Методики (мотивация)
тест по психологии на тему

Громова Ольга Сергеевна

1. Методика «Представь себе...» (для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе)

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 426-427

 

2. Методика «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 427-429

 

3. Методика «Направленность на отметку

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 432

 

4. Методика «Направленность на приобретение знаний»

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 431

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_motivatsii.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Представь себе...»

для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе

Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов "представь себе", а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История первая

Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький, и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?

История вторая

Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

История третья

Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе — уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?

История четвертая

Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет — можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?

История пятая

Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?

История шестая

Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо пятерки шоколадку. Что ты выберешь — шоколадку или пятерку?

Выводы

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

  1. отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома;
  2. направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;

3)        отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
4)        предпочтение школы с определенными правилами;

  1. ориентация на обучение в группе, классе;
  2. выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению в школе.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 426-427

Методика «Изучение отношения к учению и учебным предметам»

1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

А) любимые ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Б) нелюбимые ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие

№ п/п 

 Люблю предмет, потому что 

Не  люблю предмет, потому-что 

1 

данный предмет интересен 

данный предмет неинтересен 

2 

нравится, как преподает учитель 

не нравится, как преподает учитель 

3 

предмет нужно знать всем 

предмет не нужно знать всем 

4 

предмет нужен для будущей работы 

предмет не нужен для будущей работы 

5 

предмет легко усваивается 

предмет трудно усваивается 

6 

предмет заставляет думать 

предмет не заставляет думать 

7 

предмет считается выгодным 

предмет не считается выгодным 

8 

требует наблюдательности, сообразительности 

не требует наблюдательности, сообразительности 

9 

предмет требует терпения 

предмет не требует терпения 

10 

предмет занимательный 

предмет не занимательный 

11 

товарищи интересуются этим предметом 

товарищи не интересуются этим предметом 

12 

интересны отдельные факты 

интересны только отдельные факты 

13 

родители считают этот предмет важным 

родители не считают этот предмет важным 

14 

у меня хорошие отношения с учителем 

у меня плохие отношения с учителем 

15 

учитель часто хвалит 

учитель редко хвалит 

16 

учитель интересно объясняет 

учитель неинтересно объясняет 

17 

получаю удовольствие при его изучении 

не получаю удовольствие при его изучении 

18 

знания по предмету необходимы для поступления в институт 

знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт 

19 

предмет способствует развитию общей культуры 

предмет не способствует развитию общей культуры 

20 

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире 

предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире 

21 

просто интересно 

просто неинтересно 

3. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

  1. Это мой долг.
  2. Хочу быть грамотным.
  3. Хочу быть полезным гражданином.
  4. Не хочу подводить свой класс.
  5. Хочу быть умным и эрудированным.
  6. Хочу получить полные и глубокие знания.
  7. Хочу научиться самостоятельно работать.
  8. Все учатся, и я — тоже.
  9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

  1. Чтобы похвалил учитель.
  2. Чтобы товарищи со мной дружили.
  3. Для расширения умственного кругозора.
  4. Классный руководитель заставляет.
  5. Хочу учиться.

Анализ результатов.

В соответствии с ответами делаются выводы об иерархии мотивов учения и предпочтении тех или иных предметов у учащегося.  

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 427-429

Методика «Направленность на отметку

Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «-» («нет»).

Текст опросника

№п/п 

Вопросы 

Да 

Нет 

1 

Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? 

2 

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? 

3 

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? 

4 

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? 

5 

Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? 

6 

Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? 

7 

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? 

8 

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? 

9 

Тревожит ли тебя ожидание опроса? 

10 

Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? 

11 

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? 

12 

После получения, отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? 

Обработка результатов

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» по позициям 10 - 12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 432

Методика «Направленность на приобретение знаний»

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

  1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

  1. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

  1. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

                        а) да;                                           б) нет.

  1. Что для тебя учеба:

             а) познание нового;                     б) обременительное занятие.

  1. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

                       а) да;                                          б) нет.

  1. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

                    а) да;                                           б) нет.

  1. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от
    метки:

                   а) да;                                         б) нет.

  1. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

                      а) да;                                          б) нет.

  1. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

                      а) да;                                          б) нет.

  1. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о
    чем в них идет речь:

                  а) да;                                           б) нет.

  1. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:

                      а) учиться;                                  б) болеть.

  1. Что для тебя важнее — отметки или знания:

                     а) отметки;                                 б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 431


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»

Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...

Методика мотивации, или андрагогика в педагогике

Повышение мотивации педагогов к методической деятельности...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))

Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации  (по Дубовицкой Т.Д.))...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....