«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
статья на тему

Маслова Наталья Георгиевна

УДК  373.66

                                                                               Маслова Н.Г. учитель

                                                                                     ГБОУ СОШ № 603

 

 

 «Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»

 

Статья посвящена работе классных  руководителе, т.к. педагогический коллектив школы является органической составляющей, формальной структуры воспитательного коллектива. Профессиональные педагоги, классные руководители, играют здесь решающею роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива, объединяют педагогов в коллектив и обеспечивают  их взаимодействие с детским коллективом.

 

        Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективных отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. И.Ф.Козлов, исследователь творчества  А.С.Макаренко утверждал, что воспитательный коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни.

          Самым значимым достижением нашей отечественной педагогики в решении проблем коллективного воспитания стала педагогика А.С.Макаренко. Он, как педагог - теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А.С.Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта «быть личностью» обеспечивает специально организованный коллектив. Педагогическое наследие Макаренко А.С. Является достоянием мировой педагогики. В 1991 году был создана международная ассоциация А.С.Макаренко. В Германии работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат». Педагоги Германии  и США считают, что идеи Макаренко и сейчас помогают в борьбе против такой школы, где «демократия  доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка…»

         Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентричном обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентричном обществе меньше помогают слабым и поэтому там больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность – охранным фирмам, страховым компаниям, даже переплачивать за товары, так как они стоят дороже из-за дорогих охранных систем в магазине. Уже сейчас становится ясно, что общество, культивирующее индивидуализм и игнорирующее коллективные ценности неизбежно зайдет в тупик.

            По выражению А.С.Макаренко коллектив – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Общественная деятельность в школьном коллективе способствует формированию общественной активности, вызывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, оказывать помощь товарищам, заботиться об окружающих. Коллектив – естественная социальная среда, в которой происходит социализация детей и подростков. Взросление, вхождение в социальную жизнь общества невозможно для человека ,если он умеет жить только своими интересами, не способен взаимодействовать с разными людьми, общаться, не получил опыта самоутверждения в коллективной деятельности.

           Детский коллектив – сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различается две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (он организуется классным руководителем или воспитателем).

          Неформальная структура коллектива – это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно, с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может  не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива. В системе  межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место и имеет свою социальную диспозицию.
1) «звезда» - бесспорный лидер *

2) «предпочитаемый» - пользуется симпатией большинства

Исследования проведенное нами в 5а и 7б, 7э ответ на вопрос: Есть ли лидер в вашем классе?

5а-  72% учащихся  класса ответили положительно

28% отрицательно

7б-  71% ответили положительно, 29 % отрицательно

– 62% положительно, 38% отрицательно

3) «принятый» - признается двумя тремя приятелями

4) «непринятый» - к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно

5) «отверженный» - с ним активно не хотят общаться.

Кроме того, в неформальной структуре существует негласное распределение ролей. Например: «классный клоун», «миротворец», «банкир», «козел отпущения». В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура, прозвища, негласный свод правил, устное творчество и свои традиции общения, любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды. Субкультуре противостоять очень сложно, она всегда была,   есть и будет, так наша задача уменьшить  ее влияние не отрицая и не запрещая ее, предлагать учащимся другие ценности. Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация учащихся, выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними.

        Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа коллектива. В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют определенные социальные роли, это различные поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкретное содержание, длительность и «границы» ответственности. В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуалы, традиции решения острых проблем и конфликтов. Макаренко считал, что традиции украшают коллектив: «Живя в такой сетке традиций  ребята чувствуют себя в обстановке своего собственного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать». Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагогического коллектива. Наши исследования показало, что работа классного руководителя приводит  к созданию  классных коллективов  и эти коллективы осознаются учащимися.

На вопрос:  Можете ли Вы назвать свой класс коллективом?

-72%  учащихся  ответило положительно , 28 % отрицательно

-76%   положительно, 24% отрицательно

- 52% положительно, 47% отрицательно.

Первичный коллектив – это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения»  к личности ребенка. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянные контакты его членов, поэтому он не может быть численно большим. Создавая первичные коллективы, непременно следует учитывать принципы  «кто с кем дружит», то  есть желание детей быть вместе и сотрудничать. Настоящий первичный коллектив разновозрастный, где граница в возрасте между старшими и младшими не превышает 3-5 лет.

Взаимодействие старших и младших имеет большое социально-статусное и ценностное значение: учит распределению ролей в обществе и дает представление о преемственности норм, правил, ценностей жизни.

Исследования показали, что: 

88% учащихся класса, 85% 7б класса,  67% 7э, хотели бы участвовать в коллективном деле.  Причины они называли разные.

 

   Жизнь первичных коллективов  во многом определяется качеством общего коллектива.

Общий коллектив составляется из совокупности  первичных коллективов как «дифференцированное единство». Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей не может выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как  «клеточка» общего коллектива. Только в общем коллективе развиваются и обогащаются главные признаки воспитательного коллектива.

1)    Осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей, складывается, когда первичный коллектив участвует на равных с другими такими же коллективами в общем деле.

2)    Выстраивается определенная структура внешних и внутренних связей, обогащаются « горизонтальные»  контакты (между ровесниками, например в параллели классов) и «вертикали» (между старшими и младшими), расширяется диапазон деловых контактов, поручений;

3)    Складывается общая ценно-нравственная атмосфера (своего рода «дух школы») который во многом определяет отношение к своему коллективу. Для того чтобы общий коллектив хорошо функционировал, следует организовать специальные формы взаимодействия.

А) «Коммуникативная» сеть школы: школьное радио, стен газета, общешкольный журнал и даже единая компьютерная сеть, сделают всех участниками общего информационного поля.

Б)  «Центры  деловой активности» ими могут  быть: школьный театр, музей,  любая творческая площадка, где увеличенные взрослые организуют постоянно притягивающие детей  дела. В ся деятельности таких центров строится на общих интересах и сотрудничестве.

В) «Связи соотнесения » это соревнования  в разнообразных  видах деятельности, когда сопоставляются достижения разных коллективов.

Г)  «Связи сотрудничества» такие формы коллективной работы, которые  объединяют в решении реальных проблем, несколько  коллективов из разных возрастных параллелей.

Д) « Ключевые дела школы » это могут быть коллективные, творческие дела в честь традиционных праздников: день учителя, новогоднее представление, девятое мая.

Педагогический коллектив школы является органической составляющей, формальной структуры воспитательного коллектива. Профессиональные педагоги, классные руководители, играют здесь решающею роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива, объединяют педагогов в коллектив и обеспечивают  их взаимодействие с детским коллективом, следующие условия: 

1.            Единая педагогическая позиция. Такое единство строится на  единой вере в силу воспитания, на едином нравственном понятий о добре и зле, на стремлении найти общий подход к детям.

2.            Разнообразие творческих интересов и способностей педагогов. Воспитание постоянно требует организовывать разнообразную и увлекательную для детей деятельность, обеспечить это могут, только талантливые  и знающие дело педагоги.

3.            Культура общения педагогов, гуманизм их отношения к друг к другу и к своим воспитанникам.

Перечисленные выше условия, тем не менее, не отменяют функциональных обязанностей классных руководителей:

- Создание дружного классного коллектива, в котором успешно решаются межличностные проблемы и противоречия,  присутствует доброжелательная атмосфера.

- Изучение индивидуальных особенностей  учащихся и оказание им помощи в решении личных проблем, обеспечение защищенности учащихся в случаи,  не понимая окружающими.

- Формирование условий для успешной деятельности, ученического самоуправления в классе.

- организация работы по сохранению жизни и здоровью обучающихся.

- организация и проведение классных часов, других мероприятий,  адекватных образовательным потребностям обучающихся и особенностям современной  социально- педагогической реальности; Создание условий для полноценного  включения обучающихся в образовательный процесс   (решение  проблем их посещаемости, успеваемости, дисциплины);

-  оказание помощи обучающимся класса в подготовки и участии в школьных и вне школьных мероприятиях.

   В нашей школе накоплен достаточный опыт, создание первичных коллективов, который будет представлен в сообщениях классных руководителей.

 

 

Использованные источники:

1.  Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя», М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2.  Кроль В.М.  «Психология и педагогика»,  М.: Высшая школа, 2001

3.  Крылова А.А.  «Психология. Учебник», М.: «Проспект», 2003(1998).      

 

 

 

Маслова Наталья Георгиевна

8-921-771-00-51

Helen.spb@mail.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК  373.66

                                                                               Маслова Н.Г. учитель

                                                                                     ГБОУ СОШ № 603

 «Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»

Статья посвящена работе классных  руководителе, т.к. педагогический коллектив школы является органической составляющей, формальной структуры воспитательного коллектива. Профессиональные педагоги, классные руководители, играют здесь решающею роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива, объединяют педагогов в коллектив и обеспечивают  их взаимодействие с детским коллективом.

        Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективных отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. И.Ф.Козлов, исследователь творчества  А.С.Макаренко утверждал, что воспитательный коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни.

          Самым значимым достижением нашей отечественной педагогики в решении проблем коллективного воспитания стала педагогика А.С.Макаренко. Он, как педагог - теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А.С.Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта «быть личностью» обеспечивает специально организованный коллектив. Педагогическое наследие Макаренко А.С. Является достоянием мировой педагогики. В 1991 году был создана международная ассоциация А.С.Макаренко. В Германии работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат». Педагоги Германии  и США считают, что идеи Макаренко и сейчас помогают в борьбе против такой школы, где «демократия  доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка…»

         Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентричном обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентричном обществе меньше помогают слабым и поэтому там больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность – охранным фирмам, страховым компаниям, даже переплачивать за товары, так как они стоят дороже из-за дорогих охранных систем в магазине. Уже сейчас становится ясно, что общество, культивирующее индивидуализм и игнорирующее коллективные ценности неизбежно зайдет в тупик.

            По выражению А.С.Макаренко коллектив – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Общественная деятельность в школьном коллективе способствует формированию общественной активности, вызывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, оказывать помощь товарищам, заботиться об окружающих. Коллектив – естественная социальная среда, в которой происходит социализация детей и подростков. Взросление, вхождение в социальную жизнь общества невозможно для человека ,если он умеет жить только своими интересами, не способен взаимодействовать с разными людьми, общаться, не получил опыта самоутверждения в коллективной деятельности.

           Детский коллектив – сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различается две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (он организуется классным руководителем или воспитателем).

          Неформальная структура коллектива – это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно, с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может  не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива. В системе  межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место и имеет свою социальную диспозицию.
1) «звезда» - бесспорный лидер *

2) «предпочитаемый» - пользуется симпатией большинства

Исследования проведенное нами в 5а и 7б, 7э ответ на вопрос: Есть ли лидер в вашем классе?

5а-  72% учащихся  класса ответили положительно

28% отрицательно

7б-  71% ответили положительно, 29 % отрицательно

– 62% положительно, 38% отрицательно

3) «принятый» - признается двумя тремя приятелями

4) «непринятый» - к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно

5) «отверженный» - с ним активно не хотят общаться.

Кроме того, в неформальной структуре существует негласное распределение ролей. Например: «классный клоун», «миротворец», «банкир», «козел отпущения». В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура, прозвища, негласный свод правил, устное творчество и свои традиции общения, любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды. Субкультуре противостоять очень сложно, она всегда была,   есть и будет, так наша задача уменьшить  ее влияние не отрицая и не запрещая ее, предлагать учащимся другие ценности. Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация учащихся, выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними.

        Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа коллектива. В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют определенные социальные роли, это различные поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкретное содержание, длительность и «границы» ответственности. В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуалы, традиции решения острых проблем и конфликтов. Макаренко считал, что традиции украшают коллектив: «Живя в такой сетке традиций  ребята чувствуют себя в обстановке своего собственного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать». Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагогического коллектива. Наши исследования показало, что работа классного руководителя приводит  к созданию  классных коллективов  и эти коллективы осознаются учащимися.

На вопрос:  Можете ли Вы назвать свой класс коллективом?

-72%  учащихся   ответило положительно , 28 % отрицательно

-76%   положительно, 24% отрицательно

- 52% положительно, 47% отрицательно.

Первичный коллектив – это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения»  к личности ребенка. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянные контакты его членов, поэтому он не может быть численно большим. Создавая первичные коллективы, непременно следует учитывать принципы  «кто с кем дружит», то  есть желание детей быть вместе и сотрудничать. Настоящий первичный коллектив разновозрастный, где граница в возрасте между старшими и младшими не превышает 3-5 лет.

Взаимодействие старших и младших имеет большое социально-статусное и ценностное значение: учит распределению ролей в обществе и дает представление о преемственности норм, правил, ценностей жизни.

Исследования показали, что:  

88% учащихся  класса, 85% 7б класса,  67% 7э, хотели бы участвовать в коллективном деле.  Причины они называли разные.

   Жизнь первичных коллективов  во многом определяется качеством общего коллектива.

Общий коллектив составляется из совокупности  первичных коллективов как «дифференцированное единство». Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей не может выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как  «клеточка» общего коллектива. Только в общем коллективе развиваются и обогащаются главные признаки воспитательного коллектива.

  1. Осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей, складывается, когда первичный коллектив участвует на равных с другими такими же коллективами в общем деле.
  2. Выстраивается определенная структура внешних и внутренних связей, обогащаются « горизонтальные»  контакты (между ровесниками, например в параллели классов) и «вертикали» (между старшими и младшими), расширяется диапазон деловых контактов, поручений;
  3. Складывается общая ценно-нравственная атмосфера (своего рода «дух школы») который во многом определяет отношение к своему коллективу. Для того чтобы общий коллектив хорошо функционировал, следует организовать специальные формы взаимодействия.

А) «Коммуникативная» сеть школы: школьное радио, стен газета, общешкольный журнал и даже единая компьютерная сеть, сделают всех участниками общего информационного поля.

Б)  «Центры  деловой активности» ими могут  быть: школьный театр, музей,  любая творческая площадка, где увеличенные взрослые организуют постоянно притягивающие детей  дела. В ся деятельности таких центров строится на общих интересах и сотрудничестве.

В) «Связи соотнесения » это соревнования  в разнообразных  видах деятельности, когда сопоставляются достижения разных коллективов.

Г)  «Связи сотрудничества» такие формы коллективной работы, которые  объединяют в решении реальных проблем, несколько  коллективов из разных возрастных параллелей.

Д) « Ключевые дела школы » это могут быть коллективные, творческие дела в честь традиционных праздников: день учителя, новогоднее представление, девятое мая.

Педагогический коллектив школы является органической составляющей, формальной структуры воспитательного коллектива. Профессиональные педагоги, классные руководители, играют здесь решающею роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива, объединяют педагогов в коллектив и обеспечивают  их взаимодействие с детским коллективом, следующие условия:  

  1. Единая педагогическая позиция. Такое единство строится на  единой вере в силу воспитания, на едином нравственном понятий о добре и зле, на стремлении найти общий подход к детям.
  2. Разнообразие творческих интересов и способностей педагогов. Воспитание постоянно требует организовывать разнообразную и увлекательную для детей деятельность, обеспечить это могут, только талантливые  и знающие дело педагоги.
  3. Культура общения педагогов, гуманизм их отношения к друг к другу и к своим воспитанникам.

Перечисленные выше условия, тем не менее, не отменяют функциональных обязанностей классных руководителей:

- Создание дружного классного коллектива, в котором успешно решаются межличностные проблемы и противоречия,  присутствует доброжелательная атмосфера.

- Изучение индивидуальных особенностей  учащихся и оказание им помощи в решении личных проблем, обеспечение защищенности учащихся в случаи,  не понимая окружающими.

- Формирование условий для успешной деятельности, ученического самоуправления в классе.

- организация работы по сохранению жизни и здоровью обучающихся.

- организация и проведение классных часов, других мероприятий,  адекватных образовательным потребностям обучающихся и особенностям современной  социально- педагогической реальности; Создание условий для полноценного  включения обучающихся в образовательный процесс   (решение  проблем их посещаемости, успеваемости, дисциплины);

-  оказание помощи обучающимся класса в подготовки и участии в школьных и вне школьных мероприятиях.

   В нашей школе накоплен достаточный опыт, создание первичных коллективов, который будет представлен в сообщениях классных руководителей.

Использованные источники:

  1. Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя», М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Кроль В.М.  «Психология и педагогика»,  М.: Высшая школа, 2001
  3. Крылова А.А.  «Психология. Учебник», М.: «Проспект», 2003(1998).        

Маслова Наталья Георгиевна

8-921-771-00-51

Helen.spb@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса....

Эффективность работы классного руководителя при подготовке к ЕГЭ в ученическом и родительском коллективе.

статья, посвященная работе классного руководителя в выпускных классах...

«Система работы классного руководителя по формированию патриотической личности».

Конкурсная работа в рамках Городских педагогических чтений «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологи...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...