Методика мотивации, или андрагогика в педагогике
статья по теме
Повышение мотивации педагогов к методической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_motivatsii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старовская Е.А., методист,
зав.информационно-методическим отделом,
почетный работник общего образования;
Гасинова З.В., методист
информационно-методического отдела
Методика мотивации,
или андрагогика в педагогике
Через тернии – к звездам…
По своей сути процесс модернизации образования направлен прежде всего на совершенствование качества ресурсов, процессов и результатов современной системы обучения, неотъемлемой частью которой сегодня является и дополнительное образование.
Одним из средств, обеспечивающим возможность модернизации, является методическая деятельность. Многопрофильность учреждения дополнительного образования, каковым является Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга становится фактором, усиливающим внимание к методической работе. Акцент на методическую составляющую образования в ДТДиМ ежегодно прослеживается во всех направлениях деятельности Дворца, от перспективного планирования до итогового анализа, в связи с чем актуальными становятся требования к расширению сферы методической деятельности и максимальном включении в эту деятельность педагогов.
Сегодня методическая деятельность определяется как неотъемлемая часть процесса образования и включает в себя создание разнообразных видов методической продукции, оказание методической помощи различным категориям кадров, выявление и распространение положительного педагогического опыта с целью повышения качества образования в целом. Данное определение совершенно ясно показывает, что, фактически, методическая деятельность присуща и осуществляется всеми категориями педагогических специалистов, в связи с чем возникает проблема изменения отношения педагогов к методической деятельности как отдельному, обособленному направлению работы, не связанному с их основной деятельностью по обучению и воспитанию детей напрямую. Пути решения данной проблемы видятся прежде всего в осмыслении педагогом единства методической и педагогической деятельности. Важно помочь педагогу понять, что методический результат, методическая составляющая присутствует в любом образовательном результате: научились ли дети хорошо петь, танцевать, познакомились ли с историей города, научились рисовать. Любое достижение учащихся, свидетельствующее о повышении качества обучения, вырастает из процесса проектирования образовательного маршрута и включает в себя разработку дополнительной общеобразовательной программы, подготовку к занятию и создание учебно-методического комплекса, повышение квалификации на семинарах внутри учреждения, курсах и ГМО. Андрагогическая направленность деятельности методической службы, связанная с повышением профессиональной компетентности специалистов дополнительного образования, способствует повышению степени осознания единства методической и обучающей составляющих образования. Владение закономерностями андрагогики – науки о теории, процессе и технологии образования взрослых, позволяет работать с профессиональными установками, опытом, ценностными отношениями профессионально состоявшихся людей, избегая сопутствующих ограничений, связанных с индивидуальными стереотипами, изолированным погружением в свою направленность и т.п. Современная андрагогика выделяет четыре качественных уровня овладения профессиональной деятельностью. Проектирование методического сопровождения с учетом данных уровней позволяет осуществлять дифференцированную работу с педагогами и найти кратчайший путь к осознанию ими неразрывности методической и практической составляющих, и, как следствие, повысить мотивацию к методической деятельности.
1 уровень – интуитивно-эмпирический. Он часто присущ талантливым «непрофессионалам» (людям, не имеющим специального педагогического образования), педагогам по призванию. Как правило, это люди, последовательно действующие в своей практике. Для них характерна простота применяемых средств и мудрость педагогических решений.
Вне зависимости от возраста педагога ограничениями здесь являются не всегда осознанный и четко спроектированный педпроцесс, некоторая упрощенность и своего рода «житейский характер» педагогических действий.
Мотивационной установкой, помогающей изменить отношение к методической деятельности педагогов интуитивно-эмпирического склада будет, понимание того, что качественно созданный методический продукт позволяет сэкономить время и энергию при подготовке к занятиям, освобождает эмоции для непосредственного общения с детьми.
Одной из эффективных форм методического сопровождения здесь является мониторинг методических материалов, с которыми работает педагог. Наглядная демонстрация результатов собственной методической деятельности на рабочем месте педагога является эффективным приемом, заставляющим задуматься о смысле и функциях методической деятельности.
Мониторинг методических материалов, связанный с работой над учебно-методическими комплексами, подготовкой к выставкам методической продукции, конкурсам и т.п. регулярно осуществляется в нашем учреждении и, зачастую, сопровождается неподдельным желанием педагога продемонстрировать свои вновь созданные материалы.
2 уровень – эмпирико – целевой. У педагогов, относящихся к этому уровню, просматривается четко поставленная цель приобщения детей исключительно к своей направленности. Обучение и воспитание осуществляется в полном соответствии с реализуемой программой.
Ограничениями на данном уровне является преобладание «знаниевого» подхода в обучении, сужение спектра внимания педагога к другим возможным задачам воспитания и обучения, а также сложность проведения анализа и осмысления выбранной стратегии работы.
Мотивационные установки для педагогов, находящихся на данном уровне освоения профессиональной деятельности складываются из потребности добиться высоких результатов в освоении программы ребенком. Данная потребность помогает осмыслить необходимость аналитической функции методической деятельности и подвести к желанию разрабатывать и осуществлять различные формы контроля качества обучения.
Формами работы с педагогами эмпирико-целевого уровня стали специальные семинары с применением интерактивных форм осуществления анализа качества обучения, а также применение психолого-андрагогического подхода, связанного с личной рефлексивной оценкой педагогом приобретенных на семинарах знаний, полученных эмоциональных ощущений. Особое внимание в работе с данной группой педагогов было уделено созданию и использованию тематической подборки материалов по некоторым аспектам аналитической деятельности, созданной с использованием их непосредственного опыта. Следует отметить, что осознанию необходимости проведения анализа не всегда сопутствует методическая деятельность по его осуществлению. Закономерности психологии личности подтверждают данный факт, поскольку процесс изменения установок крайне сложен и требует тем больших временных затрат, чем старше человек. Однако личный интерес к содержанию своей направленности, высокая мотивация к реализации программы и дидактическая грамотность, позволяет предполагать смену установок в отношении методической деятельности.
3 уровень – системно-эмпирический. В этом случае отдельный педагог или микрогруппа (возможно, сложившаяся из педагогов, работающих по одной программе, либо из педагогов и администрации отдела в целом и т.п.) выстраивают достаточно стройную, последовательную систему образовательной и воспитательной работы с интуитивно-эмпирическим выходом на преемственную связь с осуществлением методической деятельности.
Незначительными ограничениями данного уровня можно считать осуществление методической деятельности без оформленного, законченного выхода методической продукции.
Усиливающим фактором имеющейся мотивации к методической деятельности является в данном случае стремление к осуществлению комплексной, системной образовательной деятельности.
Вариативной формой работы, направленной на педагогов системно-эмпирического уровня является включение научно-теоретического блока в различные методические мероприятия, а также привлечение к деятельности методической службы научного потенциала.
Для педагогов данной группы важно создать среду «информационной методической прозрачности», что подразумевает постоянный взаимообмен опытом. Интерактивная практическая направленность семинаров, круглых столов, презентаций, деловых игр, выставок и т.п. для педагогов данного уровня обязательно должна быть связана с их серьезной аналитической работой по изучению и характеристике материалов из опыта работы, представленного на различных уровнях: от опыта работы педагогов и методистов ДТДиМ, до опыта, приобретенного на курсах повышения квалификации и ГМО.
4 уровень – системно-целевой. Это идеальный, но труднодоступный уровень, на котором целевая задача по осуществлению профессиональной деятельности в преемственной связи с современными прогрессивными научно-методическими тенденциями ставится и решается педагогом предельно осознанно, с опорой на всю гуманитарную парадигму.
Существование различных уровней освоения профессиональной деятельности ни в коей мере не должно характеризовать педагогов с точки зрения «хороший-плохой», напротив, наличие различных потребностей, формирующих мотивационные установки к методической деятельности позволяет обогатить педагогический опыт каждого педагога, расширить многообразие методического фонда.
Тем ни менее, работа методической службы ДТДиМ в направлении постепенного движения к системно-целевому уровню сопутствует обеспечению процессов модернизации образования внутри учреждения. Практическая значимость стремления к переходу на данный уровень ведет к возникновению взаимомотивации к совершенствованию профессиональной компетентности как педагога, так и собственно методической службы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»
Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....
Методики (мотивация)
1. Методика «Представь себе...» (для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе)Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. С. 426-427 2. Методика «Изучение отношения к учению и у...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))
Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))...
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)
Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....
методика мотивации к обучению Лукьянова М.И., Калинина Н.В.
мотивация к обучению...