Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.
рабочая программа
Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осваивающие СИПР. Коррекционно- развивающие занятия направлены на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики,совершенствование зрительно- пространственной ориентации, стабилизациии эмоционального состояния учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии. | 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для обучающихся 1 А дополнительного класса разработана учителем- дефектологом на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
- Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г., от 23 декабря 2020года № 766.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»;
- Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа- интернат»
- Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022учебный год.
Младшие школьники с психическим недоразвитием характеризуются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Данная категория обучающихся нуждается в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.
Цель коррекционно- развивающих занятий с использованием песочной терапии : личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности обучающихся, мотивацию к познанию и творчеству, удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов; создание условий для психофизического развития средствами песочной терапии, сохранение и укрепление физического и нервно –психического здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развитие способностей к социализации;
- снимать мышечную напряжённость;
- помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир.
Планируемые результаты.
В ходе проведения коррекционно- развивающих занятий с использованием песочной терапии к концу учебного года учащиеся1А дополнительного класса должны научиться:
- управлять своим телом и дыханием;
- расслабляться, освобождаться от напряжения;
- оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку ;
- положительному самоотношению и принятию других людей;
- ориентироваться в пространстве;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам(цвету, форме, размеру, запаху, материалу);
- полно отвечать на поставленные вопросы;
- составлять простые нераспространенные предложения.
Содержание работы коррекционно-развивающих занятий с песком.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Песок станет подспорьем, при обучении учащихся чтению , письму, освоению грамоты и даже поможет научиться правильно произносить звуки. Все это происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре .
Виды песочной терапии.
На коррекционно- развивающих занятиях учитель- дефектолог использует два вида игр: обучающие и познавательные.
Обучающие игры
- моделирование игр-сказок;
- игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
- игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,
- обучение чтению и письму.
Познавательные игры.
- игры на знакомство с окружающим миром.
- географические игры.
- фантастические игры.
- исторические игры.
- игры-экскурсии .
Прежде чем приступить к работе с песком на коррекционно- развивающих занятиях, учитель- дефектолог должен ознакомить детей с правилами работы с песком.
Правила и условия игры с песком.
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2 .Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
- Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Дополнительные правила организации игр-занятий с мокрым песком.
- У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
- Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
- Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
- Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Условия работы с детьми.
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:
- совместные действия учащихся и педагога;
- действия по подражанию и по образцу, предложенному учителем- дефектологом;
- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел учащегося.
В ходе коррекционо-развивающих занятий действия учеников с песком можно условно разделить на 3 типа:
- совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
- проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
- организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.
Данная рабочая программа предлагает следующие направления работы с песком:
Раздел 1
Чувствительные ладошки.
- пробуждение интереса, стимуляция внимания;
- знакомство со средой;
- пробуждение интереса к занятиям;
- обучение специальным движениям и их тренировка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
- развитие речи, памяти, мышления.
Раздел 2- переход к самостоятельным действиям 1.Путешествие в мире песка:
- формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;
- развитие тонких тактильных ощущений;
- развитие умения действовать по инструкции;
- развитие пространственной ориентации;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу. 2.Познавательные игры на песке:
- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- стимулирование развития сенсорно - перцептивной сферы, особенно тактильно- кинестетической чувствительности,
- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
- закрепление представлений об окружающем мире;
- «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Форма проведения коррекционно- развивающих занятий с песком - индивидуальные занятия, которые проводятся во вторую половину дня два раз в неделю . Продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. В соответствии с календарным учебным планом ОКОУ «Теткинская школа – интернат» на 2021- 2022 учебный год и с учетом государственных праздничных дней в 1 А дополнительном классе планируется провести 63 коррекционно- развивающих занятия за год.
- Перспективно- тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий с песком.
№ | Тема | Дата проведения. | |
По плану. | По факту. | ||
1 | Здравствуй, песок. | 02.09 | |
2 | Песочный ветер. | 06.09 | |
3. | Игры на развитие дыхания. Выровняй дорогу к другу. | 09.09 | |
4 | Что под песком? | 13.09 | |
5 | Секрет. | 16.09 | |
6 | Помоги зайцу. | 20.09 | |
7 | Песочный дождик. | 23.09 | |
8 | Необыкновенные следы. | 27.09 | |
9 | Игры на поверхности мокрого песка. Дождик моросит. | 30.09 | |
10 | Игры на погружение рук в песок. Секретные задания кротов. | 04.10 | |
11 | Оползень. | 07.10 | |
12 | Песочные прятки. | 11.10 |
13 | Бомбочки. | 14.10 | |
14 | Какой сказочный герой спрятался. | 18.10 | |
15 | Отпечатки. | 21.10 | |
16 | Песочные строители. | 25.10 | |
17 | Кто к нам приходил. | 28.10 | |
18 | Повтори за мной узор. | 08.11 | |
19 | Узоры на песке. | 11.11 | |
20 | Песочный круг. | 15.11 | |
21 | Песочные фигуры. | 18.11 | |
22 | Победитель злости. | 22.11 | |
23 | Норки для мышат. | 25.11 | |
24 | Я пеку, пеку, пеку. | 29.11 | |
25 | Угадай на ощупь. | 02.12 | |
26 | Заборчики. | 06.12 | |
27 | Печем куличики. | 09.12 | |
28 | Следы. | 13.12 | |
29 | Отгадай загадку. | 16.12 | |
30 | Угадай что спряталось в песке. | 20.12 | |
31 | Секреты Деда Мороза. | 23.12 | |
32 | Мы создаем мир. | 10.01 | |
33 | Первый урок волшебства. Лес, поляна. | 13.01 | |
34 | Второй урок волшебства. Море и его жители. | 17.01 | |
35 | Третий урок волшебства. Город | 20.01 | |
36 | Четвертый урок волшебства. Деревня. | 24.01 | |
37 | Пятый урок волшебства. Зоопарк. | 27.01 | |
38 | Шестой урок волшебства. Путешествие в Африку. | 31.01 | |
39 | Седьмой урок волшебства. Космическое путешествие. | 03.02 | |
40 | Нарисуй картину пальцами. | 14.02 | |
41 | Мы едем в гости. | 17.02 | |
42 | Кто где живет. | 21.02 | |
43 | Цветные заборчики. | 24.02 | |
44 | Во саду ли, в огороде. | 28.02 | |
45 | Одним словом назови и запомни. | 03.03 | |
46 | Путешествие в сказочный город. | 05.03 | |
47 | Детские секреты. | 10.03 | |
48 | Спасение принцессы. | 14.03 | |
49 | Мой дом и его обитатели. | 17.03 | |
50 | Спрячь игрушки. | 31.03 | |
51 | Курочка ряба. | 04.04 | |
52 | Репка | 07.04 | |
53 | Маша и медведь | 11.04 | |
54 | Три медведя. | 14.04 | |
55 | Заюшкина избушка. | 18.04 | |
56 | Подарки для Золушки. | 21.04 | |
57 | Веселые соревнования. | 25.04 | |
58 | Зверюшки на дорожках. | 28.04 | |
59 | Волшебный клад. | 05.05 | |
60 | Заколдованные цифры. | 12.05 |
61 | Заколдованные буквы. | 16.05 | |
62 | Волшебные фигуры. | 19.05 | |
63 | Азбука настроения | 23.05 |
- Методические материалы.
Литература.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. - СПб., 2002г. - 224 с.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным оборудованием. - СПб: Союз, 2005.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
- Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб., 2001г. - 320 с.
- Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.
Оборудование кабинета:
1.ноутбук – 1шт.; 2.световой стол – 1 шт.; 3.штатив – 1шт.;
4.стол с песком – 1 шт.; 5.ящик с песком – 1 шт.
Набор предметов и игрушек для игр с песком.
- Животные (дикие, домашние), птицы, рыбы, морские обитатели.
- Жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
- Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); 4.Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); 5.Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
- Аксессуары (счетные палочки, бусы, пуговицы );
- Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
- Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни; злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
- Цифры, буквы.
11 Плоскостные и объемные геометрические фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...