Психологический комфорт на уроках в начальной школе
методическая разработка по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт на уроках в начальной школе
В традиционной педагогике центром учебного процесса является учитель, передающий детям знания, формирующий у них умения и навыки, без которых немыслима современная жизнь.
Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.
«Комфорт — условия жизни, требования, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» - Ожегов (словарь).
Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.
Учителю необходимо иметь:
- достаточно высокий уровень профессионального мастерства,
- педагогический такт,
- чувство меры,
Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
- педагогическая интуиция,
- внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос.
- дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
«Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу ребенка только тогда, когда
оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, желания «распечь», «пробрать». ... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать» - пишет Сухомлинский.
- грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.
Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.
В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия.
Я вспоминаю одну фразу: «Дети — это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, дети — это факел, который нужно зажечь». И мы можем зажечь этот факел, ведь цель нашей работы — это воспитание личности, личности активной, любознательной, раскрепощенной и самодостаточной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности
В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...
Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...
Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...
"Создание психологического комфорта на уроке"
Мастер-класс...
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
Здоровье сберегающие технологии на уроках математики для обучающихся с ОВЗ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
Обобщение опыта работы с детьми ОВЗ...
семинар "Психологический комфорт на уроке":; урок геометрии "Подобие фигур"; презентация к уроку "Подобие фигур"
Разработка данного материала может использоваться педагогами для проведения психолого-педагогического семинара.Разработка содержит задания, выполняемые учителями в процессе проведения семи...