план-конспект урока по русскому языку по теме « Малые формы фольклора. Загадки».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План-конспект урока по русскому языку по теме « Малые формы фольклора. Загадки».Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.
Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок, развитие умения отгадывать и сочинять загадки, на примере загадок об олимпийских видах спорта расширить знания учащихся в данной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_uroku_zagadki_1.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку в 5 классе « Малые формы фольклора. Загадки».
Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.
Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок, развитие умения отгадывать и сочинять загадки, на примере загадок об олимпийских видах спорта расширить знания учащихся в данной области.
После определения загадок как жанра, работаем со статьей учебника, составляя опорный конспект:
Загадка = Краткость, конкретность, иносказательное + ритмичность, рифмованность,
описание предмета форма вопроса
Далее учитель предлагает учащимся материал о происхождении приставок:
Ученые предполагают, что происхождение загадок связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам. явлениям. Люди боялись называть какое – либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, черта и т.д. Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие – либо признаки, например: « Пошел по тух – туху, взял с собой тав – тавту, нашел я храп – тахту; кабы не тав – тавта, съела б меня храп – тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей). Когда – то в глубокой древности загадки служили средством испытания мудрости. Вспомните такие примеры из сказок.
Затем наблюдаем, как «сделана» загадка. В этом поможет статья учебника.
Затем учитель предлагает учащимся отгадать несколько загадок о зимних видах спорта. После того как ученики угадывают загадки, учитель дает комментарий, рассказывающий о данном виде спорта.
Несколько примеров.
1) Выйду в поле – благодать.
Ни травинки не видать.
Только гладкое стекло
Из конца в конец легло (каток)
Комментарий:
В 1838 году в России был открыт первый каток. В 1864 году был основан первый клуб конькобежцев. Он подготовил немало способных спортсменов. Этот клуб провел в 1889 году в Москве первый чемпионат России по конькобежному спорту. Наш соотечественник Александр Паншин стал победителем матча скороходов, который состоялся в Амстердаме в 1889 году и стал фактически первым чемпионом мира по конькобежному спорту.
2) Ты попробуй бегать день.
А потом попасть в мишень,
Метясь лежа, из винтовки…
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон,
Спорт зовется…(биатлон)
Комментарий:
Биатлон – зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России и Норвегии.
Прародителем биатлона считаются соревнования военных патрулей – вид спорта, правила проведения которого напоминают современную биатлонную командную гонку. На сегодняшний день существует много разновидностей биатлона, сочетающие лыжную гонку и стрельбу из спортивного лука (арчери – биатлон), гонку на снегоступах и стрельбу из винтовки (биатлон на снегоступах), гонку на охотничьих лыжах и стрельбу из охотничьей винтовки (охотничий биатлон).
3) Трудно что ни говори
Мчать со скоростью с горы!
И препятствия стоят,
Там флажков есть целый ряд.
Лыжнику пройти их надо!
За победу ждет награда,
Хлынут поздравленья валом…
Этот спорт зовется ..(слалом)
Комментарий:
Ряд соревновательных дисциплин спортивного сноубординга. Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов. Побеждает спортсмен, прошедший дистанцию быстрее, при условии соблюдения правил прохождения трассы.
Домашнее задание: придумать несколько загадок о зимних видах спорта и краткий комментарий о данном виде спорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
Материалы к уроку в 5 классе « Малые формы фольклора. Загадки».
Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.Цель урока: знакомство с происхож...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
Итоговый урок-игра/ обобщение по теме "Малые жанры фольклора" 5 класс
Используется в 5 классе...