Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.
рабочая программа

Алла Александровна Белоусова

Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же  может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осваивающие СИПР. Коррекционно- развивающие занятия направлены на  развитие тактильно-кинетической чувствительности  и мелкой моторики,совершенствование зрительно- пространственной ориентации, стабилизациии эмоционального состояния учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для обучающихся 1 А дополнительного класса разработана учителем- дефектологом на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
  2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г., от 23 декабря 2020года № 766.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
  6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»;
  7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа- интернат»
  8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022учебный год.

Младшие школьники с психическим недоразвитием характеризуются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Данная категория обучающихся нуждается в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.

Цель коррекционно- развивающих занятий с использованием песочной терапии : личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности обучающихся, мотивацию к познанию и творчеству, удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов; создание условий для психофизического развития средствами песочной терапии, сохранение и укрепление физического и нервно –психического здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развитие способностей к социализации;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать фонематический слух и восприятие;

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир.

  1. Планируемые результаты.

В ходе проведения коррекционно- развивающих занятий с использованием песочной терапии к концу учебного года учащиеся1А дополнительного класса должны научиться:

  • управлять своим телом и дыханием;
  • расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку ;
  • положительному самоотношению и принятию других людей;

- ориентироваться в пространстве;

  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам(цвету, форме, размеру, запаху, материалу);
  • полно отвечать на поставленные вопросы;
  • составлять простые нераспространенные предложения.

  1. Содержание работы коррекционно-развивающих занятий с песком.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Песок станет подспорьем, при обучении учащихся чтению , письму, освоению грамоты и даже поможет научиться правильно произносить звуки. Все это происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре .

Виды песочной терапии.

На коррекционно- развивающих занятиях учитель- дефектолог использует два вида игр: обучающие и познавательные.

Обучающие игры

  • моделирование игр-сказок;
  • игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
  • игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,
  • обучение чтению и письму.

Познавательные игры.

  • игры на знакомство с окружающим миром.
  • географические игры.
  • фантастические игры.
  • исторические игры.
  • игры-экскурсии .

Прежде чем приступить к работе с песком        на коррекционно- развивающих занятиях, учитель- дефектолог должен ознакомить детей с правилами работы с песком.

Правила и условия игры с песком.

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2 .Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

  1. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
  2. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Дополнительные правила организации игр-занятий с мокрым песком.

  • У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
  • Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
  • Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
  • Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Условия работы с детьми.

  • Согласие и желание ребенка.
  • Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
  • У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира.

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:

  • совместные действия учащихся и педагога;
  • действия по подражанию и по образцу, предложенному учителем- дефектологом;
  • самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел учащегося.

В ходе коррекционо-развивающих занятий действия учеников с песком можно условно разделить на 3 типа:

  1. совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
  2. проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
  3. организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.

Данная рабочая программа предлагает следующие направления работы с песком:

Раздел 1

Чувствительные ладошки.

  • пробуждение интереса, стимуляция внимания;
  • знакомство со средой;
  • пробуждение интереса к занятиям;
  • обучение специальным движениям и их тренировка;
  • развитие внимания, связанного с координацией движений;
  • развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  • развитие речи, памяти, мышления.

Раздел 2- переход к самостоятельным действиям 1.Путешествие в мире песка:

  • формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;
  • развитие тонких тактильных ощущений;
  • развитие умения действовать по инструкции;
  • развитие пространственной ориентации;
  • учить выстраивать композиции на песке по образцу. 2.Познавательные игры на песке:
  • усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
  • стимулирование развития сенсорно - перцептивной сферы, особенно тактильно- кинестетической чувствительности,
  • усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
  • закрепление представлений об окружающем мире;
  • «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Форма проведения коррекционно- развивающих занятий с песком - индивидуальные занятия, которые проводятся во вторую половину дня два раз в неделю . Продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. В соответствии с календарным учебным планом ОКОУ «Теткинская школа – интернат» на 2021- 2022 учебный год и с учетом государственных праздничных дней в 1 А дополнительном классе планируется провести 63 коррекционно- развивающих занятия за год.

  1. Перспективно- тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий с песком.

Тема

Дата проведения.

По плану.

По факту.

1

Здравствуй, песок.

02.09

2

Песочный ветер.

06.09

3.

Игры на развитие дыхания.

Выровняй дорогу к другу.

09.09

4

Что под песком?

13.09

5

Секрет.

16.09

6

Помоги зайцу.

20.09

7

Песочный дождик.

23.09

8

Необыкновенные следы.

27.09

9

Игры на поверхности мокрого песка.  Дождик

моросит.

30.09

10

Игры на погружение рук в песок. Секретные

задания кротов.

04.10

11

Оползень.

07.10

12

Песочные прятки.

11.10

13

Бомбочки.

14.10

14

Какой сказочный герой спрятался.

18.10

15

Отпечатки.

21.10

16

Песочные строители.

25.10

17

Кто к нам приходил.

28.10

18

Повтори за мной узор.

08.11

19

Узоры на песке.

11.11

20

Песочный круг.

15.11

21

Песочные фигуры.

18.11

22

Победитель злости.

22.11

23

Норки для мышат.

25.11

24

Я пеку, пеку, пеку.

29.11

25

Угадай на ощупь.

02.12

26

Заборчики.

06.12

27

Печем куличики.

09.12

28

Следы.

13.12

29

Отгадай загадку.

16.12

30

Угадай что спряталось в песке.

20.12

31

Секреты Деда Мороза.

23.12

32

Мы создаем мир.

10.01

33

Первый урок волшебства. Лес, поляна.

13.01

34

Второй урок волшебства. Море и его жители.

17.01

35

Третий урок волшебства. Город

20.01

36

Четвертый урок волшебства. Деревня.

24.01

37

Пятый урок волшебства. Зоопарк.

27.01

38

Шестой урок волшебства. Путешествие в Африку.

31.01

39

Седьмой  урок волшебства. Космическое

путешествие.

03.02

40

Нарисуй картину пальцами.

14.02

41

Мы едем в гости.

17.02

42

Кто где живет.

21.02

43

Цветные заборчики.

24.02

44

Во саду ли, в огороде.

28.02

45

Одним словом назови и запомни.

03.03

46

Путешествие в сказочный город.

05.03

47

Детские секреты.

10.03

48

Спасение принцессы.

14.03

49

Мой дом и его обитатели.

17.03

50

Спрячь игрушки.

31.03

51

Курочка ряба.

04.04

52

Репка

07.04

53

Маша и медведь

11.04

54

Три медведя.

14.04

55

Заюшкина избушка.

18.04

56

Подарки для Золушки.

21.04

57

Веселые соревнования.

25.04

58

Зверюшки на дорожках.

28.04

59

Волшебный клад.

05.05

60

Заколдованные цифры.

12.05

61

Заколдованные буквы.

16.05

62

Волшебные фигуры.

19.05

63

Азбука настроения

23.05

  1. Методические материалы.

Литература.

  1. Грабенко        Т.М.,        Зинкевич-Евстигнеева        Т.Д. Коррекционные,        развивающие        и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. - СПб., 2002г. - 224 с.
  4. Баряева        Л.Б.,        Гаврилушкина        О.П.        Игры-занятия        с        природным        и        рукотворным оборудованием. - СПб: Союз, 2005.
  5. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
  6. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб., 2001г. - 320 с.
  7. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.

Оборудование кабинета:

1.ноутбук – 1шт.; 2.световой стол – 1 шт.; 3.штатив – 1шт.;

4.стол с песком – 1 шт.; 5.ящик с песком – 1 шт.

Набор предметов и игрушек для игр с песком.

  1. Животные (дикие, домашние), птицы, рыбы, морские обитатели.
  2. Жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  3. Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); 4.Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); 5.Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  1. Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  2. Аксессуары (счетные палочки, бусы, пуговицы );
  3. Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  4. Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни; злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
  5. Цифры, буквы.

11 Плоскостные и объемные геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)

Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей  системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...