Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования малых форм русского народного творчества
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования малых форм русского народного творчества
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. Сухомлинский
«Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам» - сказал в своё время Ж.-Ж. Руссо. Наверное, поэтому в дошкольном образовании работают именно женщины, которые не только согревают детей своей душевной теплотой, окружают их любовью, но и дают им первоначальные знания об окружающем и являются проводниками в мир. А наши помощники - это знание, опыт и стремление совершенствоваться в соответствии с духом времени.
Поэтому моё педагогическое кредо: Двигаться вперёд, и не останавливаться на достигнутом.
Опытно-экспериментальная работа, участником которой я являюсь, способствует моему профессиональному росту, и проблема, которой мы занимаемся, - формирование позитивного отношения детей к миру как средство их успешной социализации, - заставляет искать эффективные средства и способы для её решения. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали многие авторы от Эльконина до Пиаже.
Но трудности восприятия общества всегда возникают у любого ребенка – и здорового, и с ОВЗ - в силу отсутствия социального и жизненного опыта. А к нам поступают дети особые: без навыков самообслуживания, без речи, без каких-либо способностей не только общаться, но и показать свои части тела, кивком головы или жестом своё отношение к чему-либо или желание получить что-то. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как важными источниками развития растущего человека.
Конечно же, такие дети не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети, настолько отстающие в развитии.
Динамика распространенности умственной отсталости характеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм. В Российской Федерации на конец 2005 г. число больных-инвалидов, страдающих умственной отсталостью, составило 33,9 %, доля детей-инвалидов - 25,5 % (Дмитриева Т. Б., 2008).
Для плодотворного общения педагога и детей очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта, что и является первоначальной задачей. Актуальность ее усиливается тем, что у наших детей (в силу их проблем и заболеваний) очень ограничен круг окружающих людей и нет социального опыта в общении с чужими людьми.
Эта задача решается продуктивнее при использовании таких средств, как, например, общение с игрушкой. В нашей группе детей встречает клоун Тяпа, которого хорошо воспринимают дети. От его имени и начинают строиться взаимоотношения с педагогом и детьми.
В этом процессе важна тесная взаимосвязь воспитателя и дефектолога. Мы работаем по одной программе, в одном ключе, используя одни и те же подходы и методы при взаимодействии с детьми.
Получая знания на занятиях с дефектологом, дети в группе с воспитателем закрепляют их на занятиях и в повседневной жизни, в режимных моментах.
И во всех режимных моментах присутствует наш друг – клоун Тяпа.
Он провожает своих ребят на занятия учителя-дефектолога и встречает после них. Например: Дети машут ему ручкой и говорят: «До свидания, пока, Тяпа!», уходя и приветствуют его, возвращаясь: «Здравствуй» или «Привет!», Тяпа!». А Тяпа всегда «радуется» при встречи с ребятами: «машет» рукой, «проговаривает» слова приветствия и «подаёт» руку.
Наш Тяпа «знает» много песенок, потешек, считалок, которыми сопровождает пребывание малыша на протяжении всего дня.
Доступные нашим детям считалки:
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
— Раз, два, три,
В этот счет выходишь
В ходе своей работы мы обязательно применяем также и фольклор, как одно из главных средств для побуждения детей к проявлению голоса и формирования речи, и для воспитания положительных эмоций у детей со сложными дефектами, а главное - желания сотрудничать с педагогом.
Фольклор – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нём. Кроме того, он неисчерпаемым является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. В нашей работе малые формы русского народного творчества помогают: прививать у детей интерес к стихотворной речи, музыке; формировать чувство ритма и умение сопереживать герою и друг к другу; развивать интерес к народным музыкальным инструментам; воспитывать эмоциональную отзывчивость. В соприкосновении с народным творчеством дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную деятельность, проявить свои возможности в пении и танце, получить радость.
Наиболее доступными для детей со сложными дефектами являются малые формы фольклора. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки, которые рождены народной педагогикой и проверены вековым опытом.
Именно они развивают и поддерживают в детях радостные и грустные, весёлые и спокойные эмоции, побуждая к проявлению звуковых реакций, звукокомплексов, а в дальнейшем - формированию речевых навыков, способствуя гармонизации состояния ребенка.
Дети пришли в группу не привыкшие трудиться, а обучение – это для них труд. Чтобы вызвать положительное отношение к занятиям, желание вступать в совместную деятельность, необходимо создать соответствующую обстановку. В этом нам (мне и воспитателю) помогает использование малых фольклорных форм.
Дети хорошо откликаются на потешки, приговорки, колыбельные песенки, которые погружают их в светлый уютный мир.
Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов в развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Воспитатель занимается самыми прозаическими делами: одевает, кормит, причёсывает, укладывает спать, успокаивает.
Во время всех этих действий педагог старается не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напевает потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.
На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ромочка хороший,
Ромочка пригожий….
Он по лугу едет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают.
Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду:
“Поехали – поехали по ровненькой дорожке
По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам
Все прямо и прямо”.
Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях,
“А потом вдруг…..в яму! Бух!....”.
Ребенок смеется.
Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:
- У сороки – боли, у вороны – боли
А у моего хорошего, да у моего пригожего
Коленьки, голубчика, все заживи!
Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!
Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем!
Таня, Таня маленька
Танечка удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Таня, ножкой!
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая!
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Женя в тележке
Щелкает орешки.
Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками:
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Обуваясь на прогулку, дети слышат:
Вот они сапожки:
этот с левой ножки,
этот – с правой ножки,
если дождик пройдет,
не намокнут ножки!
Вечером дети играют, перевозбуждаются. Но вот, пора готовиться ко сну… Клоун Тяпу «входит» в группу и «запевает» колыбельную мелодичную песенку тихим голосом. Дети прислушиваются, успокаиваются. Мальчик М. поёт с Тяпой, затем мальчик О. пытается артикулировать и пропевать гласные звуки, а девочка А. старается выполнить движения губами, подражая пению клоуна. Движения детей становятся спокойнее, голос – тише. При систематическом использовании данного приёма у детей формируется стереотип поведения во время пения колыбельной песенки: они отвлекаются от игры, убирают игрушки и начинают готовиться ко сну.
Колыбельные песни – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей с ОВЗ, т.к. обогащают словарь ребенка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают их своим внешним видом. А положительные эмоции, связанные с тем или иным знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Народные песенки, потешки («Два весёлых гуся», «Ах, ты, Совушка – сова», «Петушок, петушок», «Рано-рано поутру», «Ладушки-ладушки!») представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей.
При формировании фонематического слуха, в процессе которого используются звукосочетания-наигрыши, повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём они используются на мотив народных мелодий и наигрышей.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зёрнышек.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Что ты громко поёшь,
Ване спать не даёшь?
Пчёлы гудут,
В поле идут.
С поля идут
— Медок несу
Зная, что наши дети с трудом переключаются с одного действия на другое, могут «зависать» на одном действии, каждое своё занятие я заканчиваю соответственно подобранной песенкой, которую проигрываю с детьми (по очереди с каждым, приемом «рука в руке») на детском пианино и пропеваю её. Сначала дети недоумённо смотрели на моё лицо, работу губ и голоса, затем стали радоваться этому действию, легко переключаться от проделываемой работы, с желанием подбегать к пианино, протягивая ручки, имитируя игру и произнося: «Ля-ля-ля», «А-а-а». А те, кто владеет речью в той или иной степени, – напевая слова песенки (которые уже запомнили после многократного повторения).
Всё это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его выразительность. Кроме того, успешно решается и поставленная задача формирования у детей позитивного отношения к миру.
Для более полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, мы применяем их в других режимных моментах с целью создания благоприятной эмоциональной развивающей среды: и во время умывания, и во время приёма пищи, и во время игр на прогулке, и в хороводах.
Теперь наши дети научились улыбаться при встрече, здороваться не только с клоуном Тяпой, но и со всеми взрослыми, работающими в детском саду, играть адекватно с пирамидкой, строительным материалом, машинками, куклами. А Тяпа стал любимым членом нашей группы, помощником педагогов и другом детей.
Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития детей с тяжёлыми дефектами. Намеченные планы и перспективы мы (воспитатели и учитель-дефектолог) решаем, работая в тесной связи, используя общие приёмы, методы и требования по отношению к детям, создавая мир доброты, фантазии и творчества, приносящий радость всем участникам педагогического процесса и взрослым и детям.
- Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2007г.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М., «Школьная Пресса», 2010 г.
- Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. – С. – П., «детство – Пресс», 2011 г.
- Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о времени у детей со сложным дефектом.
Формирование представлений о времени у детей со сложным дефектом....
Методическая разработка по индивидуальному направлению «Живое слово» (малые формы устного народного творчества).
Методическая разработка была создана для практической работы с детьми проживающими в отделении "Социальная гостиница" ГБУ КО Калужский СРЦН "Надежда" . Внедрена была в 2010 году, используется по...
Занятия художественным творчеством, как условие успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.
Рекомендации по организации занятий художественным творчеством для детей с ОВЗ....
Урок предметно- практической деятельности для детей со сложными дефектами в нестандартной форме по теме «Складывание из счётных палочек по картинке (дом, забор, дерево)».
Урок предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда для детей со сложными дефектами в нестандартной форме.Тема: «Складывание из счётных палочек по картинке (дом, забор, дер...
«Школьная форма вчера, сегодня, завтра» - формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим.
В младшем подростковом возрасте (12 – 14 лет) ребенок начинает осознанно относиться к своему внешнему виду. Многое в его внешности и фигуре часто кажется подростку неправильным и некрасивым. Под...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Автором рассматривается вопрос о формировании позитивных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами арттерапии. Обозначается значимая роль в выявле...
Организация управленческой и педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию у всех участников образовательного процесса.
В статье рассматриваются ключевые элементы деятельности коллектива школы по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию: разведение понятий оценка и отметка; открытость и прозрачность...