Статья "Формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками"
статья по психологии (8, 9 класс) по теме
Описание работы в сетевой модели по предпрофильной подготовке и профильному обучению трех школ города. Сборник региональной нучно-практической конференции Мичуринского государственного педагогического института - 2008 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В. Жижова
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой
В.Г. Белинский
Проблема выбора профессии стара как мир. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью, освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для юношеского возраста психологические особенности – это повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся обостренное чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожит целый спектр животрепещущих вопросов, относящихся к сфере профессионального самосознания.
С 2004 года средние школы № 18, 16, 8 включились в эксперимент по работе сетевой модели предпрофильной подготовки и профильному обучению учащихся. В связи с этим психологом постоянно проводилась исследовательская и аналитическая работа, разрабатывались различные анкеты и опросники для учащихся и их родителей, проводились семинары с педагогами по выработке правильной стратегии работы по данному направлению, была составлена и внедрена программа элективного курса «Путь в профессию или, В поисках призвания» для работы с учащимися 9-х классов по предпрофильной подготовке. Идеей для создания программы послужили: формирование готовности учащихся к непрерывному самовоспитанию и саморазвитию в течение всей жизни; социальная мобильность в профессиональном самоопределении.
С помощью курса решаются задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий; формирование представлений о современном мире профессий и первичных навыков ориентации на рынке труда.
Программа рассчитана на 17 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40–60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Программа для старшеклассников нацелена на: развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, своих возможностей в профессиональном самоопределении. Вот основные разделы курса: «Изучение личностных особенностей», «Секреты общения», «Ковер мира» – профилактика конфликтов, «Муки выбора». По результатам каждой встречи предусмотрено выполнение творческих заданий: коллажей, рисунков, эссе, резюме, подбор материалов по предложенным темам и др. Занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи» через рефлексию. В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищенности, подростки получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументировано выражать свои мысли; моделировать различные профессиональные роли и т.п. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально-психологической активности учащихся в выборе профессии... Можно рекомендовать выполнение ряда упражнений не в устной, а в письменной форме. Введение письменных заданий настраивает учащихся на работу по анализу своих увлечений, качеств, переживаний после такой подготовительной работы становится легче вести дискуссию в группе. Данные конспекты, прежде всего, служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует план-основа, обязательный для выполнения: разминка, диагностический блок, информационный блок, игровой блок, рефлексия. Наполнение данной основы конкретным содержанием во многом зависит от личности ведущего, его опыта работы, профессиональных предпочтений и т.п.
Критериями оценки эффективности занятий служат результаты входного, промежуточного и итогового анкетирования, выполнение творческих заданий в виде коллажей, самопрезентаций, рекламы по изученным темам.
Занятия – их тематика, последовательность и прочее – прошли неоднократную проверку в 9-х классах школ № 18, 16, и были положительно оценены педагогами и учащимися.
За время работы по данному направлению выявились проблемы, связанные с профессиональным выбором:
- рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора;
- рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии;
- представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах;
- неадекватная самооценка;
- отсутствие ответственности за свой профессиональный выбор и желание перенести ее на взрослых.
В период ориентации в мире профессий, профессионального самоопределения, «ненавязчивые» тренинговые занятия, проводимые во внеурочное время, в совершенно новой форме, дают толчок школьнику задуматься еще раз о выборе профессии; узнать свои ценностные ориентации и установки; ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения; уровень сформированности представлений о профессии, развития самооценки и профессиональной мотивации; способности, склонности и интересы; личностные особенности; реальные жизненные условия. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном стремлении оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры:
- связь с будущей профессией;
- нравится учебный предмет;
- повлияли родители;
- не определились на конец I полугодия 10 кл.;
- повлияли друзья.
Большинство учащихся связывают свой выбор профиля с будущей профессией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами челов...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чт...
Нестандартные формы и методы профориентационной работы.
В данной работе приведены примеры наиболее подходящих методов и форм работы с ущащимися по профориентации....
Формы и методы профориентационной работы с детьми с ОВЗ
В памятке представлены основные формы, методы работы по профориентации с детьми с ОВЗ, представлена тематика заятий, игр и др....
Социально-педагогические аспекты профориентационной работы со старшеклассниками
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессиональное самоопределение подростков выступает важнейшей частью их общего самоопределения, основой успешной последующей социализации и ...
Использование игр в профориентационной работе со старшеклассниками
Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.Процедура игры следующая:1. Перед началом самой игры ведущ...
Профориентационная консультация для старшеклассников на тему: "Устройство на работу".
Целью профориентационной консультации для старшеклассников является знакомство с процедурой устройства на работу. Рассматриваются возможности самопрезентации при устройстве на работу, правила составле...