«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке по теме
Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Обоснование технологии:
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок; опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет, хотя вокальные мышцы у дошкольников есть, и они функционируют. Я считаю, что недостаточно разработаны вопросы физиологии строения голосового аппарата дошкольников и отсутствует методическая база по этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для портфолио | 141 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи
1.Стимулировать творческую активность одаренных дошкольников, желание петь, танцевать, выступать на сцене.
2. Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
3. Побуждать детей к стремлению овладеть необходимыми вокально-хоровыми навыками,
4. Использовать танцевальное оформление песен.
5.Учить свободно чувствовать себя на сцене во время выступлений на концертах.
6.Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
7.Познакомить детей с современными авторами детских песен.
Обоснование технологии:
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок; опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет, хотя вокальные мышцы у дошкольников есть, и они функционируют. Я считаю, что недостаточно разработаны вопросы физиологии строения голосового аппарата дошкольников и отсутствует методическая база по этой проблеме.
Условия реализации технологии
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения, используя мониторинг по программе «Детство» с целью выявить детей с признаками одаренности.
1.Уровень развития чувства ритма и ритмической последовательности
2.Уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звука.
3.Степень развития ладово-гармонического чувства
Результаты педагогического наблюдения выражены в диаграммах №1,2,3
Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики) см. Мониторинг в д\с
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
Таким образом, среди детей старшей и подготовительных групп выявлено 15 детей со значительно выраженной музыкальностью.
Старшая гр.№6 - 4 чел.(20%)
Подготовительная гр. №2 – 6 чел.(30%)
Подготовительная гр. №12 – 5 чел.(28%)
Для детей с высоким уровнем развития музыкальности я организовала ансамбль «Бусинки», пользуясь принципами:
Методические принципы
1. создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии
2. - целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение ;
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
3. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач по изучению музыкального репертуара
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Этапы педагогической технологии
I Подготовительный
1. Исследовать степень музыкальной одаренности детей
2. Создать педагогические условия для развития творческого потенциала.
II Диагностический
Выявить детей с выраженной музыкальностью, используя тесты для диагностики «Мониторинг в д\с» по программе «Детство»
1.Уровень развития чувства ритма и способность адекватного восприятия ритмической последовательности (.фото №3)
а) прохлопать упр. «споем ладошками» детские песни
б) простучать ложками «Ритм» из сб. Каплуновой
в) сыграть на одной пластинке металлофона заданный ритм
г)Прослушать три мелодии и отгадать какой ритм я прохлопаю.
2.Уровень сформированности звуковысотного чувства (диапазон), и по показателю – определение направление мелодии
1. «Кот и котенок потерялись в лесу» (промяукать заданные звуки)
2. «Музыкальные отгадки».
а) использование карточек
б) металлофона
- Степень развития ладово - гармонического чувства и чувства завершенности музыкальной мысли
- «Два гномика грустный и веселый» -определить в каком порядке будут исполнять созвучия веселый и грустный гномик пример: d-moll D- dur
- «Угадай, какая мелодия спряталась раньше времени, а какая звучит до конца.
III Практический
В своей работе я придерживаюсь мнения, что своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у детей будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.
Учитывая эти особенности возраста, в своей работе я использую адаптированные, а также собственные упражнения и задания для развития певческих и творческих способностей дошкольников.
Работа над певческими навыками
С детьми изучаем нотную грамоту
поем несложное сольфеджио, индивидуально
и подгруппами для чистоты интонирования, а также для стройности и ансамбля.
Работаю не только над певческими способностями, организовав ансамбль «Бусинки , я добавила работу над движением под музыку, используя разминки Суворовой, а также эпизоды ее танцев.
Пение под караоке это не простой процесс, для этого изучаю песню в нотном сопровождении,
затем поем под фонограмму.
разучиваем движения подтанцовки (часто дети сами предлагают варианты движений)
и лишь затем предлагаю пение под (-)
Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара.
Это современные детские композиторы: Ан.Варламов, Ал. Кудрешов., а так же назабываемые песни Шаинского, Э…
В репертуаре ансамбля целый блок песен патриотического содержания. Это песни о России, Петербурге, о мире, счастливом детстве.
Подготовка сольных номеров, для концертных программ, и досуговых мероприятий
Для ансамбля «Бусинки» с помощью родителей сшиты костюмы, яркие и красочные, что является большим стимулом для участников.
Работая с одаренными детьми, всегда оставляю место импровизации, творчеству. Только при таком условии можно понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи. Для этого активно провожу музыкально-педагогическую пропаганду среди родителей и педагогов, выступаю на собраниях, консультирую педагогов по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей, охране голоса.
IV Результативный
- Повышенное эмоциональное удовлетворение детей от личного и коллективного музыкального творчества..
- Участие в выступлениях перед сверстниками в д\с, и в других образовательных учреждениях.
- Принимали участие в детских музыкальных конкурсах: районный конкурс «Весенняя капель», Всероссийский заочно-дистанционный конкурс «Страна Талантов», международный фестиваль «Славянской письменности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми дошкольного возраста в рамках интеграции основного и дополнительного образования
Тема одаренности достаточно актуальна в настоящее время. Для дальнейшего культурного, экономического, социального развития страны требуются яркие личности, умеющие принимать нестандартные решения. Гла...
Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.
В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....
Педагогический опыт «Использование технологии - лэпбук с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Физическая культура"»
В статье описывается опыт использования различных видов ЛЭПБУКА в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ...
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одаренность – конечно дар,Богом данный, данный свыше.Одаренность – это огонь,Не гаси, поддержи его, слышишь?Одаренность – пытливый ум,Почемучка еще с пеленок.Одаренный – филосо...
Современные педагогические технологии при работе с одаренными детьми
В данной работе я поделилась опытом совей работы с одаренными детьми....
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе уч...