Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"
статья на тему
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на занятиях по развитию речи, музыкальных занятиях, при организации праздников и других развлечений.Это направление часто используется логопедами в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_zhurnal.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ « Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста» Составитель: учитель – логопед Каткова М.А. 2013г. |
Содержание
Введение
Глава I: Теоретические основы развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
1.1 Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением
1.2. Условия формирования правильного произношения
1.3.Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики
1.4.Особенности усвоения детьми художественных произведений
литературы
Глава II: Система работы по формированию правильного произношения
2.1. Содержание и методика работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе автоматизации звуков.
Заключение
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры,
упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли
еще такие видные педагоги как Ушинский К. Д. Сорока – русинский В. Н. Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Флерина, Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В.П. Аникин высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен. Социально бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В.И. Адрианова, Н.А. Дмитриева, С.Г.Лазутин, В.И. Чичепов, Ю.Г. Илларионова во всей красе представляют нам развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Л.Н. Павлова, Н.Н. Палагина столь высоко ценили активизированные воздействие малых Фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Выготского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).
Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом “при помощи искусного, психологически – обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов”. Способность к членораздельным звукам К. Д. Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык.
Вторым фактором “Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь”, который может выражать определенными звуками только чувство боли, голода.
Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать.
Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А.. Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. М. Е. Хватцев подчеркивал, что согласные звуки дифференцируются постоянно через переходные звуки (с→ш через с-сь-ш).
Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие.
В настоящие время в центре внимания дошкольных работников оказалась проблема форм обучения родной речи. Традиционные фронтальные занятия по родному языку, хотя и признаны важнейшим средством развития речи, но подвергнуты критике.
В результате дискуссий утвердилось мнение о необходимости занятий в речевом развитии детей. В 10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутрь группы согласных.
Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков.
1.1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением
Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевыми и слуховыми и слуховыми аппаратами. В начале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап “дофонемное развитие речи”. В 10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сорные - шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков.
Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является не устойчивость артикуляции при их произношении. Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находиться в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Большое значение имеет изучение смены “звуков – заместителей”. Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что
отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.
Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков.
Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель).
Согласные подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через стадии: с-сь-ш.
Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и не нужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука (ш) (раньше произносился с), ребенок говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становиться сильным раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест. Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями.
Труднее ему даются шипящие (ш,ж) сорные (р,л) и свистящие (с,з) звуки.
В основном к трем годам дети овладевают звукопроизношением. Однако речь несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность (“зюк”-жук, “сюба”-шуба, “неть”-нет и т.д.)
Замена заднеязычных звуков к,г переднеязычными – т,д (“тутолка”-куколка, “дуси”-гуси), иногда замена звонких глухими.
Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще заменяя их свистящими (“сапка”, “коска”, “зук”). Отмечается не умение произносить звук (р) (попуск или замена его), искажения звука (л).
Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности.
Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед); перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы, “корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим “бабака”- собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда –Мария Федоровна; добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).
В среднем дошкольном возрасте, к 4-4,5 годам, почти исчезает смягченность речи, наблюдается лишь у немногих детей.
Шипящие звуки сначала дети произносят не чисто, но постепенно ими овладевают. В этом возрасте характерна не устойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно. Дети переходят к правильному произношению звуков ш, ж, р. Ребенок начинает пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях:
“горубой” (голубой)
“шад” (сад)
“рампа” (лампа)
Если вместо р ребенок произносил л, то теперь он делает обратную замену. Большинство детей произносят звук “р”, но владеть им прочно многие еще не умеют.
Пропуск звука р отмечается редко, часто он заменяется звуками л, ль, й.
Звукопроизношение детей 4-5 лет становится чище, яснее, меньше встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов. Большинство детей старшего возраста, от 6 до 7 лет, говорят правильно, но у достаточного количества речь еще не чистая.
Часто дети искажают шипящие звуки и р, заменяют один звук другим легкая картавость, шепелявость приобретает характер речевой привычки. У многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов. Некоторые дети небрежны в звукопроизношении “яблуко” “мине”.
Формирование речи в лексико-грамматическом плане к шести годам считается законченным.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг,
хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец взрослых.
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или не правильным развитием речевого аппарата – его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими, а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и врача. Это бывает, например, при недостатки или не правильном расположении зубов, при расщеплении верхней губы, неба., а также при поражениях мозга, вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной.
Гораздо чаще чем, с органическими формами косноязычия, встречаются с функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии каких либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.
Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань
почти вдвое короче, язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят, но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.
Действительной причиной, обуславливающей особенности фонетической стороны речи дошкольников, является еще не достаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что дошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а движение его речевых органов оказываются еще не совсем точными и согласованными, что и имеет своим следствием, так называемое физиологическое косноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста.
Такое физиологическое косноязычие преходяще, оно составляет естественный этап в формировании фонетической стороны речи, устранение которого требует упорной логопедической работы. Хотя физиологическое косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастная особенность, но и в этом возрасте необходимо стремиться более быстрому усовершенствованию произношения.
В 4,5 – 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых движений, он начинает правильно произносить все звуки родной речи. Однако артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются основные речевые движения – ребенок приобретает стойкую привычку говорить ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).
Серьезное значение имеют особенности психики ребенка; ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с
ослабленным слухом (тугоухие) часто являются косноязычными. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.
1.2. Система работы по формированию правильного звукопроизношения
Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
II этап – становления звуков речи, или постановка звука.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).
При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.
Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.
III – Закрепление и автоматизация звуков.
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина).
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).
Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 фраз.
Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)
IV этап – дифференциации смешиваемых звуков.
В основе его лежит дифференцированное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.
Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой культуры речи.
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки – чистоговорки, загадки и д.р.)
Методы работы: Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и повторение скороговорок, стихотворений).
Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог.
Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).
Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога.
Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца).
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление.
Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Структура процесса изучения одного звука.
- Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
- Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
- Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
- Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
1.3. Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики
Одним из не достаточно изученных – вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение.
В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать народную педагогику. Исследования Константинова, Мединского, Струнинского, Шабаевой и других. В исследованиях этих авторов рассматривается роль народной педагогики в развитии человеческой культуры.
В последнее время народная педагогика является предметом подлинного научного исследования.
В настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора: Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является – Фольклор.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту
колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова “Детские песни” – был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.
В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.
Игра – элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако, характер его иной – бодрый, веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота…
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес… и т.д.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.
Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в
котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.
Заклички и приговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор,
обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы
артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора. В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц:
Летела птица орел,
Села на престол…
Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по
сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.
И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
1.4. Значение художественной литературы
Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.
Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать
реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
2.1. Содержание и методика работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе “автоматизация звуков”
Цель: улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи малых форм фольклора.
На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные игры на звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).
Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг “Воспитание у дошкольников
правильной речи”. В книге даются в интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в “Сказку веселого язычка” включается
рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).
Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата, старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию. Используя,
показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком. Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.
Для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.
Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались, раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку. Дыхательные упражнения помогают ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на то, чтобы дети не
напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.). Для развития речевого слуха, слухового внимания проводили с детьми следующие игры: “Угадай, как надо делать”. Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал – козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто позвал”,
“Эхо” и д.р. В индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”, учили детей делать язык “жалом”, “широкой лопаткой”.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), необходимо активно подключать малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.
“С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно ”.
Работа по автоматизации звуков проводится на занятиях и вне занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми.
Использование малых форм фольклора в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:
Маленький, да удаленький.
Мал, да удал
Выросла, как тополька.
Ты моя баловушка.
Идет, словно павушка плывет.
Танина коса – всему городу краса.
Растут детки, как грибки – дождевички.
Ау, подай голосок через темный лесок!
Сядем рядком да потолкуем латком.
Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.
Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.
В качестве поучения и наставления:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
Поспешишь – людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Скоро пойдешь - ногу зашибешь.
Умел потерять, умей и найти.
Умей шутить, умей и перестать.
Умей сказать, умей и смолчать.
Не сиди, сложа руки, не будет скуки.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В качестве порицания:
Много шуму - мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Весь дом вверх дном.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Наш пострел везде поспел.
Использование пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Остатки сладки.
Пора спать, коли некого ждать.
Милая подружка – подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Спали, почивали, весело ль вставали?
Мило не мыло, а беленькое личико.
Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого дыхания. Для этого можно использовать следующие игры и упражнения.
Сильно подуть на воду для образования брызг
- Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке
- Игра “Пузырь”
- “Пильщики” Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова:
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж…
Треснула и стала,
Начинай сначала!
- “Насос”
- “У медведя во бору”
Дети гурьбой к месту, где находится “медведь” которого изображает один ребенок, и говорят:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).
- “Два мороза”
Площадка делится на две половины. На 1 половине – гуляют дети, на 2 половине – сидят “2 мороза”. Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз, красный нос. Я
мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их, ловя, и уводят к себе.
- “Угадай, чего не стало?”
Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых, содержится нужный звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти предметы,
потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано.
- “Капитаны”
Цель: чередование длительного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.
Описание: Дети сидят полукругом. В центре на столе стоит таз с водой. Детям предлагается покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на кроях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть не торопясь, сложив губы для звука “ф”.
- “Приятный запах”
Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование: душистый цветок, или надушенный платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон)
Описание: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слова или фразу: “хорошо; очень хорошо”; “очень приятный запах”; “очень ароматный цветок”.
Речь формируется под контролем слуха, имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха. Поэтому начатую работу по развитию слухового внимания, мы продолжали проводить на этапе автоматизации звуков:
В игре “Лягушка”
Цель: узнать товарища по голосу.
Описание: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого указал водящий, в этот момент говорит: “Ква-ква”. По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
В игре “Путаница”
Цель: найти несоответствия в тексте, назвать нужные звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки.
Замяукали котята: “ Не желаем больше крякать!
“Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать”
Мы хотим, как поросята, хрюкать!” Свинки замяукали: Мяу, мяу!
А за ними и утята:
Для развития голосового аппарата можно предложить детям прочитать стихотворение “Тише, жабы” с различной громкостью и с использованием средств выразительности.
Тише, жабы, На лугу.
Ни гугу – Чтобы не было беды,
Ходит цапля Наберите в рот воды
Заключение
Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо–физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.
В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.
К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка.
Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного
звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением. Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.
Процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связи между ощущениями, вызванными сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения. Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения (Ф.Ф. Рау).Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.
Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
Одной из причин неправильной речи детей М.Е. Хватцев называет “недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих” (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе.
Ребенок с развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся
начальных классов называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с
недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи, затрудняется в овладении навыками письма.
По материалам обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.
Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д., мы убедились, что не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).
Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делая речь детей более выразительной, яркой.
Воспитание правильной и грамотной детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.
Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.
Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....
Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста
В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации дошкольников и ее влияние на развитие речи и черты личности....
Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
"Речевое развитие детей дошкольного возраста"
Выступление на родительской конференции...
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Представляет интерес для родителей дошкольников....
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психолого-логопедические основы речевого развития детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: совершенствование, систематизация и актуализация знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста.В течение учебного года было проведено три мастер-класса, на которых...