Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)
учебно-методический материал по теме
Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_dolzhny_zhit_v_mire_krasoty.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: |
Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования. |
Полупанова Татьяна Геннадьевна |
30.08.2011 |
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень похожи на девиз дополнительного образования, в котором я работаю много лет как педагог творческого объединения « Фантазия» по изобразительной деятельности. И сегодня хотелось поделиться с вами некоторым опытом работы по формированию детского коллектива в системе дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования – специалист различных направленностей.
Во-первых, он организатор, приглашает ребят в свое объединение, используя при этом различные приемы и способы. Организует социально-значимые дела, праздники, соревнования и другие общие мероприятия, активными участниками которых, прежде всего, становятся члены объединения.
Во-вторых, он психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может выявить скрытые способности детей, мотивацию выбора каждого ребенка, наклонности и стимулировать их развитие.
В- третьих, он предметник и методист, непосредственно реализующий дополнительную образовательную программу, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности, несет ответственность за качество реализации учебной программы.
В - четвертых, он воспитатель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого в осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.
Профессиональное мастерство педагога, возможно, имеет другую очередность и взаимосвязь смежных профессий, но главная его цель – развивать, обучать и воспитывать.
«Ребенок есть существо развивающееся, и воспитание есть развитие» - пишет Павел Петрович Блонский - знаменитый педагог и философ. Главное в нашей системе - это воспитание ребенка, воспитание увлеченности предметом той деятельности, которой он отдает предпочтение, а основной инструмент воспитания - это коллектив.
«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое».
А. Шопенгауэр
Термин "коллектив" произошел от латинского collectives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:
– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;
– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.
Задача педагога заинтересовать ребят этой совместной деятельностью на самом первом этапе-формировании группы. Для этого необходимо дать хорошую рекламу о своем творческом объединении. Существует множество способов. Приведу несколько апробированных:
1.Печатное объявление с применением рисунков, фотографий. В содержании информации указываются виды учебной и воспитательной деятельности. Объявления расклеиваются по городу, в школах.
2. Использовать средства массовой информации (газета, телевидение).
3. Оформить в школе мини-выставку детских работ.
4.Подойти в школу во время переклички или родительского собрания.
5. Организовать театрализованное выступление перед детьми в классе.
6.День открытых дверей .
7.Неделя творческого объединения.
8. Показать мастер-класс.
Следующий этап, когда создана группа - необходимо ее сплачивать. Это и есть начало зарождения коллектива, первый его этап.
Особенности первого периода формирования коллектива.
В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе. Каждый ребенок приходит в такой коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.
Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята сидят за одной партой, живут в одном дворе и т.д.), постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.
Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию. Его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в данном творческом объединении. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.
Организуя совместную работу, педагог, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Педагог организует работу на основе ближней перспективы. Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Приведу примеры формирование коллектива в первые дни занятий в нашем творческом объединении.
1.Организация знакомства.
Именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того, чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру- знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.
2. Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:
-выявить уровень воспитанности детей;
- выявить уровень их интеллектуального развития;
-выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;
-изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характера членов детского коллектива;
-изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе
для этого использовать анкетирование детей, с обязательным вопросом о личных интересах и наклонностях, беседы, тесты.
3. С самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении. Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.
Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат эмблемы с изображением детского объединения, познакомят с его летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива должен принять в нем участие.
4.Формировать мотивацию к изучению программы. Для этого использовать необычную форму изложения материала, его наглядность, занимательность, познавательные и деловые игры, эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;
Это урок-путешествие, элементы театрализации, интриги , эксперименты, сюрпризные моменты.
5.Стимулирование через новизну (применение новых технологий - рисование зубной пастой, купание рисунка, цветной граттаж), практическую значимость (работа будет находиться на выставке, подарок близкому), разнообразные формы деятельности на занятии (игровые моменты, индивидуальные задания, упражнения на развитие фантазии и т.д.)
Все это помогает создавать коллектив.
К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров:
- эмоциональные (те ребята, которые создают в группе настроение, без которых скучно);
-деловые (или лидеры-организаторы);
-лидеры-интеллектуалы (ребята, которые знают больше всех, хорошо учатся);
-абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).
Продолжение формирования коллектива- II этап.
1.Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).
2.Создание группы актива, который будет в значительной степени определять жизнедеятельность детского творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм не только массовых дел досугово - развивающего характера, но и учебной работы. Например, подготовки выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках учебного года и т. д.
3.Введение для каждого ребенка учетной карточки (мини-документа) учебной и воспитательной деятельности с оцениванием в бальной системе. Ребята отмечают в них свои успехи и оказанную помощь (дежурство, спонсирование какими-нибудь предметами: принесли кусочек мела, подарили открытку и т.д.). В карточке ставиться за это определенный балл. В конце каждого месяца, по результатам подводятся итоги, лучшие фиксируются в итоговый лист, поощряются.
4.Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Различают поручения коллективные и индивидуальные, постоянные и временные, эпизодические, сложные по содержанию и простые. Принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность ребенка.
Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме. Например, «Хранитель времени», отвечает за начало перемены, «мудрейшие» - за подготовку информации на какую-либо тему, «затейник» за подготовку игры на переменке и т.д.
5.Создание традиций в коллективе.
Например, осенний поход, поздравления именинников, праздники совместно с родителями, где ребята готовят номера для выступлений.
6. Проведение экскурсий (в конноспортивный клуб, в Кемерово), в музеи, прогулки по городу.
7.Коллективное творческое дело (мероприятия, проводимые внутри нашего центра творчества, показ мини-спектакля для детей школы раннего развития, посадка деревьев, украшение кабинета к Новому году и др.)
Возможны и другие способы сплочения детей на втором этапе формирования коллектива.
В этот период педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:
- создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;
- способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;
- воспитывать в ребятах чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;
-развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.
Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.
На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. В группе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.
Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их границы размыты. В деятельности ребятам присуща самостоятельность и ответственность, они сами успешно могут решать возникающие конфликты. Коллектив берет на себя функции целеполагания, планирования, анализа проведенных дел.
Это цель каждого педагога, который не равнодушен к своей работе с детьми. Будем к ней стремиться. У каждого из присутствующих педагогов есть свои способы формирования коллектива, свои творческие подходы, свои инновации. Необходимо обмениваться своим опытом друг с другом, применять идеи на практике. Это объединение поможет в нашем общем деле - деле воспитания детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Формирование детского коллектива в системе специального обучения."
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
"Совместная работа классного руководителя с родительским комитетом по сплочению детского коллектива"
Данная статья может быть использована на родительских конференциях и в качестве методического пособия для начинающих педагогов....
Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива "Я + ты"
В данном занятии представлены игры и упражнения на сплочение детского коллектива...
Тематическое занятие с элементами тренинга на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива
Тематическое занятие с элементами тренинга,направлено на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива....
Сказкотерапия - метод формирования сплоченного детского коллектива
Проведение классного меропрития поможет в сплочении коллектива...
Доклад на МО: "Содержание и методика работы воспитателя ГПД по формированию и сплоченности детского коллектива». 11.01.2023 год
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа,...
Методический материал классному руководителю: "Игра как одно из эффективных средств формирования и сплочения детского коллектива в классе".
Цель данной стать помочь молодому классному руководителю объединить детей в классе для совместного решения поставленных задач и развить у детей умение выражать симпатию и уважение друг к другу....