Занятие, направленное на развитие когнитивных процессов обучающихся
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Гаджиева Татьяна Васильевна

В занятиии использованы упражнения, напраленные на развитие концентрации внимания, на развитие опосредованного запоминания,на обучение связыванию мысленных образов с эмоциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие, направленное на развитие когнитивных процессов обучающихся

Гаджиева Татьяна Васильевна,

 педагог-психолог МБОУ СОШ №16,

г.Новый Уренгой

Упражнение 1 «Кто быстрее»

Цель: развитие устойчивости и переключаемости  внимания.

Задание: «Вам необходимо вычеркнуть в тексте все буквы «о» и «е»

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

− Фу ты черт! − воскликнул редактор, − ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, − он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» − повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Задание: «Вам необходимо вычеркнуть в тексте все буквы «и» и «р»

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича − изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, − но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем − простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Упражнение 2 «Память»

Цель: обучить связывать мысленные образы с эмоциями.

Задание: «Я вам буду говорить фразы, а вы закройте глаза и представляйте себе соответствующую картинку. Это поможет вам запомнить эти фразы».

  1. Собака, виляющая хвостом
  2. Муха в вашем супе
  3. Миндальное печенье в коробочке в виде ромба
  4. Молния в темноте
  5. Пятно на любимой рубашке (юбке)
  6. Капли, сверкающие на солнце
  7. Крик  ужаса в ночи

А теперь возьмите ручку и запишите те фразы, которые вы запомнили вы запомнили.

Упражнение 3 «Пиктограмма»

Цель: развитие опосредованного запоминания

Задание: «Я вам сейчас прочту 10 слов. Вам нужно будет на каждое слово нарисовать картинку, которая поможет вам вспомнить слово. В рисунке нельзя использовать буквы».

  1. Метро
  2. Город
  3. Небо
  4. Обед
  5. Праздник
  6. Зима
  7. Память
  8. Обучение
  9. Наука
  10. Пенал

Молодцы! А теперь запишите слова, которые вы нарисовали.

Упражнение 4 «Свяжи слова»

Цель: развитие способности устанавливать логические связи между словами

Задание: «Перед вами расположены слова, которая вам нужно сгруппировать (объединить) по какому-либо признаку».

Медведь, воздух, тележка, ваза, пчела, кот, колокольчик, солнце, ромашка, вода.

А теперь придумайте историю и используйте а ней все слова, которые вы объединяли.

Упражнение 5 «Лабиринт»

Цель: развитие концентрация внимания.

Задание: «Пройдите лабиринты».

http://allforchildren.ru/ex/maze-dif/maze-dif001.gif

http://allforchildren.ru/ex/maze-dif/maze-dif014.gif

http://allforchildren.ru/ex/maze-dif/maze-dif050.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов

В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...

Организация развития когнитивной компетенции обучающихся на уроках географии (на примере экономико-географической характеристики Испании)

Когнитивная (персональная) компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно п...

Психологическая программа развития когнитивной сферы обучающихся 9-х классов «Уроки психологического развития»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связыва­ет развитие мышления с процессом усвое...

Развитие когнитивных способностей обучающихся.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейш...

Развитие когнитивных процессов на уроках иностранного языка.

Когнитивная психология – психология познания – наука, которая обращается к следующим вопросам:Как мы обращаем внимание на информацию и собираем ее?Как мозг сохраняет и обрабатывает эту инф...

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...

Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1

Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...