Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовательном пространстве МОУ «АСОШ №4»
статья на тему

Номоконова Полина Олеговна

VII Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nomokonova_polina_olegovna_statya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Номоконова Полина Олеговна, учитель начальных классов

ГО «Посёлок Агинское» Забайкальского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

На заседаниях методического объединения начальных классов мы изучали вопросы, связанные с внедрением ФГОС второго поколения. Все учителя нашего МО прошли курсовую подготовку в ИПК посёлка Агинское, где познакомились с различными теоретическими вопросами внедрения ФГОС второго поколения.

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Мы предлагаем схему построения индивидуального образовательного маршрута: диагностика – уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей; определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута; определение времени, которое должен затратить обучающийся на освоение базовой и специальной программ; определение роли родителя обучающегося в реализации маршрута; разработка и определение содержания учебно-тематического плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов; интеграция с другими специалистами; определение способов оценки успехов обучающегося.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное; спортивно-оздоровительное. На основании направлений учителями были созданы программы: «Интеллектика», «Занимательная грамматика», «Я – школьник»,  «Наш край родной», «Мир цветов», «Юные экологи», «Азбука здоровья», «Шахматы», «Театр», «Вокал», «Вязание». Работа ведется поэтапно и планомерно. На первом этапе проводится родительское собрание, на котором представляют презентации всех программ по внеурочной деятельности. На втором этапе школьный психолог проводит тестирование первоклассников по определению психолого – педагогической готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения по методике Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. На третьем этапе проводятся психологические консультации родителей по итогам диагностики обучающихся. На четвёртом - родители выбирают программы для своего ребёнка. Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне школы. Очень важно о них знать учителю, чтобы ребёнок не был перегружен. У учителя есть электронный вариант маршрутных листов, который можно корректировать в зависимости от текущих изменений. Каждый ребёнок получил свой маршрутный лист, по которому он и родители точно знают, где ученик занят каждый день. Анализ запроса родителей и опроса детей показывает востребованность программ и удовлетворённость организацией внеурочной деятельности в школе. Участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Литература

  1. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
  2. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4
  3. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1
  4. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4
  5. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...

Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.

Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....

Выступление на тему «Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.Социализация и...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....