Изгои в детском коллективе
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Изгои в детском коллективе
Все мы когда-то были детьми, а потому, наверное, каждый человек знаком не понаслышке с проблемой травли, гонений, нас мешек или просто игнорирования детьми друг друга. В любом классе, в любой детской или подростковой группе встречаются ре бята, которых не принимают, отвергают сверстники.
Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пре- бывания в школе. Естественно, ведущая роль отводится классно- му руководителю. В первую очередь необходимо учить детей взаимодействию друг с другом на переменах. Наибольшие слож- ности, связанные с детской агрессией, возни кают, если в классе оказывается несколько склонных с агрессивному поведению де- тей. Такие дети не умеют играть вместе. Любая совместная игра превращается в клубок сцепившихся тел. Даже ролевые игры но- сят деструктивный характер. Например, дети играющие в шпио- нов, цель которых – разрушить что-то у противника.
Задача взрослых – учить детей совместным играм. Совре- менные школьники часто не знают игр, в которые можно было бы поиграть на перемене или на группе продленного дня («Ру- чеек», «Светофор», «Заяц, сколько время?», «Зеркало», «Кали, ка- ли – стоп!» и тд.)
Для преодоления негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям необходимо «лечить» весь коллектив. Основ- ные направления в работе должны направлены на развитие терпи мости детей. Именно отсутствие терпимости к особенностям дру- гого, к его непохожести и лежит в основе преследования детьми друг друга.
Предлагаю Вам упражнения, которые вы можете применять в работе с классом с целью преодоления негативного отношения детей к друг другу:
Упражнение «Мы разные»
Двое уч-ся удаляются на время из поля остальных. (хорошо для этого выбрать изгоев). Оставшиеся должны как можно точ- нее описать их внешний вид. Нужно следить за тем, чтобы выс- казывания детей были необидными.
Это упражнение дает детям возможность проверить свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не замечают.
Упражнение «Бяка и Бука»
Дети рисуют Бяку и Буку. Затем все меняются листочками. Пытаются посмотреть на бяку глазами Буки, а на Буку – глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать. Интересное наблюдение: у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если ав- тор рисунка изобразил их симпатичными.
Упражнение «Закончи предложения»
Ребятам предлагается закончить предложения:
«Я не люблю, когда мои одноклассники…»
«Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…»
Затем обсуждаются ответы ребят. Фамилии можно не пи- сать. Упражнение помогает побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравиться и не нравиться в их поведении, чтобы хотелось изменить.
Упражнение «Лестница»
Нужно предложить уч-ся разместить, себя на ступеньках лестницы.
Позволяет определить уровень самооценки уч-ся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...
психологический климат в детском коллективе
презентация к мо классных руководителей...
Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива
Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива....
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...
Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"
Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...
«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
УДК 373.66...
Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"
Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами. В сюжете сценирия...