Игротека для детей «Деревья - характеры из волшебного леса».
методическая разработка по психологии на тему
Цели и задачи:- составить у детей представление о характере и темпераменте;
-познакомить детей с характерными особенностями людей и возможностями учета этих особенностей в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobka_n.a._razrabotka_meropriyatiya_derevya_-haraktery_iz_volshebnogo_lesa.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение об игротеке для детей «Деревья - характеры из волшебного леса».
Цели и задачи:- составить у детей представление о характере и темпераменте;
-познакомить детей с характерными особенностями людей и возможностями учета этих особенностей в общении.
Участники игры:
Участниками игры могут являться дети (10-13 лет).
Сроки проведения:
Может проводиться в любое время.
«Деревья - Характеры из волшебного леса»
1 этап.
Участники сидят в кругу.
Ведущий. Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Я прошу вас представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку. Звучит «Сказка о Деревьях — Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и - раз уж в волшебный лес попасть нельзя - самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево – Характер.
( Листы бумаги, карандаши, фломастеры чтобы уже лежали на столах). Время рисования - 15-20 минут. За 3-4 минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет: Изображение вашего Дерева - Характера уже почти завершено. Но у меня к вам есть еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом, скажем -- в дупле. Или в корне. Может быть кто-то уютно чувствует себя на ветке, или между корней вашего Дерева-Характера? Это могут быть птицы или звери, но вероятно это окажется совсем необычным существом. Добавьте в свое изображение того или тех, кого вы хотите.
2 этап.
Ведущий. Посмотрите на рисунки других участников, и выберите тот который, вам кажется, чем-то похож па ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство. Если у вас есть желание, вы можете дать комментарий к своему рисунку.
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них так же есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли поняты образы на рисунке. Интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами. 3 этап.
Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно сравнивать по-разному, в зависимости от количества участников группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Если группа достаточно многочисленная (более 8 человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по 4-6 человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу — 15-25 минут.
4 этап. «Типологические свойства и темпераменты»
На 4 этане можно составить у детей представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства. Деление людей на 4 вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента, часто в темпераменте человека соединяются 4 разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые не свойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент немного изменится под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменяться в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем жене Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает.
Далее следует дать краткую характеристику темпераментов. (Смотреть приложение 2).
А ребята пусть для себя определят, какой из темпераментов наиболее подходит, соответствует их характеру.
Приложение 1.«Сказка о Деревьях-Характерах»
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни птицы, росли Деревья-Характеры. Это были не обычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого дерева-характера от ствола отходили 4 главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти 4 ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого дерева-характера эти ветви имели свою не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношение к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а. на другом была скручена кольцом лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к Солнцу как воплощение достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючивались от жадности, а на других обилием листвы показывали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими, а иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелящиеся по земле.
Как непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой наметала волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнями, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — Отношение к себе, Отношение к людям, Отношение к делу и Отношение к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
Приложение 2. Краткая характеристика темпераментов.
Сангвинический темперамент
основывается на сильной, подвижной, уравновешенной нервной системе. Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он быстро откликается на любое внешнее или внутреннее воздействие. Сангвиник отличается и повышенной активностью, работоспособностью и продуктивностью в динамической и разнообразной работе. Больше всего ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и уравновешенности. Он может сдерживать свои проявления чувств, хотя очень эмоционален. Сангвиник обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него не очень устойчивы и глубоки. Быстро находит контакт с людьми. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, быстрота психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.).
Холерический темперамент
основывается на сильной, подвижной, но неуравновешенной (с преобладанием возбуждения) нервной системе. Для него так же характерна высокая реактивность и активность, но непроизвольные реакции на внутренние или внешние воздействия оказываются сильнее целей, установок и убеждений. Обладатели этого темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Для них характерны быстрота действий, резкость и стремительность движений, а также импульсивность и резкая выраженность эмоциональных переживаний. Холерик несдержан, неуравновешен, вспыльчив, не способен к самоконтролю, легко раздражителен и агрессивен. Однако он работоспособен и готов к быстрой реакции.
Флегматический темперамент
основывается на сильной, уравновешенной, но инертной (медлительной) нервной деятельности. Для него характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, к привычной обстановке. Работоспособен. В деятельности может проявлять основательность, продуманность, упорство, но малоактивен. У флегматика все психические процессы протекают замедленно, но зато прочно формируются навыки. Ему нужно время для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Он не гибок в поведении, не эмоционален, его нелегко вывести из себя. Характерна малая активность и реактивность.
Флегматик с трудом сходится с людьми, ему больше подходит работа, требующая методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент
характеризуется слабой нервной системой. Представителей этого типа отличает высокая эмоциональная чувствительность, повышенная реактивность, они сильно переживают даже незначительные неудачи. Эмоциональные состояния отличаются у меланхоликов глубиной, большой силой и длительностью, хотя внешне выражаются слабо. Они часто не уверены в себе, легко теряются, трудно адаптируются в новой обстановке, замкнуты, избегают общения с новыми людьми. Им свойственна малая реактивность, пониженная активность и работоспособность. Длительное и сильное напряжение вызывает у меланхолика замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он быстро утомляется, но в привычной обстановке работает продуктивно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка по волшебному лесу.
Внеклассное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся среднего звена коррекционных школ VIIIвида...
Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»
сказкотерапевтический тренинг "Сказка о деревьях-характерах"...
Занятие в сенсорной комнате для младших школьников "В волшебном лесу"
Основные цели и задачи при проведении занятия: развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей;- снятие психоэмоциональ...
Сценарий общешкольного интерактивного Новогоднего праздника "Приключения в Волшебном лесу"
«Приключения в Волшебном лесу»Действующие лица: Пеппи...
Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.»
Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок"....
Моя аттестация. Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме: Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) «Сказка Волшебного леса».
Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме:Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) "Ск...
Открытое занятие кружка английского языка "Путешествие по волшебному лесу"
Открытое мероприятие по английскому языкуКружок «Английский в играх»«Путешествие по сказочному лесу» Действующие лица: a Fairy, Adventurers, an Oak...