Использование малых форм фольклора на занятиях в социально-реабилитационном центре
методическая разработка по психологии на тему

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_malykh_form_folklora.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района

Использование малых форм фольклора

на занятиях в социально-реабилитационном центре

        

                                                                                      Подготовила:

                                                                                      педагог-психолог

                                                                                      Черкашина О.Е.

2014 г.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.               Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

        Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

        Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Изучая малые поэтические фольклорные формы, ребёнок  овладевает навыками правильной речи.

        Во время проводимых  занятий замечаем живой интерес подростков к традициям прошлого и их познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, потешные, докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

             На занятиях проводится систематическая работа  по приобщению воспитанников к русской народной культуре, во время которых создаётся обстановка общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким, взрослым, привязанности к сверстникам.

        Детям, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, на занятиях мы продолжаем приобщать к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, широко используем фольклор во всех его проявлениях, это - пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д.

Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также  немаловажную роль для детей играют забавы и развлечения, проводимые в центре.

Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни ребёнка во всей их целостности и многообразии.

        Работая с детьми, заметно, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.  Вывод  таков, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.  

В работе с детьми используем следующие виды фольклора:

  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

  • Заклички – стихотворное обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

  • Голосянки – это своеобразное, голосовое упражнение – соревнование, вытягивание на одном дыхании гласного звука в конце стихотворения.

  • Пословицы - малая форма народного фольклора, поэтического творчества. Грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, несущее обобщённую мысль, вывод в ритмически организованной форме.

  • Поговорка  - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.

  •  Скороговорки   - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

  • Докучные сказочки - это короткие шуточные, весёлые сказки,  у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Все эти виды фольклора способствуют развитию внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

  На занятиях  используется детский фольклор в следующих  видах деятельности:

- в наблюдениях;

- в беседах;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

 

Подвижные игры, проводимые на занятиях развивают у детей быстроту движений, ловкость, сообразительность. В таких играх часто используются  заклички, например:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

                    (игра «Стадо»)

Бывают такие воспитанники, которых трудно заставить молчать во время занятий и тогда на помощь  приходит «Молчанка», в которой ребенок, проговорив последнее слово, должны замолчать.

Здесь мы используем попевочку: 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы с тобой играть

Не три ночи, а три дня.

Заколдуй, колдун, меня!

Колдуну - колдовать,

А тебе - молчать!

Дети любят упражнения, в которых они самореализовываются, показывают себя. Такие упражнения  ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

      В своей работе использую упражнения  на развитие мелкой моторики, это такие движения как:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

         Также дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

-Пойди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

-Могу песни я петь!

        Следующий элемент фольклора - докучные сказочки, дразнилки. Докучные сказки применяем не только ко всем детям, но и для одного ребёнка, дл того чтобы поднять эмоциональный фон воспитанников.
Например, докучная сказка.


- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Кожух нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты у меня его взял?
- Взял.
- Так, где он?
- Что?
- Да кожух.
- Какой?
- Мы с тобой шли?
- Шли...
И так до бесконечности.. .
Докучные сказки потому докучные, что ими докучают...

Для организации детей в начале занятия применяем скороговорки.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Детский фольклор помогает в работе всем специалистам центра, которые используют фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для развития детей.

Игры с народным словом нужны особенно музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Материалы к уроку в 5 классе « Малые формы фольклора. Загадки».

Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.Цель урока: знакомство с происхож...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

план-конспект урока по русскому языку по теме « Малые формы фольклора. Загадки».

План-конспект урока по русскому языку  по теме « Малые формы фольклора. Загадки».Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских...

Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи

Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...