Формы и методы профориентационной работы с детьми с ОВЗ
консультация (9 класс)
В памятке представлены основные формы, методы работы по профориентации с детьми с ОВЗ, представлена тематика заятий, игр и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_formy_i_metody_proforientatsionnoy_rab.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
профессий — по компасу»; «Палитра моих особенностей и способностей»; «Мир профессий и твое место в нем»; «Кем быть»; «Твоя профессия»; «Ты нужен людям»;
- читать и обсуждать рассказы о профессиях, сказки о труде, знакомить детей с пословицами о трудолюбии и лени, о мастерах своего дела.
- организовывать вечера, встречи с работниками предприятий (на которые можно пригласить работников нашего учреждения – помощника воспитателя, кухонных работников, уборщицу). Такие встречи особенно важны при проведении профориентационной работы среди учащихся младших классов, так как она проводится путем наглядной опоры на труд окружающих людей.
- проводить сюжетно-ролевые игры («Больница», «Магазин», «Строители» и др.), игровые профориентационные упражнения, которые включают ребёнка с ОВЗ в естественные условия производственных отношений, режима работы, практикумы («Мы – дежурные», «Маленькие помощники», «Большая стирка», «Наш участок» и другие»).
Лучшая форма наследства, оставляемого нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование; если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья…
К.Д.Ушинский
Подготовил:
социальный педагог ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный Прокофьева Е.В.
Основы самостоятельного составления профориентационных программ работы для детей и подростков с ОВЗ
Каждый педагог в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы:
- Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с группой.
- Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы и учитывая ограниченные возможности наших детей).
- Расписать и разбросать все занятия по дням и часам (по принципу: от общеориентирующих проблем - к более конкретным).
- Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (по времени они должны занимать большую часть, чем «теория» - это важно для работы с детьми с особыми образовательными потребностями).
- Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия).
- Подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда какие-то темы и методики в данной группе не пойдут).
- Составить небольшие конспекты для всего курса.
- Подобрать методики так, чтобы воспитанники могли обсудить результаты со своими родителями.
- Чаще использовать активизирующие формы работы (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций...), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру». Игровые методы должны занимать около 25-30% общего времени занятий.
- Не следует увлекаться осложнённым и обширным материалом - лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут «понятными» и «значимыми» для подростков с ОВЗ.
Информационная игра
«Угадай профессию»
Цель данного игрового упражнения - познакомить детей с ОВЗ с различными профессиями и основными их характеристиками.
Основные этапы игры:
1. Ведущий просит назвать учащихся профессию, которую все хорошо знают. Например, профессия – штукатур-маляр.
2. Ведущий обращается к классу:
Представьте, что я “свалился с луны” и ничего не знаю о земных профессиях. Попробуйте объяснить, что это за профессия штукатур-маляр.
3. Участники игры называют 4-6 характеристик профессии. Смысл данного этапа – сформировать у детей представление о профессии.
4. Все участники разбиваются на пары и первый участник загадывает конкретную профессию и называет основные её характеристики, а другой участник отгадывает зашифрованную профессию. Если вариант ответа будет близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана.
Формы и методы профориентационной работы для детей с ОВЗ
Профориентационная работа начинается с профессионального просвещения и пропаганды. С этой целью в группах рекомендовано:
- создать специальные уголки, справочники, альбомы, памятки, оформлять стенды, раскрывающие содержание отдельных профессий, их социальное значение, условия труда, организацию, режим, оплату труда;
- организовывать конкурсы рисунков, сочинений: «Профессия моих родителей», «Кем я буду»; «Профессии города»; «Профессии села» и другие. Рисунки и сочинения можно будет поместить на стендах и уголках;
проводить тематические беседы и диспуты с использованием художественной литературы, кинофильмов, материалов газет и журналов «В поисках своего призвания»; « Образ «Я», или «Что я думаю о себе»; «Дороги, которые мы выбираем»; «В мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»
Беседа: Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной работы с детьми «группы риска» по подготовке...
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
Статья "Формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками"
Описание работы в сетевой модели по предпрофильной подготовке и профильному обучению трех школ города. Сборник региональной нучно-практической конференции Мичуринского государственного педагогического...
Нестандартные формы и методы профориентационной работы.
В данной работе приведены примеры наиболее подходящих методов и форм работы с ущащимися по профориентации....