Рабочая программа Коррекция фонетических нарушений на подготовительном (пусковом) этапе у детей с различной речевой патологией «Научите говорить!»
рабочая программа на тему
Нарушение звукопроизношения — самая распространенная из всех речевых аномалий.
Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным препятствием в овладении чтением и письмом.
Кроме того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и т. п.
Дефекты фонетической стороны речи могут проявляться у ребенка в разной степени: от
неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопровождаемого рядом фонационных недостатков. Под понятием «фонетические нарушения» следует понимать не только дефекты звукопроизношения, но и недостатки так называемого фонационного оформления речи: дефекты голосоподачи, нарушения темпа, тембра, интонирования и внятности речи.
Указанные фонационные отклонения особенно часто сопутствуют недостаткам звукопроизношения при сложных речевых аномалиях, таких как дизартрия, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи. Подготовительная работа в подобных случаях приобретает особую значимость. Другими словами, программы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных речевых аномалиях могут существенно различаться, однако задачи, содержание, методы и приемы коррекции недостатков звукопроизношения для начального (пускового) этапа во многом совпадают.
Практическая направленность программы. Несмотря на различную степень выраженности того или иного фонетического нарушения, наличие подготовительного этапа в логопедической работе обязательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Коррекция фонетических нарушений на подготовительном (пусковом) этапе у детей с различной речевой патологией
«Научите говорить!»
Возраст: 4-6 лет
Количество часов: 20
Составила учитель-логопед
Матросова Марина Владимировна
Пояснительная записка.
Актуальность
Нарушение звукопроизношения — самая распространенная из всех речевых аномалий.
Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным препятствием в овладении чтением и письмом.
Кроме того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и т. п.
Дефекты фонетической стороны речи могут проявляться у ребенка в разной степени: от
неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопровождаемого рядом фонационных недостатков. Под понятием «фонетические нарушения» следует понимать не только дефекты звукопроизношения, но и недостатки так называемого фонационного оформления речи: дефекты голосоподачи, нарушения темпа, тембра, интонирования и внятности речи.
Указанные фонационные отклонения особенно часто сопутствуют недостаткам звукопроизношения при сложных речевых аномалиях, таких как дизартрия, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи. Подготовительная работа в подобных случаях приобретает особую значимость. Другими словами, программы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных речевых аномалиях могут существенно различаться, однако задачи, содержание, методы и приемы коррекции недостатков звукопроизношения для начального (пускового) этапа во многом совпадают.
Практическая направленность программы. Несмотря на различную степень выраженности того или иного фонетического нарушения, наличие подготовительного этапа в логопедической работе обязательно. Естественно, что коррекция фонетических нарушений у детей не может ограничиваться вызыванием и автоматизацией звуков речи.
С целью создания у детей с различными речевыми нарушениями готовности к вызыванию или коррекции нарушенных звуков речи, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, разработана специальная программа подготовительной работы.
Рабочая программа опирается на общепедагогические принципы доступности, наглядности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, сознательности и активности и принципы коррекцонно-развивающего обучения: патогенетический (учёт механизмов нарушения); учёта «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому); комплексности (осуществление взаимодействия всех участников коррекционного - образовательного процесса, направленного на устранение нарушений речи у детей); системности (формирование речи как единой функциональной системы).
Адресность, продолжительность программы и режим занятий.
Цикл занятий по данной программе рекомендуется пройти всем детям, нуждающимся в коррекции звукопроизношения, непосредственно перед этапом постановки звуков.
Программа рассчитана на дошкольников 5-6 лет с различными дефектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонетическое недоразвитие может являться составной частью сложного, или системного, дефекта (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия и пр.). Программа рассчитана на 18 занятий 2 раза в неделю по 25-30 минут и 2 часа диагностического обследования. Занятия проводятся на базе Центра. Зачисление осуществляется по результатам проведенной диагностики и согласовывается с родителями (по заявлению родителей).
Обучение может проходить в индивидуальной форме или в малой группе.
Структура занятий
Организационный момент с элементами психогимнастики – 3 мин.
Артикуляционные и дыхательные упражнения – 10 мин.
Упражнения на развитие фонематических процессов – 5 мин.
Упражнения для развития просодической стороны речи /
объяснение артикуляции звуков – 10 мин.
Итог занятия – 2 мин.
Основная цель и задачи программы.
Цель программы.
Главной целью подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей является создание артикуляторной, фонематической и психологической готовности к вызыванию и коррекции нарушенных звуков речи.
Задачи
Задачами подготовительного этапа являются (Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, 1989):
• развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
• устранение недостаточности развития речевой моторики;
- формирование точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи;
- развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация);
- развитие фонематического слуха и отработка опорных звуков.
Планируемые практические результаты.
При условии успешной реализации программы у детей должен сформироваться
- навык регулярных занятий перед зеркалом,
- умение воспроизводить и удерживать необходимую артикуляционную позу,
- способность интонировать и использовать различные голосовые модуляции.
- повыситься внятность речи.
Что значительно повысит эффективность работы специалиста на этапе постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей.
Методическое обеспечение программы.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами ДО на основе:
1. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2013г .
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
3. Ткаченко.Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда.
Занятия ориентированы на детей как с простыми, так и со сложными, трудноустранимыми дефектами речи. Поэтому готовность к вызыванию звуков речи должна быть не только артикуляторной, фонематической, но и психологической: наличие мотивации; наличие интереса к логопедическим занятиям; способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций; определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
Виды работы внутри программы, количество и последовательность упражнений могут варьироваться по усмотрению специалиста, в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка, а также от скорости усвоения материала.
Для достижения поставленной цели программы и решения задач на занятиях используются различные виды упражнений:
- Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям
- Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия
и слуховой памяти
- Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи
- упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков
- объяснению детям артикуляции звуков речи с помощью сказочных историй
- Артикуляционные упражнения
- Упражнения для тренировки дикции
- Упражнения для развития речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи
После каждого занятия рекомендуется консультация родителей, где даются практические советы по закреплению навыков, приобретенных ребенком на занятиях, в домашних условиях.
Система оценки достижения планируемых результатов
При реализации данной программы требуется проведение входящей диагностики и итоговой оценки результативности работы. А так же промежуточного наблюдения.
Учебный план программы
N | наименование блоков | всего часов | в том числе | форма контроля | |
диагностических | Коррекционно-развивающих | ||||
1 | Входящая диагностика | 1 | 1 | 0 | Дагностическое обследование |
2 | Блок занятий | 18 | 0 | 18 | Наблюдение |
3 | Итоговая диагностика | 1 | 1 | 0 | Дагностическое обследование |
Итого | 20 ч. | 2 ч. | 18 ч. |
Конспекты занятий.
Оборудование для занятий:
1. Индивидуальные зеркала.
2. Салфетки бумажные.
3. Салфетки влажные.
4. Иллюстрации к комплексу артикуляционных упражнений.
5. Пособия для дыхательных упражнений.
6. Демонстрационный материал по необходимости.
7. Индивидуальная тетрадь и папка ребенка.
Занятие 1.
Цели занятия
- укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- познакомить детей с органами артикуляции
1. Прослушивание и беседа записи речи ребенка с нарушением произношения.
2. «Послушай и выполни». Выполнение словесной инструкции после однократного прослушивания без показа.
3. «Ветерок и Дракон».
- Знакомство с органами артикуляции.
- Знакомство с воздушной струей.
4. Знакомство с оборудованием (зеркала, салфетки) и правилами выполнения артикуляционных упражнений.
Занятие 2.
Цели занятия
- укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания.
1. Прослушивание и беседа записи правильной речи ребенка.
2. «Послушай и выполни». Выполнение двухступенчатой словесной инструкции.
3. «Закончи рифмовку». Выбрать рифму из трех предложенных вариантов.
4. Выполнение артикуляционных упражнений
«Заборчик», «Трубочка».
5. «Сдуй листочек». Формирование воздушной струи.
Занятие 3.
Цели занятия
- укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- познакомить детей с органами артикуляции
1. Просмотр и сравнение видеозаписи выступления ребенка с нарушенным звукопроизношением и чистой речью.
2. «Послушай и выполни». Выполнение двухступенчатой словесной инструкции.
3. Выполнение артикуляционных упражнений
«Заборчик», «Трубочка», «Заборчик-трубочка», «Окошко».
4. Повторение сочетания 2-х гласных звуков с четкой артикуляцией.
Занятие 4.
Цели занятия
- укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания.
1. «Найди предмет». Определение предмета по описанию действий с ним.
2. Повторение сочетания 3-х гласных звуков с четкой артикуляцией.
3. «Подуем на гребешки». Формирование воздушной струи.
4. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений. «Лопатка»
5. Объяснение артикуляции звука М.
Занятие 5.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выборочно выполнять словесную инструкцию
- развитие фонематического восприятия
- выделение на слух звука речи среди прочих звуков
- укрепление речевой моторики и дыхания
1. «Прошу!» Выполнение задания по ключевому слову (Прошу!)
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 2 слогов с простыми согласными.
3. «Хлопни, когда услышишь». Выделение звука М из ряда гласных.
4. «Горячий чай». Формирование воздушной струи.
5. Выполнение артикуляционных упражнений.
Заборчик, Трубочка, Заборчик-трубочка, Окошко, Лопатка.
6. Закрепление артикуляционного уклада звука М.
Занятие 6.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Покажи!». Выполнение задания по ключевому слову (Покажи!)
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 2 слогов с простыми согласными.
3. «Хлопни, когда услышишь». Выделение звука М из ряда согласных звуков.
4. «Ароматные цветы». Тренировка плавного вдоха и плавного выдоха.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнения «Почистим зубки».
6. Объяснение артикуляции звука Н.
Занятие 7.
Цели занятия
- укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания.
1. «Тише-тише». Выполнение задания ориентируясь на громкость голоса.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 3 слогов с простыми согласными.
3. «Хлопни, когда услышишь». Выделение звука Н из ряда гласных.
4. «Одуванчики». Тренировка направленной воздушной струи.
5. Выполнение комплекса разученных артикуляционных упражнений.
6. Дифференциация артикуляции звуков М-Н
Занятие 8.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Бывает-не бывает». Бывает-присесть. Не бывает-стоять.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 2 слогов с оппозиционными по звонкости-глухости согласными.
3. «Хлопни, когда услышишь». Выделение звуков М или Н из ряда согласных.
4. «Комары». Формирование резкой воздушной струи.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Часики».
6. Объяснение артикуляции звука Ф.
Занятие 9.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
1. «Ерунда». Исправление неточностей в высказывании.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 3 слогов с оппозиционными по звонкости-глухости согласными.
3. «Хлопни, когда услышишь». Выделение звука Ф из ряда гласных.
4. «Гуси». Формирование быстрого вдоха и медленного выдоха.
5. Выполнение комплекса разученных артикуляционных упражнений.
Занятие 10.
Цели занятия
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- развитие силы голоса.
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Бывает-не бывает». Бывает-поднять обе руки. Не бывает-руки на парте.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 2 слогов со стечением простых согласных.
3. «Хомячок». Формирование способности удерживать воздух.
4. «Волки воют». Формирование длительной воздушной струи и силы голоса.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Горка»
6. Объяснение артикуляции звука В.
Занятие 11.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Кто внимательный?» Исправление несоответствия в рифмовках.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 2 слов сходных по звучанию.
3. «Ушки». Формирование сильного, быстрого вдоха.
4. «Тихо-громко». Пропевание гласных с разной громкостью и в разном темпе по знаку логопеда.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Качели».
6. Дифференциация артикуляции звуков Ф-В
Занятие 12.
Цели занятия
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- развитие голосовых модуляций (высота голоса)
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Большой-маленький». Большой-соединить ладошки, маленький-развести руки в стороны.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 3 слов сходных по звучанию.
3. «У кого длиннее звук?» Произнесение на одном выдохе заданного звука.
4. «Ракета». Произнесение звука В с повышением высоты голоса.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Маляр».
6. Объяснение артикуляции звука П.
Занятие 13.
Цели занятия
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- развитие голосовых модуляций (высота голоса)
- уточнение и сравнение артикуляции звуков.
1. «Съедобное-несъедобное». Съедобное –ладошки поднести к лицу, несъедобное-опустить вниз.
2. «Выбери слово». Выбор слова среди близких по звучанию слов и добавление в рифмовку.
3. «Пой со мной». Пропевание гласных долго и отрывисто.
4. «Санки». Произнесение звука В с понижением высоты голоса.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Вкусное варенье».
6. Объяснение артикуляции звука Б. Сравнение артикуляций П-Б.
Занятие 14.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Съедобное». Выбор и повторение слов из ряда.
2. «Найди похожие». Выбор 2 похожих по звучанию слов по картинкам.
3. «Заморозим пальчик». Формирование холодной воздушной струи.
4. «Горки». Произнесение звуков с попеременным повышением и понижением высоты голоса.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Чашечка».
6. Объяснение артикуляции звука Т.
Занятие 15.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- уточнение и сравнение артикуляции звуков.
1. «Загадки-обманки». Исправление неподходящего по смыслу слова в рифмовке.
2. «Не подходит». Нахождение отличного по звучанию слова в ряду из 4-х слов.
3. «Погреем ручки». Формирование теплой воздушной струи.
4. «Зверята». Имитация голосов животных с различной высотой, громкостью и темпом.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Лошадки».
6. Объяснение артикуляции звука Д. Сравнение произношения звуков Т-Д.
Занятие 16.
Цели занятия
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- тренировка длительного речевого выдоха
- развитие голосовых модуляций (громкость голоса)
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Подходит-не подходит». Определение подходящего по сюжету картинки предложения.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 3 слов похожих по звучанию.
3. «Повтори слоги». Произнесение ряда слогов на одном выдохе.
4. «В лесу». Произнесение междометий и слов с различной громкостью.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Грибок»
6. Объяснение артикуляции звука К
Занятие 17.
Цели занятия
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- развитие голосовых модуляций (сила голоса и длительность)
- уточнение и сравнение артикуляции звуков.
1. «Живое-неживое». Выбор и повторение слов из ряда.
2. «Повтори за мной». Повторение цепочек из 3 слов похожих по звучанию.
3. «Повтори слова». Произнесение ряда слогов на одном выдохе.
4. Произнесение сочетания звуков с увеличением силы голоса и удлиннением произношения щелевого согласного звука.
5. Разучивание и выполнение артикуляционных упражнений «Барабанщик».
6. Объяснение артикуляции звука Г. Сравнение произношения звуков К-Г.
Занятие 18.
Цели занятия
- развития слухового внимания и умения выполнять словесную инструкцию
- развитие слухового и фонематического восприятия
- укрепление речевой моторики и дыхания
- уточнение артикуляции звуков.
1. «Мальчики-девочки». Определение рода глагола. Девочки встают, если глагол женского рода.
2. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений.
3. Многократное произнесение слов на одном выдохе под счёт.
4. «Диалог животных». Имитация голоса животных в спонтанном диалоге.
5. «Трудноговорки». Произнесение и заучивание рифмовок-трудноговорок.
Список литературы.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2013г
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
3. Коноваленко В.В. Коноваленко С В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе лдя детей с ФФН. Москва. «Гном – Пресс». 1999.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Москва 1997
5 Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Комплексная программа подготовки ребёнка к школе. Санкт-Петербург 2008.
6. Ткаченко.Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда. Гуманитар.изд.центр Владос, 2008.
МатросоваМВ©
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей с различными речевыми нарушениями.
Одним из критериев подготовки ребёнка к школьному обучению является речевое развитие. Из опыта работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребёнок умеет читать....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...
Консультация для специалистов «Методика формирования фразы у детей с тяжелой речевой патологией» (безречевые дети 3-5 лет).
Консультация для специалистов....
Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями
Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы. Кроме того, е...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...
Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями
С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти....