Психологические игры для обучающихся в начальной школе
методическая разработка по психологии на тему

Кузьмина Елена Юрьевна

Занятия на развитие психических процессов для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskie_igry_dlya_nachalnoy_shkoly.docx117.63 КБ

Предварительный просмотр:

Большая психологическая игра

для обучающихся  начальной школы

1 класс  -  «Полёт в космос»

ХОД ИГРЫ:

I. Приветствие

Ведущий.   Ребята, я вас приветствую и предлагаю совершить полёт в

                   космос. Скажите, какими качествами должен обладать

                   космонавт. Что он должен знать, что уметь?

II. Подготовка к полёту

Ведущий.   Перед тем  как отправиться в полёт, нужно хорошо

                   подготовится. Я проверю, что вы знаете про космос.

Викторина:   За правильный ответ жетон - звездочка.

-  Как зовут первого космонавта? Когда он побывал в космосе?

-  Как называется наша планета?

-  Какая ближняя к нам звезда?

-  Какие вы знаете планеты солнечной системы?

-  Спутник Земли?

-  Какие животные  побывали  в космосе?

   (мыши, крысы, тараканы, пчелы, лягушки,  собаки, обезьяны).

Загадки:

  • Смело в небе проплывет, обгоняя птиц полет.

        Человек им управляет.  Что такое?                                  /самолет/

  • Над домами у дорожки висит кусок лепешки.                  /луна /
  • Светит, сверкает, всех согревает.                                  /солнце/
  • Голубой платок,  алый клубок,

          По платку катается, людям улыбается. Что это?          /Небо, солнце /

  • Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется.

                                                                                /Луна, солнце/

  • Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.

          Только выпустит хвост, понесется до звезд.                  /ракета /

III. Основная часть.

1. Упражнение на развитие воображение  

(составление летающих  аппаратов из геометрических фигур)

-   Экипажи полетят в космос на различных космических   аппаратах.

   

2. Упражнение на развитие внимание

Ведущий.   Внимание!

-   Всем приготовиться к запуску!

-   Есть приготовиться к запуску!

-   Пристегнуть ремни!

-   Есть пристегнуть ремни!

-   Запустить двигатель!

-   Есть запустить двигатель!

-   Включить контакты!

-   Есть включить контакты!

-   5,4,3,2,1 - пуск!

-   Ура! Ура! Ура! ( Музыка)

 - Мы оторвались от нашей планеты Земля. Следите за стрелками приборов.  

   Стрелки - это мои и ваши руки. Повторяйте движения за мной.

3. Упражнение на развитие  мышление

Ведущий.   Нашим космическим аппаратам нужно проложить маршрут  

                   Полёта, для этого нужно хорошо знать понятия «верх – низ»,

                   «право – лево».  Я диктую маршрут, вы его прокладываете на                          бумаге.

4.  Упражнение на развитие памяти

Ведущий.   Мы летим далеко и видим в иллюминаторы различные

космические тела: звёзды, планеты, спутники, астероиды.   Нужно всё запомнить. Я показываю картинку с предметами. Вам нужно запомнить и нарисовать.

Р

5.  Игра «Неожиданный объект»

 Ведущий.    На пути нам встречаются НЛО, чтобы их облететь, нам нужно знать их площадь. Под каждой фигурой положить карточку с нужным числом (каждой команде дается несколько фигур и цифр).

                                                           

Игра «Летает – не летает»

Человек, птица, самолёт,, облако, велосипед, НЛО, грузовик,  ракета, вертолёт, катер,  машина.  

6. Игра «Космическая школа»

  Ведущий.   Чтобы в космической экспедиции справиться со всеми трудностями, надо в школе на Земле хорошо учиться. Возможно, на других планетах далеко - далеко от Земли есть тоже разумные существа - инопланетяне. И они тоже обучают своих детей. Давайте представим, что мы попали в такую школу.  Чему же там учат? Оказывается, тоже решать примеры и задачи.

Задания по экипажам.

1. Реши примеры.  Вставь нужный знак вместо звездочек.

4 * 1= 5              4 * 1= 3              7 * 1= 6              7 * 1= 8

2 * 2= 4              4 * 2= 2              9 * 2= 7              5 * 2= 7

2. Решите задачи.

-  На космодроме стояло 5 ракет, две ракеты улетели.

   Сколько осталось ракет?

-  Мальчик увидел в небе 3 звезды, а потом еще две.

   Сколько всего звезд увидел мальчик?

V.  Возвращение.  Творческое задание.

Ведущий.   Наш полёт прошёл успешно, возвращаемся на Землю.

                 Нарисуйте ракету в космосе.

2 класс - «Космическое путешествие»

ХОД ИГРЫ:

I. Приветствие

Ведущий.   Первый полёт в космос совершил один человек. Как вы  

                    думаете, ему было трудно? Что он испытывал?

                  Сейчас вокруг Земли летают уже целые космические дома, в  

                    них  живут и работают экипажи из разных стран помногу

                   месяцев.

II. Подготовка к полёту. Деление на экипажи. (по рядам)

Ведущий.   Перед тем  как отправиться в полёт, нужно хорошо

                   подготовится. Я проверю, что вы знаете про космос.

Викторина:   За правильный ответ команде жетон - звездочка.

-  Как зовут первого космонавта?

-  Когда он побывал в космосе?

-  Сколько времени длился полёт?

-  Как называется наша планета?

-  Какая ближайшая к нам звезда?

-  Какие вы знаете планеты солнечной системы?

-  Спутник Земли?

- За сколько времени Земля сделает полный оборот вокруг Солнца?

-  Какие животные  побывали  в космосе?

   (мыши, крысы, тараканы, пчелы, лягушки,  собаки, обезьяны).

Загадки:

  • Что за птица: песен не поет,

           Гнезда не вьет, людей и груз везет?  /самолет /                 /самолёт /

  • Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.

            Только выпустит хвост, понесется до звезд.                  /ракета /

  • Он в безбрежном океане  туч касается крылом.

            Развернется - над лучами,  отливает серебром.          /самолет /

  • На черный платок  просыпано просо.

            Пришел петушок, а склевать - то не просто.                 /звезды/

  • Рогатый, а не бодается.                                          /месяц/
  • Ну- ка, кто из вас ответит,  не огонь, а больно жжет.

           Не фонарь, а ярко светит,  и не пекарь, а печет?         солнце/

III. Основная часть.

1. Упражнение на развитие внимание

Ведущий.   Внимание!

-   Всем приготовиться к запуску!

-   Есть приготовиться к запуску!

-   Пристегнуть ремни!

-   Есть пристегнуть ремни!

-   Запустить двигатель!

-   Есть запустить двигатель!

-   Включить контакты!

-   Есть включить контакты!

-   5,4,3,2,1 - пуск!

-   Ура! Ура! Ура! ( Музыка)

 - Мы оторвались от нашей планеты Земля. Следите за стрелками приборов.  Стрелки - это мои и ваши руки. Повторяйте движения за мной.

2. Упражнение на развитие  концентрации внимания  и мышления

Ведущий.  Игра «Найди слова». На доске написаны слова, в каждом из            

                   которых  нужно отыскать другое,  спрятавшееся в нем, слово.

СМЕХ

КОСА

ВОЛК

ЗУБР

УДОЧКА

МЕЛЬ

УКОЛ

ДОРОГА

ОЛЕНЬ

Ведущий.   В полёте могут произойти непредвиденные ситуации, нужно

                   быть к ним готовым.

Игра    «Полет»

При команде «Метеорит слева» все дружно наклоняются вперед вправо, чтобы избежать удара, «Метеорит справа» — наклон влево. Команда «Горючее» означает, что нужно глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего: «Невесомость» — взяться всем за руки, чтобы не улететь; «Перегрузка» — наклониться вперед.

3.  Упражнение на развитие памяти

Ведущий.   Мы летим далеко и видим в иллюминаторы звёзды. Они нам кажутся, как маленькие точки. Я буду вам показывать карточки со звёздочками, а вы должны на своих листках поставить точки там же, где и у меня.

 Игра «Летает – не летает»

Самолёт, поезд, воздушный шар, мяч, летающая тарелка, вездеход, корабль на воздушной подушке,  ракета, вертолёт, подводная лодка, планер, парашют, автобус.  

V.  Возвращение.  Творческое задание.

Ведущий.   Наш полёт прошёл успешно, возвращаемся на Землю.

                 Нарисуйте НЛО.

3 класс - «Мы летим к другим планетам»

ХОД ИГРЫ:

I. Приветствие

Ведущий.   Ребята, после первого полёта человека в космос, миллионы мальчишек и девчонок мечтали полететь в космос, и не только вокруг Земли, но и за пределы Солнечной системы. Подумайте, какими знаниями и умениями должен обладать будущий космонавт.

        Школьники записывались в спортивные секции, занимались в технических кружках, много читали, чтобы больше знать, развивать ум, внимание, память.

« Полет в космос»

Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости наших ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас

И вот мы к полету готовы сейчас.

Скомандует диктор  «Внимание, взлет!»

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна.

Чтоб ты не скучала все время одна.

Таинственный Марс, подожди нас

                                        чуть - чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

 

Нашим ученым дороги ясны,

Будут в космической мгле.

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Положим дороги к далеким мирам,

В ракетах к Луне полетим.

И если мы встретим

ровесников там.

То в гости к себе пригласим.

Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела, не пойдут.

Космонавты растут среди нас.

Но без знаний на Марс не возьмут.

II. Подготовка к полёту

1. Деление на команды. Название команд.

2. Слайды про космос.

III. Основная часть.

1. Упражнение на развитие памяти

Инструкция: Я показываю картинку «Встреча двух инопланетян». Запомните и постарайтесь нарисовать точно также.

 

2. Упражнение на развитие  мышление «Исключи лишнее»

Инструкция: Выберите из трёх слов одно лишнее.

По  цвету:

апельсин, киви, хурма

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата

По  форме:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка

труба, холодильник, шкаф

По  величине:

бегемот, муравей, слон

телевизор, карандаш, ложка

бактерия, микроб, муравей

По  материалу:

банка, сковорода, стакан

альбом, тетрадь, ручка

колесо, телефон, мяч

По  вкусу:

конфета, картошка, варенье

торт, мороженое, селёдка

лимон, апельсин, ананас

По  весу:

вата, гиря, штанга,

мясорубка, пёрышко, гантели

курица, петух, цыплёнок

3. Упражнение на развитие внимания и мышления

Инструкция:  Начерти таблицу из 9 частей и выполни задания.

  1. В центре нарисуй солнце.
  2. Запиши 3-ю букву в слове «Сатурн»
  3. Полёт длился 1 час 48 минут. Сколько это минут? Запиши.
  4. Нарисуй половину круга.
  5. Чем кончается «день» и «ночь»?
  6. Что есть у кометы? Запиши.
  7. Нарисуй лицо инопланетянина.
  8. Марс – самая удалённая от Солнца планета. Если верно, то напиши «ДА»,  если не верно, то «НЕТ».
  9. Как называется аппарат, который передвигается по спутнику Земли?

ХВОСТ

   Ь

луноход

  Т

НЕТ

 108

4. Игра «Космическая школа»

С какой буквы начинаются  названия планет?  

Придумай слово с той же буквы.

IV.  Возвращение.  Творческое задание.  

      Нарисовать встречу землян с инопланетянами.

4 класс -  «Космический полёт»

ХОД ИГРЫ:

I. Приветствие

Ведущий.     Ребята, я вас приветствую и предлагаю совершить уникальную  

                     прогулку по космическому пространству.

Деление на команды (по рядам)

Название команды

Установка. Чтобы полёт прошёл успешно, нужно уметь работать и самостоятельно и в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у нас все получится!

П. Подготовка космонавтов

Ведущий.  Полет в космос требует специальной подготовки. Итак, начнем подготовку в космонавты. Какими качествами должны обладать космонавты?   (Участники получают карточки с отрицательными чертами

                          характера и находят противоположные)

1. Упражнение «Противоположности»

слабый

глупый

ленивый

скучный

лживый

неуверенный

жестокий

ненадёжный

тревожный

замкнутый

Упражнение «Лица»

Цель: тренировка умения распознавать эмоциональные состояния.

Ведущий поочередно предъявляет группе карточки с изображением лиц. Задача участников группы — угадать, какое эмоциональное состояние у изображенного на картинке. Ведущий задает уточняющие вопросы:

«Почему вы считаете, что ему... грустно, весело, он расстроен?» И прочее.

Для этого упражнения необходимо заранее заготовить карточки, изображающие разные эмоциональные состояния.

2.  Упражнение «Минута внимания»

Цель: тренировка внимания.

Участники на листе  бумаги чертят таблицу, разделённую  на 9  клеток.

Ведущий. Вам надо быть очень внимательными. Я буду говорить, что надо сделать, а вы в точности должны это выполнить. Задавать вопросы нельзя. Вы должны работать тихо! Полученный вами в результате рисунок сверим с моим. Начинаем! Полученные работы сверяются с образцом

12

ДА

Белка

и

Стрелка

Луна

Сатурн

1 год

М

1. Дата, когда был совершён первый полёт в космос.

2.  Спутник Земли

3.  Планета с кольцами. (из чего эти кольца)

4. Вечнозелёное дерево

5. Первая буква названия планеты, которая ближе всего к Солнцу

6. Клички собак, побывавших в космосе

7. Венера находится к Солнцу ближе, чем Земля. Если верно, то напишите

   «ДА», если не верно, то «НЕТ».

8. Если Солнце звезда, то нарисуйте звёздочку, если планета, то круг.

9. Земля делает оборот вокруг Солнца за 1 день, если верно, то поставь «+»,

    если нет, то напишите, за какое время.                                                                                                                                                  

IП. Полёт

3.   Упражнение «Составь рассказ»

Цель:  проверка мышления.

Составить рассказ из разрозненных предложений.

1 команда

  Первым человеком, совершим полёт в космос на ракете «ВОСТОК»,  

  был  советский человек  –   Ю.А. Гагарин.

  Его полёт 12 апреля 1961 года  длился всего 1 час 48 минут.

  Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое  

  время  находился в космосе.

  Были придуманы космические дома  - орбитальные станции.

  На космических станциях живут и выполняют работу экипажи из разных

  стран и внутри станции и в открытом космосе.

-  Назовите первую женщину – космонавта.                          (В Терешкова)

-  Первый космонавт, который вышел в открытый космос.         (Леонов)

-  Как называется космодром?                                         (Байконур)

2  команда

  В необъятных просторах космоса вращается наша планета Земля.

  Она одна из планет Солнечной системы.

  Земля  представляет собой огромный каменный шар, большая часть  

  поверхности   которого покрыта водой

  Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой

  Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг

  своей    оси и вокруг Солнца.

-  Перечислите планеты Солнечной системы.

-  Какая по счёту Земля от Солнца?

-  За какое время Земля облетит вокруг Солнца?

3  команда

  Солнце – ближайшая к Земле звезда.

  Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они

  находятся очень далеко.

  На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный  

  нашему  солнцу, который излучает тепло и свет.

  Звезды бывают разными по размеру, по температуре.

  Созвездие – это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру.

-  Что ближе к Земле Солнце или Луна?

-  Что такое Луна?                                (спутник Земли)

-  Какие вы знаете созвездия?                  (из какого ковша нельзя напиться?)

4.  Упражнение «Запомни»

Цель: тренировка зрительной памяти

Показывается на определённое время карточка с нарисованными значками. Нужно их нарисовать в определённых клетках.

   

IV. Итог.

Упражнение «Полет»  

Д/З  Рисунок «Космический пейзаж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица (игра по станциям для начальной школы)

Переработала найденный в интернете материал и сделала свою игру по станциям на Масленицу.На некоторых станциях, прежде чем приступить к испытаниям и проверки силы и смекалки малышей, скоморохи рассказ...

Подвижные игры на уроках в начальной школе

Разработка подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе...

Приобщение к игре на свирели в начальной школе.

Знакомство с историей возникновения духового инструмента. Обучение игре на свирели, а именно звукообразованию, дыханию, особенностям и трудностям интонирования, а так же развитие памяти,...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»...

Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....

Авторская разработка Игра –викторина для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения «Школа весёлого Светофоркина»

Материал: дорожные знаки, разрезанные картинки светофора, сигналы светофора(кружки), картинки видов транспорта.  Цели:    1. Закрепление теоретических знаний учащихся по ...