Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;
2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;
3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);
6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 2405 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.11.2007);
7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №1;
8. Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка;
9. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья
школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной
жизни.
Задачи курса:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
- Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данная программа реализуется для учащихся 5 класса.
- Общая характеристика курса.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой
работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
- аксиологический (связанный с сознанием);
- инструментально-технологический;
- потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными
объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как
средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у
ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
- Содержание курса.
Тематическое планирование.
Название темы, занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Введение в мир психологии. Цель: мотивировать учащихся к занятиям психологией. | 1 |
Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией? | 1 |
Тема 2. Я – это я. Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки. | 11 |
Занятие 2, 3. Кто я, какой я? | 2 |
Занятие 4,5. Я – могу. | 2 |
Занятие 6,7. Я нужен! | 2 |
Занятие 8. Я мечтаю. | 1 |
Занятие 9. Я – это мои цели. | 1 |
Занятие 10,11. Я – это мое детство. | 2 |
Занятие 12. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 |
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Цели: - способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - способствовать адекватному самовыражению. | 5 |
Занятие 13. Чувства бывают разные. | 1 |
Занятие 14,15. Стыдно ли бояться? | 2 |
Занятие 16,17. Имею ли я право сердиться и обижаться? | 2 |
Тема 4. Я и мой внутренний мир. Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. | 3 |
Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 2 |
Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 |
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли. | 2 |
Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня. | 1 |
Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 |
Тема 6. Я и Ты. Цель: осудить проблемы подростковой дружбы. | 8 |
Занятие 23. Я и мои друзья. | 1 |
Занятие 24,25. У меня есть друг. | 2 |
Занятие 26,27. Я и мои «колючки». | 2 |
Занятие 28. Что такое одиночество? | 1 |
Занятие 29,30. Я не одинок в этом мире. | 2 |
Тема 7. Мы начинаем меняться. Цели: - помочь подросткам осознать свои изменения; - мотивировать подростков к позитивному самоизменению. | 3 |
Занятие 31,32. Нужно ли человеку меняться? | 2 |
Занятие 33. Самое важное – захотеть меняться. | 1 |
Обобщение. | 1 |
Занятие 34.Заключительное занятие. | 1 |
- Результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценки учителей;
- уметь распознавать чувства других людей;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
- уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1. | Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с. |
2. | Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с. |
3. | Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с. |
4. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. |
5. | Положение о психологической службе в системе народного образования. |
6. | Базовый компонент деятельности педагога-психолога. |
7. | Должностная инструкция педагога-психолога МБОУ-СОШ №1. |
8. | Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка. |
9. | Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с. |
Технические средства обучения
№ п/п | Наименование оборудования |
1. | Ноутбук |
2. | Колонки |
3. | Диски с музыкальным сопровождением. |
- Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Название темы, занятия | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
Тема 1. Введение в мир психологии. | 1 | |||
1. | 3.09.2014 | Зачем человеку занятия психологией? | 1 | |
Тема 2. Я – это я. | 11 | |||
2, 3. | 10.09.2014, 17.09.2014 | Кто я, какой я? | 2 | |
4, 5. | 24.09.2014, 1.10.2014 | Я – могу. | 2 | |
6, 7. | 8.10.2014, 15.10.2014 | Я нужен! | 2 | |
8. | 22.10.2014 | Я мечтаю. | 1 | |
9. | 29.10.2014 | Я – это мои цели. | 1 | |
10, 11. | 12.11.2014, 19.11.2014 | Я – это мое детство. | 2 | |
12. | 26.11.2014 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 | |
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 5 | |||
13. | 3.12.2014 | Чувства бывают разные. | 1 | |
14, 15. | 10.12.2014, 17.12.2014 | Стыдно ли бояться? | 2 | |
16, 17. | 24.12.2014, 14.01.2015 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 2 | |
Тема 4. Я и мой внутренний мир. | 3 | |||
18, 19. | 21.01.2015, 28.01.2015 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 2 | |
20. | 4.02.2015 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 | |
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? | 2 | |||
21. | 11.02.2015 | Трудные ситуации могут научить меня. | 1 | |
22. | 18.02.2015 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 | |
Тема 6. Я и Ты. | 8 | |||
23. | 25.02.2015 | Я и мои друзья. | 1 | |
24, 25. | 4.03.2015, 11.03.2015 | У меня есть друг. | 2 | |
26, 27. | 18.03.2015, 1.04.2015 | Я и мои «колючки». | 2 | |
28. | 8.04.2015 | Что такое одиночество? | 1 | |
29, 30. | 15.04.2015, 22.04.2015 | Я не одинок в этом мире. | 2 | |
Тема 7. Мы начинаем меняться. | 3 | |||
31, 32. | 29.04.2015, 6.05.2015 | Нужно ли человеку меняться? | 2 | |
33. | 13.05.2015 | Самое важное – захотеть меняться. | 1 | |
Обобщение. | 1 | |||
34. | 20.05.2015 | Заключительное занятие. | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ – СОШ № 1 сл. БольшаяМартыновка от _______ 2014г № ______ _______________ Е.П.Басюк | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР __________________ Т.В. Корсун _________ августа 2014 года | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-174234-1357659731.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376591-1389102085.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127775-1350668784.jpg)
Рабочая программа «Английский без ошибок» (учебный курс для обучающихся 5-6 классов, внеурочная деятельность).
Составлена на основе авторского учебника В.И.Скультэ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/22/picture-1127164-1555915380.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подарки своими руками"
Рабочая программа по внеурочной деятельсти "Подарки своими ркуами"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-1184918-1575626422.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса
К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу - подготовить обра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1230345-1585024720.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый английский» Для обучающихся 1-2 классов На 2015-2016 учебный год
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного язы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)
Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...