Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива
план-конспект занятия по психологии на тему
Тренинг с педагогами организован с целью достижения хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг с педагогами | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой — в нём соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.
Для оценки психологического климата нашего коллектива было проведено анкетирование с педагогами: « Психологический климат в коллективе» и «Диагностика эмоционального выгорания». В результате выявлено следующее. Вниманию педагогов предлагается презентация результатов анкетирования.
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Задачи:
- консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
- раскрытие творческого потенциала педагога;
- активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
- повышение уровня самооценки педагога;
- развитие эмоционального восприятия;
- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
- развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;
- помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе
Материалы: ватман , цветные карандаши, бумага формата А4,старые газеты, мяч, игрушка солнышко, магнитофон, записи звуков природы ( горы).
Добрый день! Мы рады вас приветствовать на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Объяснение в чем своеобразие психологического тренинга, знакомство с принципами этой работы.
- Принцип «Здесь и теперь». Предметом анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли позволяющие в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, формированию умения сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах.
- Принцип «искренность и открытость». Самое главное - не лицемерить и не лгать.
- Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточенно на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать высказывание типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение…» и т.п. Все высказывания должны строиться от первого лица единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется».
- Принцип «Активность». При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.
- Принцип «Конфиденциальности». Все о чем говориться в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за ее пределы.
Упражнение № 1«Самочувствие»
Педагоги отмечают свое эмоциональное состояние цветом на выбор
(красный – восторженное, активное настроение; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое, черный – состояние крайне не удовлетворенности).
Упражнение № 2 «Давайте поздороваемся»
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок – здороваемся за руку
- 2 хлопка – здороваемся плечами
- 3 хлопка – здороваемся спинами
Запрет на разговоры во время игры.
Игра «Молекулы»( 5 минут)
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
- Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
- Как можно применять ваш предмет?
- О чем заставило задуматься это упражнение?
Игра «Самолетик»( 5 минут)
4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)
Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.
Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.
Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что вам больше всего понравилось?
- Трудно ли вам было выполнять упражнение?
Упражнение в парах «Елочка»
- Обнявших руками за пояс участники должны нарисовать елку. Другая пара так же обнявших должна эту елку вырезать, третья пара обнявшись за пояс должны эту елку раскрасить карандашами. Выигрывает та команда, что быстрее справилась с заданием.
Упражнение «Передача»
Необходимые материалы: не требуются.
Время: 5 минут.
Описание: участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.
Обсуждение: обмен мнениями.
Упражнение № 11 «Пчелы и змеи»
Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны найти в зале. Король пчел должен найти «мед» - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать «ящерицу» - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король приближается к «меду», тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать «мед» и «ящерицу». Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находиться ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо – при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете право говорить.
Упражнение № 12 «Пожелание»
В заключение нашего тренинга я предлагаю каждому участнику придумать дружеские приятные фразы, пожелание и, передавая эту игрушку, озвучит пожелания: всем педагогам, частному лицу, своему друг или себе.
Психологическая зарядка
- Делая наклоны туловищем вправо-влево, повторять: «Я иду вперед».
- делая махи левой ногой вперед-назад, повторять: «Я готова к положительным переменам».
- Делая махи правой ногой вперед-назад, повторять: «Я любуюсь собой»
- Приседая и выпрямляясь, повторять: «Я расширяю свои возможности»
- Делая упражнения «локоть-колено», повторять: «Я полна жизненных сил»
- Подпрыгивая на правой ноге, повторять: «Меня любят люди»
- Подпрыгивая на левой ноге, повторять: «Я люблю работу, которую делаю»
- Подпрыгивая на двух ногах, повторять: «Я в отличной форме».
- Описать в воздухе левой ногой слово терпение.
- Описать в воздухе правой ногой слово «Успех».
Психологическая зарядка
(повышение самооценки и позитивного восприятия окружающих)
Я хороший
Я, я, я хорошая. Я, я, я спокойная. Я, я, я здоровая. Я, я, я веселая. Я, я, я очень умная. Я, я, я добрая. Я, я, я сильная. Я люблю тебя.
Подготовили педагоги-психологи: Н.М.Рыбьякова 28.11.2014г
Ю.А.Дмитриенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)
Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Психологическое занятие по сплочению педагогического коллектива
Мастер – класс для педагоговЦель: сплочение группы для эффективного обучения учащихся.Задачи:1. Формирование благоприятного психологического климата в группе.2....
Трениг "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"
Районный семинар зам. по ВР и социальных педагогов, 2015 г.Руководитель: Дамбаева З.Л., социальный педагогГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Тренинг&la...
Психологическое занятие по сплочению педагогического коллектива
Мастер – класс для педагоговЦель: сплочение группы для эффективного обучения учащихся.Задачи:1. Формирование благоприятного психологического климата в группе....
Рекомендации для педагогов, направленные на сплочение ученического коллектива
Материал содержит основные направления работы классного руководителя по сплочению детского коллектива....
Тренинг "Сплочение педагогического коллектива"
Тренинг "Сплочение педагогического коллектива", проведенный в рамках методического объединения педагогов-психологов....
Комментарии
+
Спасибо! Интересная работа.