Психологическая программа развития когнитивной сферы обучающихся 9-х классов «Уроки психологического развития»
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связыва­ет развитие мышления с процессом усвоения хорошо организованной систе­мы научных знаний, в результате чего складываются упорядочен­ные когнитивные структуры, в которых не только хранятся приобретенные школьником знания от конкретных до абстрактно-обобщенных, но и они сами затем начинают выступать как инструмент познания себя, объектов и явле­ний окружающего мира. Формирование таких иерархизированных когнитив­ных структур рассматривается как содержание процесса умственного разви­тия в целом (Н.И. Чуприкова, 1995).

Признавая правомерность и психологическую обоснованность этой точки зрения, нельзя не отметить, что как бы хорошо ни были структурированы и взаимосвязаны предлагаемые для усвоения знания, все-таки систему знаний формирует в своей голове сам ученик. А для этого его надо обеспечить ин­теллектуальными «инструментами» упорядочивания, систематизации, струк­турирования знаний.

В связи с этим другое представление о развитии мышления «снизу» ос­новывается на необходимости осуществления специальной работы, опере­жающей обучение научным знаниям, работы по целенаправленному форми­рованию различных форм, качеств и свойств мышления как одного из основ­ных психических процессов, участвующих в усвоении знаний. Специфика подхода к развитию мышления в среднем школьном возрасте состоит в осу­ществлении не только непосредственного формирования его различных ка­честв (гибкости, осознанности, помехоустойчивости и др.), но и опосредован­ного формирования метакогнитивным путем, путем формирования понятий о правильных формах мышления, понятия о многоуровневости процесса обоб­щения, лежащего в основе формирования «схем» мышления.

В связи с этим другое представление о развитии мышления «снизу» ос­новывается на необходимости осуществления специальной работы, опере­жающей обучение научным знаниям, работы по целенаправленному форми­рованию различных форм, качеств и свойств мышления как одного из основ­ных психических процессов, участвующих в усвоении знаний. Специфика подхода к развитию мышления в среднем школьном возрасте состоит в осу­ществлении не только непосредственного формирования его различных ка­честв (гибкости, осознанности, помехоустойчивости и др.), но и опосредован­ного формирования метакогнитивным путем, путем формирования понятий о правильных формах мышления, понятия о многоуровневости процесса обоб­щения, лежащего в основе формирования «схем» мышления.

Важное значение в процессе когнитивно-личностного развития школьни­ков мы придаем усвоению учащимися логических знаний, которые в силу изо­морфизма между логикой и некоторыми формами мышления практически соответствуют правильно применяемым психологическим операциям.

Основы логического мышления у детей должны в тех или иных формах закладываться уже в дошкольном возрасте. Но в младшем школьном возра­сте в связи с необходимостью усвоения систематизированных научных зна­ний знакомство и первые уровни формирования основных логических поня­тий и операций должны стать предметом специально проводимой работы, не полагаясь только на процесс их стихийного формирования.

В начальной школе одним из направлений работы является целенаправленное формирование основных логических понятий и oneраций, таких, как более общее и более конкретное понятия, понятие о при­чине и следствии, противоположности, последовательности и др.

В старших классах эта работа, осуществляясь на все более высоком уров­не, с необходимостью обеспечивает сознательное отношение к логическим операциям, их сознательное применение в процессе анализа, осмысления, обобщения подлежащего усвоению учебного материала, а также явлений ок­ружающей, в том числе общественной, жизни.

Это тот путь, который позволит сформировать у подростков и старших школьников гипотетико-рассуждающее мышление, являющееся «ключом» к их умственному развитию (П.П. Блонский,1979; В.А. Сухомлинский, 1971, 1975; Д.Б. Эльконин,1989).

Цель программы: целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления.

Задачи:

·       развитие отдельных процессов и качеств мышления (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости);

·       развитие познавательных процессов: вообра­жение, внимание, внутренний план действия, пространственные представле­ния;

·       раз­витие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов по­ведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирова­ние понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

 

Структура и общее содержание уроков психологического развития для подростков

Программа психологического развития младших подростков основывается на необходимости учета есте­ственного хода развития познавательной деятельности от глобально-дифференцированного отражения объектов и явлений действительности ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Коменский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Внутренняя логи­ка данной программы также построена на реализации принципа системной дифференциации, являющейся ведущим механизмом психического развития (Н.И. Чуприкова, 1995,1997). Способом такой дифференциации, расчленения разного рода внешних и внутренних воздействий является всестороннее раз­витие процессов анализа и соответствующих им процессов синтеза.

Центральной идеей психологического развития в подростковом воз­расте должны выступить анализ как средство расчленения понятийно-семантической и логико-понятийной информации, выраженной в вербальной форме, и ее постепенное обобщенно-абстрактное репрезентиро­вание в складывающихся вербально-смысловых когнитивных структурах.

Уроки психологического развития для подростков составляют: вводная часть, основная и зак­лючительная.

Задачей вводной части является создание положительного эмоционального фона, хорошего настроения. Для этого школьников просят улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Л.И. Латохина,1993).

Содержанием основной части урока является целенаправленное разви­тие прежде всего мышления - его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости), представлен­ных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической фор­ме. Другими развиваемыми психологическими процессами являются вообра­жение, внимание, внутренний план действия, пространственные представле­ния. В качестве важной составляющей основной части урока выступает раз­витие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов по­ведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирова­ние понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов заня­тия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.

Уроки психологического развития рекомендуется включить в школьное расписание как обязательный урок длительностью 40-45 минут и проводить его как минимум один раз в неделю. Не следует спешить с переходом к ма­териалам следующего урока, если выполнение каких-либо заданий представ­ляет для школьников трудность. Важно добиться правильного выполнения заданий всеми учащимися, даже если на это потребуется больше времени, чем предусмотрено данной программой.

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_lokalova_psihologicheskoe_razvitie.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ              ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ  № 1576»
127299, г. Москва, ул. Большая Академическая, д. 22-А

                    «УТВЕРЖДАЮ»

           Руководитель ГБОУ Гимназия № 1576

                       ______________ И.Г.Маевская

                                                                                          « ___» __________ 2015г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-х классов

 «Уроки психологического развития»

                                                                                                    Автор -  Н.П. Локалова

                                                                                            Педагог-психолог  –  О. Ю. Андронова                      

                               «СОГЛАСОВАНО»

                      _________________________________

 

                                ______________ _____________

Москва

 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связывает развитие мышления с процессом усвоения хорошо организованной системы научных знаний, в результате чего складываются упорядоченные когнитивные структуры, в которых не только хранятся приобретенные школьником знания от конкретных до абстрактно-обобщенных, но и они сами затем начинают выступать как инструмент познания себя, объектов и явлений окружающего мира. Формирование таких иерархизированных когнитивных структур рассматривается как содержание процесса умственного развития в целом (Н.И. Чуприкова, 1995).

Признавая правомерность и психологическую обоснованность этой точки зрения, нельзя не отметить, что как бы хорошо ни были структурированы и взаимосвязаны предлагаемые для усвоения знания, все-таки систему знаний формирует в своей голове сам ученик. А для этого его надо обеспечить интеллектуальными «инструментами» упорядочивания, систематизации, структурирования знаний.

В связи с этим другое представление о развитии мышления «снизу» основывается на необходимости осуществления специальной работы, опережающей обучение научным знаниям, работы по целенаправленному формированию различных форм, качеств и свойств мышления как одного из основных психических процессов, участвующих в усвоении знаний. Специфика подхода к развитию мышления в среднем школьном возрасте состоит в осуществлении не только непосредственного формирования его различных качеств (гибкости, осознанности, помехоустойчивости и др.), но и опосредованного формирования метакогнитивным путем, путем формирования понятий о правильных формах мышления, понятия о многоуровневости процесса обобщения, лежащего в основе формирования «схем» мышления.

В связи с этим другое представление о развитии мышления «снизу» основывается на необходимости осуществления специальной работы, опережающей обучение научным знаниям, работы по целенаправленному формированию различных форм, качеств и свойств мышления как одного из основных психических процессов, участвующих в усвоении знаний. Специфика подхода к развитию мышления в среднем школьном возрасте состоит в осуществлении не только непосредственного формирования его различных качеств (гибкости, осознанности, помехоустойчивости и др.), но и опосредованного формирования метакогнитивным путем, путем формирования понятий о правильных формах мышления, понятия о многоуровневости процесса обобщения, лежащего в основе формирования «схем» мышления.

Важное значение в процессе когнитивно-личностного развития школьников мы придаем усвоению учащимися логических знаний, которые в силу изоморфизма между логикой и некоторыми формами мышления практически соответствуют правильно применяемым психологическим операциям.

Основы логического мышления у детей должны в тех или иных формах закладываться уже в дошкольном возрасте. Но в младшем школьном возрасте в связи с необходимостью усвоения систематизированных научных знаний знакомство и первые уровни формирования основных логических понятий и операций должны стать предметом специально проводимой работы, не полагаясь только на процесс их стихийного формирования.

В начальной школе одним из направлений работы является целенаправленное формирование основных логических понятий и oneраций, таких, как более общее и более конкретное понятия, понятие о причине и следствии, противоположности, последовательности и др.

В старших классах эта работа, осуществляясь на все более высоком уровне, с необходимостью обеспечивает сознательное отношение к логическим операциям, их сознательное применение в процессе анализа, осмысления, обобщения подлежащего усвоению учебного материала, а также явлений окружающей, в том числе общественной, жизни.

Это тот путь, который позволит сформировать у подростков и старших школьников гипотетико-рассуждающее мышление, являющееся «ключом» к их умственному развитию (П.П. Блонский,1979; В.А. Сухомлинский, 1971, 1975; Д.Б. Эльконин,1989).

Цель программы: целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления.

Задачи:

  • развитие отдельных процессов и качеств мышления (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости);
  • развитие познавательных процессов: воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления;
  • развитие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

Структура и общее содержание уроков психологического развития для подростков

Программа психологического развития младших подростков основывается на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности от глобально-дифференцированного отражения объектов и явлений действительности ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Коменский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Внутренняя логика данной программы также построена на реализации принципа системной дифференциации, являющейся ведущим механизмом психического развития (Н.И. Чуприкова, 1995,1997). Способом такой дифференциации, расчленения разного рода внешних и внутренних воздействий является всестороннее развитие процессов анализа и соответствующих им процессов синтеза.

Центральной идеей психологического развития в подростковом возрасте должны выступить анализ как средство расчленения понятийно-семантической и логико-понятийной информации, выраженной в вербальной форме, и ее постепенное обобщенно-абстрактное репрезентирование в складывающихся вербально-смысловых когнитивных структурах.

Уроки психологического развития для подростков составляют: вводная часть, основная и заключительная.

Задачей вводной части является создание положительного эмоционального фона, хорошего настроения. Для этого школьников просят улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Л.И. Латохина,1993).

Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие прежде всего мышления - его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости), представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме. Другими развиваемыми психологическими процессами являются воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.

Уроки психологического развития рекомендуется включить в школьное расписание как обязательный урок длительностью 40-45 минут и проводить его как минимум один раз в неделю. Не следует спешить с переходом к материалам следующего урока, если выполнение каких-либо заданий представляет для школьников трудность. Важно добиться правильного выполнения заданий всеми учащимися, даже если на это потребуется больше времени, чем предусмотрено данной программой.


Учебно-тематический план занятий

«Уроки психологического развития» в 9 классе

№№

уроков

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

1

Рефлексия собственных личностных качеств Развитие внимания (переключение)

Развитие мышления (синтез)

Развитие мышления (анализ через синтез)

Говорящая надпись

Называйте и считайте

Три слова

Составьте слова

2

Рефлексия чувств

Развитие пространственных представлений Развитие мышления (гибкость)

Развитие мышления (анализ через синтез)

Какие мы разные

Представьте куб

Замените цифры символами

Отгадайте слова

3

Рефлексия личностных качеств

Развитие внутреннего плана действия

Развитие мышления (абстрагирование)

Развитие мышления (вербальный анализ)

Я узнаю себя

Муха

Говорим по-марсиански

Объясните греческие слова

4

Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие мышления (гибкость)

Я - ромашка

Необычные ножницы

Найдите фигуры

5

Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности)

Развитие мышления (гибкость)

Забавные омонимы

Что я могу сказать о себе хорошее?

Делаем вместе

6

Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышления

Развитие умения дифференцировать чувства

Слово в зеркале

Подберите синонимы и антонимы

Отгадайте чувство

7

Рефлексия собственных чувств

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие мышления (установление сходства, противоположности, различия)

Что я чувствую?

Найдите фигуры

Одинаковые? Противоположные? Разные?

8

Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков)

Развитие умения различать эмоциональные состояния

Ошибки в изображениях

 Существенные и несущественные признаки

Такие разные лица

9

Различать виды вербальных реакций

Развитие внимания (устойчивость)

Развитие мышления (гибкость)

Развитие вербального мышления

Какие слова легче

Стенографы

Замените символы цифрами

Объясните поговорки

10

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие вербального мышления

Развитие умения различать виды поведения

Найдите фигуры

Понимание пословиц

Какое бывает поведение?

11

Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышления

Познание своего поведения

Вид комнаты сверху

 Понимание пословиц

Я узнаю себя

12

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла)

Развитие умения различать виды поведения

Найдите фигуры

Выразите разными словами

Кто это?

Делаем вместе

13

Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности)

Развитие вербального мышления (определение понятий)

Развитие умения различать разные формы поведения

Делаем вместе

Какое это понятие?

Как попросить и отказать

14

Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (сравнение понятий)

Развитие умения различать разные формы поведения

Найдите лишнюю фигуру

Сравниваем понятия

Вылепите фигуру

15

Развитие внутреннего плана действия

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

Развитие эмоциональной сферы

Муха

Сравниваем понятия

Как преодолеть плохое настроение?

16

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

Развитие умения различать виды поведения

Найдите фигуры

Сравниваем понятия

Какое бывает поведение?

17

Развитие внимания (устойчивость)

Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

Развитие умения различать виды поведения

Стенографы

Дополните до куба

Сравниваем понятия

Кто это?

18

Развитие воображения

Развитие логического мышления (деление понятий)

Рефлексия собственных личностных качеств

Придумайте предметы

Разделите понятия

Говорящая надпись

Всего: 18 часов

Библиографический список

  1. Айзенк X., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка./Пер. с англ. М., Изд-во ACT, 1998.
  2. Асмус В.Ф. Логика. М., Гос. изд. полит, литературы, 1947.
  3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития./Пер. с англ. М., Когито-Центр, 2000.
  4. Бескина P.M., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе. Книга для учителя. М., Просвещение, 1993.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М., 1988.
  6. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения./Под ред. А. В. Петровского. М., Педагогика, 1979. Т. 2.
  7. Вообрази себе: Поиграем - помечтаем. М., НВК «Центр Эйдес», б/г.
  8. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М.-Л., 1967.
  9. Граник ГГ., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М., Педагогика, 1991.
  10. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., Педагогика, 1985.
  11. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Уч.-метод. пособие для учителей. М., Интерпракс, 1994.
  12. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. С.-П., Дельта, 1999.
  13. Когаловский С.Р., Шмелева Е.А., Герасимова О.В. Путь к понятию (от интуитивных представлений к строгому понятию). Иваново, 1998.
  14. Коган Н. Чему учит физика // «Школьный психолог», 2000, № 11.
  15. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
  16. Левитес Д.Г. Как остановить маятник // «Мир образования - образование в мире», 2001, № 1.
  17. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М., Луч, 1995.
  18. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в начальной школе //«Начальная школа», 1998, № 36, 45; 1999, № 2, 5, 21, 28, 34; 2000, № 3, 5, 33, 36.
  19. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М., Педагогическое общество России, 2000.
  20. Лубовский Д.В. Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, Деловая книга, 1998.
  21. Менчинская Н.А. Вопросы мышления в работах К.Д. Ушинского // Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.- Воронеж, 1998.
  22. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка // Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М- Воронеж, 1998 б.
  23. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет./ Под ред. И.В. Дубровиной. М., Педагогика, 1988.
  24. Практическая психология образования./Под ред. И.В. Дубровиной. М., Сфера, 1997.
  25. Прихожан A.M. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, Деловая книга, 1998.
  26. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В. Дубровиной. М., Просвещение, 1991.
  27. Развивающие игры: знания и сообразительность. /Сост. А.А. Савина. С.-П., Дельта, 1998.
  28. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // «Вопросы психологии», 1988, № 3.
  29. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
  30. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства М., Педагогическое общество России, 1999.
  31. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... (Психологический практикум). Дубна, Феникс, 1997.
  32. Суворов О.В. Основы логики. /Учебное пособие. М., Аквариум, 1997.
  33. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971.
  34. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Изд-во полит, литературы, 1975.
  35. Теплова Л.И. Диагностика особенностей умственного развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Автореферат дисс. канд. психол. наук. М.,1998.
  36. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., Наука, 1979.
  37. Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия. Отдел IV. Первые уроки логики // Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 4. М.-Л., АПН РСФСР, 1948.
  38. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? Книга для учителя. М., Просвещение, 1987.
  39. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, Изд-во Томского ун-та, М., Барс, 1997.
  40. Цукарь Я.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. С.-П., Союз, 2000.
  41. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., Столетие, 1995.
  42. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., Столетие, 1997.
  43. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развития когнитивной компетенции обучающихся на уроках географии (на примере экономико-географической характеристики Испании)

Когнитивная (персональная) компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно п...

Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"

Выпускная работа, в которой изучаются  психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...

Занятие, направленное на развитие когнитивных процессов обучающихся

В занятиии использованы упражнения, напраленные на развитие концентрации внимания, на развитие опосредованного запоминания,на обучение связыванию мысленных образов с эмоциями....

Психологическая программа для эмоциональной саморегуляции обучающихся 1-11 классов

Цель: предоставление социально-психологической поддержки обучающимся  в процессе социального становления в целях профилактики аутоагрессивного поведения. Задачи:* предотвращать суицидальное ...

Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению м...

Развитие когнитивных способностей обучающихся.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейш...

Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модально...