее – УУД) позволяет своевременно выявить трудности каждого учащегося  и  помочь  ребенку эти трудности преодолеть.

 Успешность развития УУД во многом зависит от того, как построена система оценки,  и важная роль в этом отводится психологу. 

  Работа педагога-психолога делится на 4 этапа: организационный, диагностический, аналитический, практический.

1 этап – организационный.

Главная задача данного этапа: подготовить  нормативно – правовую базу, диагностический инструментарий.

В ОУ издается приказ о проведении мониторинга УУД, разрабатывается  

график проведения диагностических процедур, составляются таблицы для фиксации уровня развития УУД учащегося, готовится пакет  диагностических методик.

Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирование  личностных и метапредметных УУД учащихся  для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

В пакет диагностических методик  входят следующие методики:

В 1 классе:

  1. Для определения уровня личностных УУД:
  • Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
  • Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006).
  • Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
  • Проективная рисуночная методика «В школе» (уровень адаптации
  1. Для определения уровня развития познавательных УУД.
  • Методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия». (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952), «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
  • Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)
  • Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
  1. Для определения уровня развития регулятивных УУД.
  • Методика «Выкладывание узора из кубиков»

4.Для определения уровня развития коммуникативных УУД.

  • Задание «Левая и правая стороны» (Пиаже),
  • «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Во 2 – 4 классах используются следующие методики:

1. Для определения уровня личностных УУД:

  • Опросник мотивации.
  • Анкета «Оцени поступок»
  • Задание на выявление уровня моральной децентрации

(Ж. Пиаже)

  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

2. Для определения уровня развития познавательных УУД.

  • Методика «Логические задачи» (А.З.Зак)

3. Для определения уровня развития регулятивных УУД.

  • Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

4. Для определения уровня развития коммуникативных УУД.

  • Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.).
  • Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель»)

2 этап – диагностический.

На этом этапе, в соответствии с графиком проведения диагностических процедур, проводится диагностика УУД у учащихся. Сначала проводится диагностика УУД у учащихся 2 – 4 классов и затем диагностика УУД  у учащихся 1 классов. В первом классе диагностику УУД целесообразно проводить  в ноябре, поскольку  в первые два месяца у учащихся идет процесс адаптации к школе.

3 этап - аналитический.

На этапе психолог анализирует, полученные результаты; оформляет справки по проведенной диагностике, индивидуальные карты учащегося, в которых  фиксируются  уровни развития УУД, знакомит  педагогов с результатами диагностики, корректируется план работы психолога.   На этом же этапе педагог – психолог  совместно с учителями определяет  приоритеты в работе с тем или иным учеником, составляет план индивидуальной работы с учащимися.

 намечает работу по коррекции.

 4 этап – практический.

На данном этапе педагог – психолог проводит  как индивидуальные, так и групповые  коррекционно – развивающие занятия с учащимися. Направления коррекционно – развивающей работы могут быть  разными, то есть направления зависят от выявленных проблем учащихся. Именно на данном этапе педагог – психолог может проявить свое  творчество, применяя различные технологии для решения поставленных задач. Так, во 3 классе выявлена группа учащихся  с низким уровнем регулятивных УУД. С этими учащимися проводятся групповые занятия по программе «Волшебная  мозаика». Цель программы: преодоление трудностей в развитии внимания.  В  группу коррекционно – развивающих занятий  могут быть включены учащиеся  разных классов, например, учащиеся  вторых и третьих классов. Задания могут быть как  одинаковые для всех детей (корректурная проба), так и могут быть подобраны  индивидуально для каждого ребенка.

 Во 2 классе  у многих учащихся  был зафиксирован  низкий уровень познавательных УУД, поэтому  в данном классе запланированы и  проводятся  занятия по программе  Н.П.Локаловой « 120 уроков психологического развития младших школьников». Необходимо отметить преимущества данной программы: программа рассчитана на 4 года и охватывает не только когнитивную сферу учащихся, но и закладывает когнитивно-личностную основу обучения, необходимую как для успешного усвоения знаний, так и для их саморазвития в будущем. Занятия можно адаптировать под конкретные  запросы, например,  если в классе у учащихся констатируется не высокий уровень коммуникативных УУД, то можно в занятие включить игры и упражнения  на сотрудничество, взаимодействие.  

На этом же этапе педагогом – психологом проводятся консультации для педагогов и родителей.

Итоговая диагностика показывает произошедшие изменения в формировании универсальных учебных действий  у учащихся.

 Таким образом, мониторинг формирования и развития метапредметных  универсальных учебных действий – это важный момент в подведении итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

Психолого-педагогическое сопровождение в моей образовательной программе.

В документе рассмотрен психологический аспект, заложенный в образовательной программе педагога дополнительного образования СПБ ГОУ ДДТ Петродворцового района, руководителя детского ансамбля "Народная ...

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовательном пространстве МОУ «АСОШ №4»

VII Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ»....

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации.

Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение ребенка?...