Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».
статья по теме
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема
«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Очень образно этот процесс описали А. Эйнштейн «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Основанием преемственности может стать — формирование умения учиться. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Каковы же причины возникновения проблем?
1. Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
И их возможностях;
2. Иногда наблюдается несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
3. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
4. Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
Многолетние исследования показывают, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями
5. Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
6. Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя.
7. Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
8. Существенное изменение родительского отношения к школе:
По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:
- посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
- регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
- Родительское собрание- «Впереди у вас – 5-ый класс»
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
- Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
- Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5го класса.
Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.
Для определения уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся проведена диагностическая работа по оценке читательской грамотности в 5 классах.
Задачи работы – установить уровень овладения ключевыми умениями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Кл. | кол-во учащ | успешность выполнения работы (средний % от максимального балла за всю работу) | Уровень достижений ( количество учащихся). | |||
Недостаточный | пониженный | повышенный | базовый | |||
5а | 28/25 | 57 | - | 8 | 6 | 11 |
5б | 28/24 | 53 | - | 6 | 4 | 14 |
5в | 26/24 | 54 | - | 6 | 2 | 16 |
5г | 31/30 | 59 | 1 | 4 | 6 | 19 |
113 103 | 56 | 1 | 24 | 18 | 60 |
В предложенной таблицы виден уровень сформированности метапредметных результатов и овладения ключевыми умениями.
Работа с текстом:
Диагностировалось умение сопоставлять, сравнивать предложенные тексты; анализировать их.
Умение выделять главную информацию;
Умение обосновывать свой выбор.
уровень сформированности у учащихся навыков осознанного чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, используя знания по математике, русскому языку и окружающему миру.
Одним из важных условий успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю является соблюдение преемственности при проведении уроков. Для этого существует практика посещения учителями начальных классов уроков в средней школе. Процесс реализации нового стандарта проявляется главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся
Посещение уроков показало, что учителя, работающие в 5-ых классах, знают психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста. Используемые методы обучения позволяют реализовать цели урока. Для нормализации учебной нагрузки педагоги практикуют разноуровневое тестирование, работу в парах, групповые формы работы, используют дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся. Большинство учащихся активны, организованны. Учителя знают детский коллектив и управляют им. Следует отметить доброжелательность учителей по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок.
Организованы действия учащихся по принятию цели урока. Учитель использует формы познавательной деятельности, позволяющие обеспечивать: а) сотрудничество учителя и учащихся; б) включение каждого ученика в деятельность.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Анализируя уроки с учетом требований ФГОС, приходится констатировать, что затруднения у учителей возникают на этапах построения проекта выхода из затруднения, использования критериального оценивания как способа достижения планируемых результатов обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности и развития. преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность , как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
1. Требования к результатам Что такое преемственность Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании . Требования к результатам – это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
1. Требования к результатам Преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
1. Требования к результатам Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»
1. Требования к результатам Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
- ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию. Программа формирования УУД включает в себя:
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов
УУД в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка НОО ООО обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты НОО ООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие ребования к результатам Цель НОО Цель ООО учить ученика учиться учить ученика учиться в общении
Личностные результаты Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты Определены с учетом содержания учебных предметов Планируемые результаты
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
1. Требования к результатам Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ. КЛ. КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛН. РАБОТЫ НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ. ПОНИЖЕНЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 5А 28/25 57% - 8 6 11 5Б 28/24 53% - 6 4 14 5В 26/24 54% - 6 2 16 5Г 31/30 59% 1 4 6 19 113 103 56% 0.9% 24/ 23.3% 18/ 17,4 60/ 58.2
2. Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО. 3. Задачи педагогического коллектива в период адаптации пятиклассников. 4. Содержание: 1 этап - предварительный : 1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД , соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения; 2. Составление психологической характеристики классного коллектива; 3. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями; 4. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе; 5. Анализ уровня здоровья учащихся. Программа работы по преемственности между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО- ФГОС ООО Актуальность
2 этап – основной: Входная диагностика ЗУН, УУД; Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов , с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС; 3. Выявление организационно – психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации; 4. Адаптационный тренинг; 5. Родительские собрания с участием учителей.
3. Заключительный этап: Анализ итогов обучения в 5 классе; Подведение итогов работы по преемственности, определение трудностей в развитии учащихся; Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями. 5. Предполагаемые результаты . 6. Планирование деятельности:
№ Мероприятие Цель проводимого мероприятия Сроки проведения Ответственный за проедение Выход 1. Входная диагностика ЗУН Определить степень устойчивости ЗУН за курс начальной школы 3 неделя сентября руководители ШМО Анализ, коррекционная работа с учащимися
Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Наглядный материал по данной проблеме...
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
для учителей, которые начинают работу в 5 классе...
статья "Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено."
Трудности, которые используют дети при переходе из начальной школы в среднее звено....
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»
В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...
Приемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Приемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено...
Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...