методика мотивации к обучению Лукьянова М.И., Калинина Н.В.
материал
Предварительный просмотр:
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
ФРАГМЕНТ
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Анкета
Дата Ф.И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а) | 2 | 3 | 5 | 5 |
б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
в) | 4 | 0 | 3 | 3 |
г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
е) | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
з) | 0 | 3 | 4 | 0 |
и) | 0 | — | — | 0 |
к) | 5 | — | — | — |
Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Таблица 8
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41—48 |
II | 33—40 |
III | 25—32 |
IV | 15—24 |
V | 5—14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
- — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel
Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
диагностика личности...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такойпоказатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II ме...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса ( М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М)
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние. Методика изучения мотивации обучения подростков ( для учащихся 6-7 классов). Методика изучения мотивации об...
Обзор методик диагностики отношения к учебным предметам Л.Балабкиной, М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой
Любовь БАЛАБКИНА,педагог-психолог, г. Тольятти МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮДанная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позво...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина
Методика изучения мотивации обучения обучающихся. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина...