Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией»
методическая разработка

Пушкарева Ольга Сергеевна

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией».

                                                                                                                                                                                                           Авторы учителя-логопеды:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            О.С. Пушкарева

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Е.С. Кабалоева

 

Цель: ознакомление и обучение участников мастер-класса применению высокомотивационных, многофункциональных игр в работе с детьми с первичной и непервичной речевой патологией.

Задачи:

 

  • Раскрыть тему мастер-класса, актуализировать имеющиеся знания у участников по играм, согласно теме мастер-класса.
  • Представить варианты использования высокомотивационных игр и многофункциональных пособий.
  • Организовать работу по апробированию предложенных кураторами материалов, приемов и методов используя новое содержательное наполнения.

 

Сл.1 Сегодня вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией».

Обратимся к определению инициативы.

Сл.2 Инициатива –  (от латинского – начало) «почин»,  «первый шаг», внутреннее побуждение к различным формам деятельности.

Педагог: Поскольку мы говорим о развитии инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией, то вспомним, какие заключения специалистов относятся к данным категориям.

В таблице приведены заключения специалистов, на воспитанников, с которыми мы проводим коррекционную работу.

Сл.3

Первичная речевая патология

Первичная неречевая патология

Нарушение средств общения:

 

РАС

 

Расстройство аутического спектра

ФФНР

(фонетико-фонематическое недоразвитие)

ОНР

(общее недоразвитие речи)

ЗПР

Задержка психического развития

УО

Умственная отсталость

 

Дети разные, подходы в реализации коррекционной работы отличаются, но есть то, что помогает выстроить работу более эффективно.

В рамках реализации индивидуального дифференцированного подхода рекомендуем предлагать детям многофункциональные и высокомотивационные игры.

Уважаемые педагоги, как вы думаете, какие игры имеют отношение к высокомотивационным, многофункциональным?

Сл.4

Высокомотивационные, многофункциональные игры – дидактические игры, способствующие активизации познавательного интереса и повышения мотивации на занятиях у детей с различной структурой дефекта.

 Организация высокомотивационных, игр предполагает использование  разнообразного сенсорного, природного материала, напольных игр, которым богата предметно-игровая среда логопедического кабинета.

 

Мастер-класс (многофункциональные игры, как средство развития речи и инициативы у детей с первичной речевой патолгоией):

Вашему вниманию будут представлены многофункциональные пособия, с помощью которых возможно организовать игры, направленные на формирование лексико-грамматических категорий, словаря у детей.

Лексико-грамматический строй речи – это собирательный термин, включающий лексический его запас и грамматически верное его использование в речи. Каждый из указанных компонентов имеет свою четкую структуру.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления и действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения, словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

 

Игра: «Чудо круг»

Цель: закрепить обобщающее понятие «домашние животные», расширить представление детей о домашних животных, продолжать развивать лексико-грамматический строй речи.

Оборудование: многофункциональный круг, картинки согласно описанию игры.

Описание игры:

В центр многофункционального круга помещается картинка с изображением домашних животных. Проводится уточняющий опрос у детей о том, кто изображен на картинке, к каким животным они относятся (диким, домашним). В один из лучей круга помещается картинка с изображением одного домашнего животного, уточняется его название, далее в этот же луч помещается картинка с изображением домашнего животного с одним детенышем, уточняем у детей название детеныша в единственном и множественном числе (щенок, а если их несколько -  щенки). В этот же луч помещается картинка с изображением пищи, которую употребляет животное, просим детей отвечать полным ответом  (собака ест мясо…) и пр. В этот же луч помещается картинка с изображением роли собаки в жизни человека и интересные факты о собаке. Всего лучей у многофункционального круга – пять, каждый из которых может быть заполнен подобным образом с изображением других животных. В результате работы с многофункциональным кругом происходит обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.

 

Игра: «Мой, моя»

Цель: учить согласовывать местоимения с существительными, прилагательными, ориентироваться согласно схеме по квадрату.

Оборудование: многофункциональный квадрат, схема, картинки животных.

Описание игры:

У ребенка в руках схема движения по квадрату, движение начинается от стрелочки (указателя) начала движения, указанной в схеме. Педагог предлагает ребёнку выбрать среди разных картинок с изображениями домашних животных только те картинки, про которые можно сказать «мой сильный», «моя красивая». Ребенок наступает на квадрат, берет картинку и называет «моя красивая коза, мой сильный конь», затем ориентируясь по схеме, называет в какую сторону поворачивает (налево, направо, прямо).

 

Игра : «Один, два, пять»

Цель: учить согласовывать количественные числительные с именами существительными. Учить детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского рода.

Оборудование: многофункциональный квадрат, картинки животных, растения (корова, баран, собака, свинья, осел).
Описание:

В многофункциональный квадрат помещаются цифры 1,2,5 (каждая цифра в отдельный квадрат), рядом с цифрой - картинка животного. Ребенок открывает картинки и называет их: одна корова, две коровы, пять коров и тд.

 

Игра: «Опиши предмет»

          Цель: Учить детей описывать предметы, опираясь на схемы – алгоритмы, способствовать формированию лексико-грамматического строя речи.

         Оборудование: многофункциональный квадрат, картинки продуктов (хлеб, творог, помидор)

         Описание игры:

В многофункциональный квадрат помещаются символические картинки обозначающие: цвет, из чего сделано, действия совершаемые с ним. Ребенок берет в квадрате перевернутую картинку и описывает ее согласно схеме, при этом передвигается от одного квадрата к другому.

 

Уважаемые педагоги, подумайте, какие игры направленные на развитие лексико-грамматического строя речи вы могли бы проводить с детьми с использованием многофункционального круга и квадрата (педагоги делятся на группы, для придумывания и представления дидактических игр).

 

Мастер-класс (высокомотивационные  игры, как средство развития речи и инициативы у детей с непервичной речевой патологией):

Уважаемые педагоги, вашему вниманию будут представлены высокомотивационные игры, способствующие активизации  познавательного интереса в обучении у детей с непервичной речевой патологией, в частности с ЗПР, РАС. Таких детей характеризует низкая познавательная активность либо полное отсутствие познавательной деятельности, и, как следствие отсутствие речевой инициативы в процессе деятельности.

Высокомотивационные игры основаны на эффекте неожиданности и предполагают возможность давать невербальную инструкцию, если у ребенка есть нарушение понимания речи. Данные игры широко используются на этапе установления контакта педагога с ребенком.

Примеры высокомотивационных игр (стажировка «Запуск речи» О.Тарасова):

- ребенок тянет за веревочку, к которой привязана игрушка (игрушки могут прятаться в сыпучем материале или под тканью);

- ребенок дует на подкрашенную воду и видит картинки, которые лежат на дне емкости;

- игры с фонариком, например, ребенок светит фонариком на картинку и становится видна другая картинка;

- ребенок ищет предметы в гидрогеле или в другом сыпучем материале;

- внутри льда лежат игрушки, ребенок льет теплую воду и размораживая его.

Уважаемые педагоги, подумайте, какие высокомотивационные игры вы могли бы провести с детьми с ОВЗ,  используя данный дидактический материал (подносы с природным, сенсорным и разнообразным дидактическим материалом).

 

Итог:  использование многофункциональных и высокомотивационных игр способствует развитию детской инициативы, повышению у детей мотивации, интереса к занятиям.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativa_logopedy.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

мастер-класс: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКОМОТИВАЦИОННЫХ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ С ПЕРВИЧНОЙ И НЕПЕРВИЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ» учителя-логопеды: Пушкарева Ольга Сергеевна Кабалоева Елена Сергеевна г.Муравленко , 2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» (МАДОУ «ДС «СОЛНЫШКО»)

Слайд 2

ИНИЦИАТИВА (от лат. «начало») - почин, первый шаг, внутреннее побуждение к различным формам деятельности. Это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей.

Слайд 3

ПЕРВИЧНАЯ РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ НЕПЕРВИЧНАЯ РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР) РАСТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ЗАДЕРЖКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Слайд 4

ВЫСОКОМОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ – это дидактические игры , способствующие активизации познавательного интереса, повышению мотивации и развитию инициативы у детей с различной структурой дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нервно- психических нарушений у детей с ОВЗ - основа профилактики речевой патологии

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых на...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Преимущества использования проектной технологии в сфере развития одаренности у детей, привлекательность ее для педагога и учащихся.

В своей деятельности учителя всегда находятся в поиске новых способов, средств, методик взаимодействия и взаимопонимания с учащимися, приводящими...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...