Использование дидактических игр в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с различной речевой патологией.
статья
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с различной речевой патологией.
Фонетико-фонематическое недоразвитие это расстройство процессов связанных с формированием произношения у детей, страдающих различными речевыми нарушениями, которые были вызваны дефектами восприятия и воспроизведения фонем.
По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин). Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа является важной коррекционно-логопедической задачей при проведении мероприятий по исправлению недостатков, как устной так и письменной речи, а также при обучении грамоте дошкольников с нормальным речевым развитием. Самым часто встречающимся нарушением у детей 5-7 лет являются различные дефекты произношения звуков. Старший дошкольный возраст является непосредственной подготовкой к переходу ребёнка на дальнейший, крайне важный этап во всей его жизни – поступление в школу.
В фонетико-фонематическом недоразвитии речи можно выделить несколько состояний:
- затруднение при анализе тех звуков, которые ребенок произносит дефектно;
- сложность в различении звуков, которые относятся к различным группам фонем при сохранной артикуляции;
- проблема в определении заданного звука и правильной последовательности звуков в слове.
Таким образом, если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематических процессов, то обязательно возникнут затруднения в овладении чтением и письмом. Работа по преодолению фонематических нарушений включает в себя специально организованные коррекционные занятия. Логопед обучает таких детей умению узнавать и различать звуки, входящие в состав родного языка; c помощью артикуляторных упражнений вырабатывает их правильные уклады; фиксирует и автоматизирует верное произношение звуков и их различение; развивает умение совершать звуко-слоговой анализ слов. Данные мероприятия помогут ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи.
В качестве распространения собственного опыта работы над развитием фонематических функций предлагаем следующие дидактические игры и упражнения. 1.«Сигнальные карточки». Логопедическая задача: развитие фонематического восприятия и фонематического анализа (выделение заданного звука из серии звуков, слогов, слов). Ход игры: детям предлагается поднять вверх сигнальную карточку определённого цвета (красный, синий, зелёный) при произнесении логопедом заданного звука.
2.«Чудо – дерево». Логопедическая задача: развитие фонематического восприятия и фонематического анализа (определение наличия заданного звука в словах – названиях картинок). Ход игры: на фланелеграфе изображение дерева и предметные картинки. Дети выбирают те карточки, в названии которых есть заданный звук, и размещают на дереве. 3.«Где растёт тюльпанчик?» Логопедическая задача: развитие фонематического анализа (определение места заданного звука в словах), развитие навыков фонематического восприятия и представления. Общеобразовательная задача: использование приёмов мнемотехники.
Ход игры: Предлагается набор из трёх карточек, на которых изображены два кактуса и тюльпан, находящихся в разных позициях и набор картинок по лексической теме. Местоположение тюльпана указывает, где находится заданный звук. Дети выбирают картинки, соответствующие схеме. 4.«Волшебные корзинки». Логопедическая задача: определение места заданного звука в словах. Развитие навыков фонематических представлений. Ход игры: на наборном полотне три корзинки и комплект картинок. Детям предлагается положить в одну корзинку слова, начинающиеся с заданного звука, во вторую - те картинки, в названии которых звук находится в середине, в третью –картинки, название которых заканчивается данным звуком . 5.«Пирамида». Логопедическая задача: Совершенствование сложных форм фонематического анализа. Ход игры: предлагается изображение пирамиды в пять ярусов с различным количеством «кирпичиков» в каждом (от 3 до 7). Ребёнок выбирает картинку и определяет количество звуков в её названии. Затем размещает картинки на ярусе, количество кирпичиков которого соответствует количеству звуков в выбранном слове. 6.«Разноцветные домишки». Логопедическая задача: Развитие фонематических функций - дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков. Ход игры: перед каждым ребёнком на столе изображения синего и зелёного домиков и набор цветных фишек. Логопед ставит задачу определить, какой согласный звук находится в начале или конце слова. Затем произносит слова, а дети раскладывают фишки по домикам, цвет которых соответствует определённому согласному звуку.
7.«Ромашка» Логопедическая задача: слухо-произносительная дифференциация звуков, смешиваемых в произношении.
Общеобразовательная задача: развитие мелкой моторики. Ход игры: детям предлагается с помощью цветного шнура составить 2 ромашки, затем на лепесточках разместить картинки на дифференцируемые звуки. 8.«Соседи». Логопедическая задача: определение первого и последнего звука в слове. Ход игры: перед детьми полотно с картинками в два ряда, на которых перед или после картинки стоит пустая клетка. Необходимо определить, с какого звука начинается слово (если пустая клетка перед картинкой) или каким звуком заканчивается (если пустая клетка стоит после картинки) 9.«Звёздочки – звучалочки». Логопедическая задача: дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация твёрдых и мягких согласных. Общеобразовательная задача: использование приёмов мнемотехники.
Ход игры: у детей набор предметных картинок. На фланелеграф помещается звёздочка определённого цвета и даётся задание прикрепить вокруг неё те картинки, название которых начинается (заканчивается) на такой звук.
10.«Собери из первых звуков»
Логопедическая задача: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Общеобразовательная задача: обогащение словаря по лексическим темам.
Ход игры: для игры даны наборы предметных картинок с изображениями животных и игровые карточки. Детям раздаются игровые карточки с изображением ряда предметов. Необходимо определить первый звук в названии каждого предмета и составить из этих звуков слово. Если задание выполнено правильно, то должно получиться название животного, изображение которого ребёнок находит среди предметных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
обобщение опыта...
Нейропсихологические приемы для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...