Предупреждение нервно- психических нарушений у детей с ОВЗ - основа профилактики речевой патологии
консультация по психологии на тему

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

 Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений во внутриутробном и периоде и раннем возрасте.

 Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_nervno-psikh._narusheniy.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Является основой коммуникативной функции.

К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.

Причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов .

Но, кроме этого, важную роль в формировании правильной грамотной речи играет социальная среда. Это, прежде всего люди, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

 Первичная профилактикаПредупреждение речевых нарушений во внутриутробном и периоде и раннем возрасте.

 Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Общее недоразвитие психики у детей, вызванное органическим поражением мозга, проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, в том числе и речи, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п.

Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

 Учителям необходимо учитывать  состояние эмоционально-волевой сферы учащихся.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Учащиеся нашей школы  предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов у  детей влияют на характер протекания их учебной деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего, отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Ребята  приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Они  не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности наших  детей.

При правильно организованном медико-педагогическом воздействии в условиях специальной (коррекционной) школы мы можем видеть положительную динамику в развитии эмоционально-волевой сфере.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:

  • индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого. В каждом классе учатся дети с разной степенью выраженности дефекта.
  • психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).

Коррекция   нарушений   эмоционально-волевой   сферы   заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности,  в  воспитании  эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения,  что  отражается  и  в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям

Задачи:

1. Научить осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания.

2. Развитие «телесного осознания».

3. Формирование умения самостоятельно достигать состояния

эмоционального покоя.

4. Развитие произвольного внимания необходимого для формирования

волевых качеств.

5. Контроль своего поведения.

Успешное выполнение этих задач осуществляется при системном коррекционном воздействии. Это совместная работа специалистов: логопеда, психолога, классного  руководителя,  учителей, врача-психоневролога, социального педагога.

Перед началом  коррекционной работы с детьми проводятся следующие диагностические методики:

1. «Кинетический рисунок семьи».

В данном тесте дошкольнику предлагают нарисовать свою семью.

Цель теста - прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.  У учащихся нашей школы в основном неблагоприятная семейная обстановка.

Для более развернутого представления о взаимоотношениях в семье использую тест  Рене-Жиля, где отражено взаимоотношения ребенка не только с родителями, но и с учителем, сверстниками, другими родственниками.

2. Тест  школьной тревожности  и отношение к учебным предметам:

-страх соц. действительности;

-страх  самовыражения.

Дети бояться выходить к доске, бояться публичных выступлений, не хотят участвовать в школьных конкурсах,  мероприятиях.

Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь.

При поступлении детей в 1 класс и при переходе в пятый, учителя и психолог наблюдают за адаптацией учащихся к школе.

Отношение к школе и к учебным предметам у учащихся  хорошее, дети с удовольствием посещают школу, здесь им нравится. По отношению к учебным предметам, наблюдается зависимость от отношения к учителю. И то, это зависимость временная, т. к. , например, во время опроса ребенку поставили по предмету «2» и он обиделся на учителя. А результаты отразил  в тесте.

Мотивация к обучению у наших детей низкая, преобладают игровые мотивы над учебными.  Естественно, что осознание себя , как школьника приходит  к учащимся 1 класса к концу года условно. Ребята с удовольствием  ходят в школу, им нравится проводить здесь время, только не учиться. Познавательная активность не сформирована.  Учебная мотивация в процессе обучения так и так снижается по мере взросления ребенка, особенно у наших детей, т.к. снижается  познавательная активность. В этих случаях основная рекомендация-это разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых. При полном отсутствии познавательной направленности у ребенка можно предположить, что взрослые никогда не занимались с ним, за этим скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.

Большая работа по развитию психомоторной, познавательной и эмоционально-волевой сфер проводится на уроках психомоторики в начальной школе.

Дети выполняют задания на тренировку волевой сферы .  Это графические диктанты. Они формируют произвольное внимание, саморегуляцию. От простых фигур к сложным. Задание «Сделай так же», «Закрась фигуры», задания на ориентацию на листе бумаги формирует приемы самоконтроля.

1. Упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы.

2. Упражнение на расслабление по контрасту с напряжением.

 Для развития восприятия детям предлагаю  как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в  то или иное состояние. Происходит сенсорное развитие учащихся, под влиянием  эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, улучшается качество восприятия. Чем выше качество восприятия, тем богаче представления.

Например, в  1-2 классах на занятиях разыгрывали различные  действия: то мы на поляне собираем цветы, то летим, как красивые бабочки над поляной. Изображали растущее дерево и что с ним стало, когда пошел дождь, подул ветер, и , когда вновь выглянуло солнце. Каждое действие сопровождается рассказом о том, что чувствует этот персонаж.

Занятия с элементами сказки.  Дети обыгрывают сказку с помощью мягких игрушек, различных предметов.

 Для развития эмоций хорошо подходят такие уроки, как музыка, рисование, чтение, развитие речи. Хорошим  методом для развития эмоций является арт-терапия . При чтении литературного произведения  обсуждаем с ребятами прочитанное, главных героев. Свои впечатления потом воплощаем в рисунках.

Арт-терапия помогает снять  внутреннее напряжение,  раскрасить свои эмоции  в разные краски, воплотить целый образ предмета на бумаге. Здесь использую упражнение «Незаконченный рисунок»,т.к оно развивает фантазию и мышление.

В каждом классе есть дети в, которых необходимо постоянно побуждать к действиям. Такие ребята пассивны,  со стороны ЦНС преобладает торможение. В этом случае необходимо разбить  работу на периоды и контролировать каждый этап её выполнения, строго следя за выполнением. При этом развивается целеполагание.

Большой проблемой является демонстративность в поведении  у учащихся.  Это повышенная потребность во внимании к себе. Нужно найти такие формы коррекции, в которых она могла бы удовлетвориться. Для этого наиболее пригодны различные виды художественной деятельности (рисование, театральный кружок). Желательно, чтобы занятия были коллективные. Но, если высокая демонстративность сочетается с нарушением общения или с повышенной тревожностью, то рекомендовать сцену надо с осторожностью. Это личная особенность  человека.

В младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного  или позитивного самопредъявления. Это может быть связано и с неблагополучием в семье.  Негативное  самопредъявление –это следствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Как  правило, у этих детей возбудимая нервная система.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением складывается самосознание "нигилиста", чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений подростка  способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.

Синдром социальной дезориентации  появляется в тех случаях, когда у ребенка понижена чувствительность к социальным нормам.  Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная  иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (агрессивные проявления, мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей.  Как правило, родители таких детей сами недостаточно ориентируются  в социальной действительности.

Бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка со взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к учителю.

 Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной  психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии.  (Ульянов В., Шарин А.) Поэтому такие дети находятся у нас под особым контролем и наблюдением.

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Ребенок видит, что нарушения, совершаемые другими детьми, часто оставляются без наказания. При этом он не понимает, что они гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны взрослых. Такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Этот  синдром  называется отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе. Характерна низкая чувствительность к соц. нормам.

Преодоление соц. дезориентации  очень сложный процесс, который не всегда действенен, даже при медикаментозном лечении. Эти дети обладают повышенной нервной возбудимостью,  нарушением общения ,гиперактивны.  Они  должны находиться под наблюдением, им надо, в первую очередь, разъяснять иерархию проступков . Но в этих случаях работа  затруднительна, т.к. родители этих детей не осознают своей ответственности за воспитание ребенка.

В любом случае, в каком бы психическом состоянии ни находился ребенок, он всегда должен знать  границы дозволенного.  Это идет , в первую очередь, на пользу ему самому, т.к. мобилизует его, не дает эмоциям расходиться, встряхивает. Он чувствует себя в  безопасности. Должен знать, что плохой проступок безнаказанно не оставят. А, чтобы накопившееся мышечное напряжение стряхнуть, на уроках  проводятся  физкультминутки. Эффективны упражнения на

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании;

 Отдельно выделяем работу с родителями. Это родительские собрания, беседы, посещения на дому.

Педагогический коллектив нашей школы в своей работе всегда учитывает, в первую очередь,  эмоциональное  состояние учеников. Работа над развитием эмоционально-волевой сферы –один из компонентов, входящих в общую структуру коррекционного  воздействия по предупреждению нервно-психическх нарушений  у детей с ограниченными  возможностями здоровья. Что в свою очередь, служит основой предупреждения речевой патологии.

Список литературы:

Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.

Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2008. - 703 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецсеминар по психологии и олигофренопедагогике на тему: "Нервно-психические нарушения у детей: классификация, их проявления и коррекция".

Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространения их можно раздели...

Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста

Рекомендации для родителей детей 2-3 лет...

Календарно - тематический план по коррекции нервно -психических нарушений учащихся 2-го класса.

Календарно - тематический план по коррекции нервно -психических нарушений учащихся  2-го класса....

Рабочая программа Коррекция фонетических нарушений на подготовительном (пусковом) этапе у детей с различной речевой патологией «Научите говорить!»

Нарушение звукопроизношения — самая распространенная из всех речевых аномалий.Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным преп...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией».    ...