Статья "Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого - педагогическое сопровождение" в сборнике "Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения"
статья по психологии на тему
В данной статье изложено содержание работы педагога - психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого - педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использоваться для работы в других образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_fgos_v_arzamas.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
740
Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого – педагогическое сопровождение.
Организация работы педагога – психолога по введению ФГОС.
Л.Г.Ермолаева, педагог – психолог информационно – диагностического кабинета Управления образования Пильнинского района.
В данной статье изложено содержание работы педагога – психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого – педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использоваться для работы в других образовательных учреждениях.
Перед современным образованием стоят непростые задачи. В настоящее время система образования перешла от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Мониторинг универсальных учебных действий (далее – УУД) позволяет своевременно выявить трудности каждого учащегося и помочь ребенку эти трудности преодолеть.
Успешность развития УУД во многом зависит от того, как построена система оценки, и важная роль в этом отводится психологу.
Работа педагога-психолога делится на 4 этапа: организационный, диагностический, аналитический, практический.
1 этап – организационный.
Главная задача данного этапа: подготовить нормативно – правовую базу, диагностический инструментарий.
В ОУ издается приказ о проведении мониторинга УУД, разрабатывается
график проведения диагностических процедур, составляются таблицы для фиксации уровня развития УУД учащегося, готовится пакет диагностических методик.
Цель мониторинга: отслеживание процесса развития и формирование личностных и метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
В пакет диагностических методик входят следующие методики:
В 1 классе:
- Для определения уровня личностных УУД:
- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006).
- Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
- Проективная рисуночная методика «В школе» (уровень адаптации
- Для определения уровня развития познавательных УУД.
- Методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия». (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952), «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
- Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)
- Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
- Для определения уровня развития регулятивных УУД.
- Методика «Выкладывание узора из кубиков»
4.Для определения уровня развития коммуникативных УУД.
- Задание «Левая и правая стороны» (Пиаже),
- «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Во 2 – 4 классах используются следующие методики:
1. Для определения уровня личностных УУД:
- Опросник мотивации.
- Анкета «Оцени поступок»
- Задание на выявление уровня моральной децентрации
(Ж. Пиаже)
- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
2. Для определения уровня развития познавательных УУД.
- Методика «Логические задачи» (А.З.Зак)
3. Для определения уровня развития регулятивных УУД.
- Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
4. Для определения уровня развития коммуникативных УУД.
- Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.).
- Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель»)
2 этап – диагностический.
На этом этапе, в соответствии с графиком проведения диагностических процедур, проводится диагностика УУД у учащихся. Сначала проводится диагностика УУД у учащихся 2 – 4 классов и затем диагностика УУД у учащихся 1 классов. В первом классе диагностику УУД целесообразно проводить в ноябре, поскольку в первые два месяца у учащихся идет процесс адаптации к школе.
3 этап - аналитический.
На этапе психолог анализирует, полученные результаты; оформляет справки по проведенной диагностике, индивидуальные карты учащегося, в которых фиксируются уровни развития УУД, знакомит педагогов с результатами диагностики, корректируется план работы психолога. На этом же этапе педагог – психолог совместно с учителями определяет приоритеты в работе с тем или иным учеником, составляет план индивидуальной работы с учащимися.
намечает работу по коррекции.
4 этап – практический.
На данном этапе педагог – психолог проводит как индивидуальные, так и групповые коррекционно – развивающие занятия с учащимися. Направления коррекционно – развивающей работы могут быть разными, то есть направления зависят от выявленных проблем учащихся. Именно на данном этапе педагог – психолог может проявить свое творчество, применяя различные технологии для решения поставленных задач. Так, во 3 классе выявлена группа учащихся с низким уровнем регулятивных УУД. С этими учащимися проводятся групповые занятия по программе «Волшебная мозаика». Цель программы: преодоление трудностей в развитии внимания. В группу коррекционно – развивающих занятий могут быть включены учащиеся разных классов, например, учащиеся вторых и третьих классов. Задания могут быть как одинаковые для всех детей (корректурная проба), так и могут быть подобраны индивидуально для каждого ребенка.
Во 2 классе у многих учащихся был зафиксирован низкий уровень познавательных УУД, поэтому в данном классе запланированы и проводятся занятия по программе Н.П.Локаловой « 120 уроков психологического развития младших школьников». Необходимо отметить преимущества данной программы: программа рассчитана на 4 года и охватывает не только когнитивную сферу учащихся, но и закладывает когнитивно-личностную основу обучения, необходимую как для успешного усвоения знаний, так и для их саморазвития в будущем. Занятия можно адаптировать под конкретные запросы, например, если в классе у учащихся констатируется не высокий уровень коммуникативных УУД, то можно в занятие включить игры и упражнения на сотрудничество, взаимодействие.
На этом же этапе педагогом – психологом проводятся консультации для педагогов и родителей.
Итоговая диагностика показывает произошедшие изменения в формировании универсальных учебных действий у учащихся.
Таким образом, мониторинг формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий – это важный момент в подведении итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.
Литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...
Психолого-педагогическое сопровождение в моей образовательной программе.
В документе рассмотрен психологический аспект, заложенный в образовательной программе педагога дополнительного образования СПБ ГОУ ДДТ Петродворцового района, руководителя детского ансамбля "Народная ...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...
Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовательном пространстве МОУ «АСОШ №4»
VII Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ»....
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации.
Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение ребенка?...