Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;
2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;
3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);
6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 2405 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.11.2007);
7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №1;
8. Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка;
9. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья
школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной
жизни.
Задачи курса:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
- Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Данная программа реализуется для учащихся 6 класса.
- Общая характеристика курса.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой
работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
- аксиологический (связанный с сознанием);
- инструментально-технологический;
- потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными
объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как
средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у
ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
- Содержание курса.
Тематическое планирование.
Название темы, занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Агрессия и ее роль в развитии человека. Цель: помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. | 11 |
Занятие 1, 2. Я позрослел. | 2 |
Занятие 3. У меня появилась агрессия. | 1 |
Занятие 4,5. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 2 |
Занятие 6,7. Конструктивное реагирование на агрессию. | 2 |
Занятие 8,9. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 2 |
Занятие 10,11. Учимся договариваться. | 2 |
Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. Цель: помочь обучающимся обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека. | 11 |
Занятие 12. Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 |
Занятие 13,14. Источники уверенности в себе. | 2 |
Занятие 15,16. Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 2 |
Занятие 17. Я становлюсь увереннее. | 1 |
Занятие 18,19. Уверенность и самоуважение. | 2 |
Занятие 20. Уверенность и уважение к другим. | 1 |
Занятие 21. Уверенность в себе и милосердие. | 1 |
Занятие 22. Уверенность в себе и непокорность. | 1 |
Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я. Цель: помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации. | 9 |
Занятие 23,24. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. | 2 |
Занятие 25,26. Способы поведения в конфликте: наступление,обсуждение, отступление, уход от конфликта. | 2 |
Занятие 27,28. Конструктивное разрешение конфликтов. | 2 |
Занятие 29,30. Конфликт как возможность развития. | 2 |
Занятие 31. Готовность к разрешению конфликта. | 1 |
Тема 4. Ценности и их роль в жизни человека. Цель: побудить обучающихся задуматься о собственных жизненных ценностях. | 3 |
Занятие 32.Что такое ценности? | 1 |
Занятие 33. Ценности и жизненный путь человека. | 1 |
Занятие 34. Мои ценности. | 1 |
Обобщение. | 1 |
Занятие 35.Заключительное занятие. | 1 |
- Результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценки учителей;
- уметь распознавать чувства других людей;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
- уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зеленого – о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности, черного – об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1. | Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с. |
2. | Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с. |
3. | Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с. |
4. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. |
5. | Положение о психологической службе в системе народного образования. |
6. | Базовый компонент деятельности педагога-психолога. |
7. | Должностная инструкция педагога-психолога МБОУ-СОШ №1. |
8. | Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка. |
9. | Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с. |
Технические средства обучения
№ п/п | Наименование оборудования |
1. | Ноутбук |
2. | Колонки |
3. | Диски с музыкальным сопровождением. |
- Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Название темы, занятия | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
Тема 1. Агрессия и ее роль в развитии человека. | 11 | |||
1, 2. | 2.09.2014, 9.09.2014 | Я повзрослел. | 2 | |
3. | 16.09.2014 | У меня появилась агрессия. | 1 | |
4, 5. | 23.09.2014, 30.09.2014 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 2 | |
6, 7. | 7.10.2014, 14.10.2014 | Конструктивное реагирование на агрессию. | 2 | |
8, 9. | 21.10.2014, 28.10.2014 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 2 | |
10, 11. | 11.11.2014, 18.11.2014 | Учимся договариваться. | 2 | |
Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. | 11 | |||
12. | 25.11.2014 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 | |
13, 14. | 2.12.2014, 9.12.2014 | Источники уверенности в себе? | 2 | |
15, 16. | 16.12.2014, 23.12.2014 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 2 | |
17. | 30.12.2014 | Я становлюсь увереннее. | 1 | |
18, 19. | 13.01.2015, 20.01.2015 | Уверенность и самоуважение. | 2 | |
20. | 27.01.2015 | Уверенность и уважение к другим. | 1 | |
21. | 3.02.2015 | Уверенность в себе и милосердие. | 1 | |
22. | 10.02.2015 | Уверенность в себе и непокорность. | 1 | |
Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я. | 9 | |||
23, 24. | 17.02.2015, 24.02.2015 | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. | 2 | |
25, 26. | 3.03.2015, 10.03.2015 | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. | 2 | |
27, 28. | 17.03.2015, 31.03.2015 | Конструктивное разрешение конфликтов. | 2 | |
29, 30. | 7.04.2015, 14.04.2015 | Конфликт как возможность развития. | 2 | |
31. | 21.04.2015 | Готовность к разрешению конфликта. | 1 | |
Тема 4. Ценность и их роль в жизни человека. | 3 | |||
32. | 28.04.2015 | Что такое ценности? | 1 | |
33. | 5.05.2015 | Ценности и жизненный путь человека. | 1 | |
34. | 12.05.2015 | Мои ценности. | 1 | |
Обобщение. | 1 | |||
35. | 19.05.2015 | Заключительное занятие. | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ – СОШ № 1 сл. БольшаяМартыновка от _______ 2014г № ______ _______________ Е.П.Басюк | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР __________________ Т.В. Корсун _________ августа 2014 года | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...

Рабочая программа «Английский без ошибок» (учебный курс для обучающихся 5-6 классов, внеурочная деятельность).
Составлена на основе авторского учебника В.И.Скультэ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подарки своими руками"
Рабочая программа по внеурочной деятельсти "Подарки своими ркуами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса
К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу - подготовить обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый английский» Для обучающихся 1-2 классов На 2015-2016 учебный год
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного язы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)
Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...